Седмица 5-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Преподобного Симеона столпника на Дивной горе (596). Преподобного Никиты, столпника Переяславского (1186). Блаженной Ксении Петербургской (прославление 1988).
Мучеников Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218). Преподобного Викентия Леринского (до 450).
Преподобный Симеон Столпник
Святой родился по молитвам матери к святому Иоанну Предтече с обещанием посвятить сына Богу. Уже в детстве Симеону являлся Господь, а шести лет от роду он удалился на пустынную гору и вскоре поселился в обители преподобного Иоанна Столпника, где взошёл на столп. На 22-м году жизни по откровению свыше он перешёл на Дивную гору, где основал монастырь. Симеон предсказал взятие Антиохии Хозроем I и землетрясение, исцелял различные недуги и даже воскрешал мёртвых. Призывая его имя, освобождались пленённые персами антиохийцы. По молитве преподобного в течение трёх лет не оскудевала пшеница в монастырской житнице, несмотря на то что её брали в большом количестве для множества паломников. Проведя на столпе 68 лет, преподобный Симеон скончался в 596 году.
Блаженная Ксения Петербургская
Святая Ксения жила в Санкт-Петербурге в XVIII веке. В 26 лет овдовела. Муж, придворный певчий, полковник Андрей Феодорович Петров, умер внезапно. Она была потрясена тем, что ее супруг скончался без должного христианского приготовления и покаяния, и решила подвигом своей жизни вымолить у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея. В день похорон надела его одежду и стала говорить, что умер не Андрей Феодорович, а его супруга Ксения Григорьевна. Так она приняла на себя подвиг юродства и несла его 45 лет. Днем бродила по городу, а ночью шла в поля и молилась. Господь удостоил Ксению дара прозорливости. Над ее могилой на Смоленском кладбище воздвигли каменную часовню. После многолетнего народного почитания ее причислили к лику святых. Это произошло 6 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Церкви.
Священное Писание
Сегодня многие думают, что, если ты в кризисе — тебе нужно обратиться к Богу за помощью. А может ли кризис наступить благодаря встрече с Богом? И если может, что человеку с этим делать? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 9-й и 10-й глав Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 9.
39И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себегреха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Глава 10.
01Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
02а входящий дверью есть пастырь овцам.
03Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
04И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
05За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
06Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
07Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
08Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
09Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Сложности, с которыми мы сталкиваемся, бывают как минимум двух типов: одни с нами случаются и от нас не зависят, другие мы создаём себе сами и вместо того, чтобы аккуратно их обойти, бьёмся о них лбом, как о стену, полагая, что лучше пострадать, чем признать себя неправыми.
Помню, как одна женщина пришла поговорить о своём сыне. Она считала, что именно он виноват в том, что их отношения зашли в тупик и находились в глубоком кризисе. Для меня же было очевидно, что она, а не он, ведёт себя неправильно, забывая о том, что перед ней не только её ребенок, но и взрослый человек, призванный Богом к своей собственной жизни. Обязанный заповедью почитать её как мать, но не обязанный слушаться во всём и вести себя, как слуга. Когда она поняла, что не нашла во мне союзника в обвинении сына, и особенно, когда узнала, что по заповеди человек призван «оставить отца и мать и прилепиться к жене своей», она была до крайности возмущена, ведь священник, церковь и чуть ли ни Сам Господь, оказались неправы в своих решениях. Так кризис в отношениях с сыном на время разросся до кризиса в отношениях с Богом. И путь решения этого кризиса был только один: склониться перед Творцом и перестать смотреть на всё с позиции учителя, и быть готовой учиться, в том числе и новым отношениям с сыном.
В начале сегодняшнего чтения из Евангелия от Иоанна Иисус говорит, что приходит в мир, чтобы обличить его и предложить посмотреть на себя со стороны, приходит для того, чтобы мир прозрел. Иудеи удивились и спросили — неужели и им предстоит прозреть? При этом говорили они так, что было ясно: у них-то проблем нет, они считают себя вполне зрячими. Из слов Спасителя понятно, что прозреть может только тот, кто понимает, что он слеп, а тому, кто уверен в своём здоровье, придётся пожинать плоды своей самоуверенности. Для иудеев в тот момент изменения оказались невозможны, и сегодня мы нередко вспоминаем об их поведении с осуждением. Однако и для каждого из нас призыв Христа может стать серьёзной проблемой, ведь и мы давно решили для себя, кто прав, а кто виноват, кто плохой, а кто хороший, и нам совсем не хочется пересматривать своё решение. Сегодняшнее чтение приглашает нас к тому, чтобы признать своё несовершенство, свою болезнь и обратиться за исцелением к Богу.
священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы знаем, как во многих странах, где провозглашается свобода вероисповедания, — одновременно происходит закабаление Церкви, потеря ее свободы. Эта свобода предполагает исповедничество. Не может быть свободы Церкви без исповедничества. И когда мы говорим о ее свободе, мы должны понять, что речь идет не только о каких-то властных структурах. Речь идет о центрах влияния, о тех центрах, из которых исходят опасные и губительные для рода человеческого заблуждения. И сохранение свободы перед лицом общего потока, в который погружается человечество под воздействием этих греховных влияний, является, с одной стороны, нашим долгом, долгом Церкви, а с другой стороны — всегда предполагает путь исповедничества.
Личные (ипостасные) свойства Лиц Пресвятой Троицы
Каждое Лицо Пресвятой Троицы — Бог, каждое из Лиц обладает полнотой Божественных совершенств. Но это не значит, что Божественные Лица ничем не различаются между Собой. Они различаются личными или ипостасными свойствами. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам есть различие в образах Их бытия. Ипостасное свойство Отца: Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит (но Сам рождает Сына и изводит Святого Духа); ипостасное свойство Сына: Сын вечно рождается от Отца (вечно — вне условий времени); ипостасное свойство Святого Духа: Он вечно исходит от Отца. Чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа — нам не ведомо. Синонимы слова Лицо — ипостась, личность (не путать с маской, личиной). Одна божественная сущность и три самосознания (каждое божественное Лицо осознаёт себя Лицом единотроичного Бога). В Боге три Личности, три «Я». Три божественные Личности далеко не во всём подобны 3-м человеческим. У Них нет разногласий, они равносовершенны, у Них не три солидарные воли, а единая воля. Обращаясь к любой Божественной Личности, мы обращаемся к Ней, как к одному из Лиц единотроичного Бога, а не как к обособленному индивидууму.
Молитвословия
Тропарь преподобного Никиты, столпника Переяславского
глас 4
Православным смыслом юношеская возжеления возненавидев/ и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/ и во благоразумии Богу угодил еси,/ и свыше от Него прием дар чудес,/ бесы прогоняти, недуги исцеляти,/ Никито преславне,// моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Никиты, столпника Переяславского
глас 8
Христа ради от твоих рабов нуждную смерть претерпел еси/ и венец нетления от Него восприял еси,/ приходящим же с верою от честнаго твоего гроба подаеши цельбы,/ о Никито преподобне,// молитвинниче о душах наших.
Молитва преподобному Никите Столпнику, Переславскому чудотворцу
О, всечестная главо, преподобне отче преблаженне, Никито преподобномучениче! Не забуди нищих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых своих и благоприятных молитвах к Богу и не забуди присещати чад своих. Моли за ны, отче благий и избранниче Христов, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, и не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева и не престай моляся за нас ко Христу Богу: тебе бо дана бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти убо жив пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя и соблюдая нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, заступниче и молитвенниче наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами у Престола Вседержителя Бога достойно веселится. Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем, и тебе молимся, и милися деем, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, и горьких мытарств, и воздушных князей, и вечныя муки избавится нам, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Ему, Господу нашему Иисусу Христу. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Симеона столпника
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе, отче наш Симеоне,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Симеона столпника
глас 2
Вышняя желая, дольная отложив,/ и, яко небо, столп соделавый,/ тем облистал еси чудес зарею, преподобне,/ и Христу, всех Богу,// молишися непрестанно о всех нас.
Тропарь блаженной Ксении Петербургской
глас 7
Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога// избавитися нам от всякаго зла покаянием.
Кондак блаженной Ксении Петербургской
глас 3
Днесь светло ликует град святаго Петра,/ яко множество скорбящих обретают утешение,/ на твоя молитвы надеющеся,/ Ксение всеблаженная,// ты бо еси граду сему похвала и утверждение.
Молитва первая блаженной Ксении Петербургской
О, святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышняго жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерию, глад и жажду, хлад и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сению Всемогущаго покоишися. Ныне святая Церковь, яко благоуханный цвет, прослави тя. Предстояще (на месте твоего погребения), пред образом твоим святым, яко живой ти сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси я ко престолу милосерднаго Отца Небеснаго; яко дерзновение к Нему имущая, испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных; помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатию дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие низпосли, монашествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения святых Христовых Тайн умоли ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение возсылаем и с тобою славим Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь.