Церковный календарь

5 июня. Память преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 июня. Память преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского

5-я седмица по Пасхе
Поста нет. 23 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Михаила исповедника, епископа Синадского (821). Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164). Собор Ростово-Ярославских святых.

Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1173). Преподобного Паисия Галичского (1460). Преподобномученика Михаила черноризца (IX).

Обретение мощей мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001).

Преподобный Михаил исповедник, епископ Синадский

Михаил родился в Эдессе. После смерти родителей он роздал имущество бедным и отправился в Иерусалим, где принял монашество. В это время Святая земля была под властью мусульман. Послушанием Михаила было продавать сосуды, сделанные иноками. Красивого юношу заметил слуга царицы Сеиды и отвел его к своей госпоже. Та стала соблазнять монаха на прелюбодеяние, суля ему безбедную жизнь во дворце. Поняв, что монах не нарушит обета целомудрия, она оклеветала его перед правителем, сказав, что он порицает мусульманскую религию, и рассчитывала, что его тотчас казнят. Но правитель отнесся к иноку благосклонно и велел просить, чего ему угодно. Михаил сказал, что хочет одного из трех: или свободы, или того, чтобы правитель принял Крещение, или смерти за Христа. Оскорбленный такими просьбами царь приказал отрубить юноше голову.

Преподобномученик Михаил черноризец

Святой Михаил Черноризец жил в IX веке, происходил из города Эдессы (Месопотамия). Раздав бедным оставшееся после родителей имущество, он отправился в Иерусалим, захваченный мусульманами. Михаил остался в Палестине и поселился в монастыре Святого Саввы. Однажды он был послан из монастыря в Иерусалим продавать изделия иноков. На рынке евнух царицы Сеиды, увидев, что монастырские изделия красивы и хорошо сделаны, привел его во дворец. Молодой инок понравился супруге царя, она пыталась вовлечь юношу в греховную связь, но намерения ее оказались тщетными. Тогда по приказу разгневанной Сеиды инока избили палками, а затем обвинили перед царем как врага ислама. Царь стал убеждать его принять свою веру, но Михаил отвечал: «Или отпусти меня в обитель, или крестись в христианскую веру, или отсеки мне голову, и я тогда отойду ко Христу Богу моему». Царь приказал дать святому чашу со смертельным ядом, выпив которую святой Михаил остался невредим, после чего царь повелел отсечь ему голову.

Собор Ростово-Ярославских святых

С ростовским краем тесно связана жизнь основателя монастыря — Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, ростовских бояр преподобных Кирилла и Марии, и многочисленных родственников и учеников великого старца. Из Ростова был родом старший брат Стефан и его сын Федор Симоновский, племянник Преподобного Сергия. Сродниками и уроженцами Ростова Великого были и первые ученики Преподобного Сергия Онисим-вратарь и его сын Елисей. В Соборе Ростово-Ярославских святых также празднуется память учеников и собеседников старца — преподобных Михея Радонежского, Никиты Боровского, Епифания Премудрого, Стефана Пермского, Авраамия (Палицына) и многих других. В сонме Ростово-Ярославских святых мы вспоминаем святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, и святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского и всея Руси, и многих Переславльских, Угличских и Пошехонских святых. Среди них тоже немало учеников и последователей Преподобного Сергия Радонежского.

Священное Писание

Деян., 37 зач., XV, 35-41

35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.

37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.

38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.

39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; 40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, 41и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Ин., 38 зач., X, 27-38

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

30 Я и Отец — одно.

31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 15, 35-41; Ин. 10, 27-38

 «Когда не верите Мне, верьте делам Моим», говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это - исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его - истина. Для нас к тем делам присоединилось еще - дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно сказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, и поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? - опять  «искали схватить Его». Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы  «схватить» не Господа - ибо это не по силам их - а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Движение вверх всегда связано с трудностями, будь то восхождение в гору, восхождение к вершинам образования, науки, искусства, профессиональным вершинам или к вершинам человеческого бытия. У каждого есть опыт вхождения на одну из ступеней, ведущих к этим вершинам. Немногим удается достигнуть наивысшей точки, но нет никого, кому бы не приходилось подниматься вверх по жизненным ступеням. Начиная с детского сада, с первых классов школы ребенок знает, что это восхождение связано с трудностями и самоограничением. Чтобы возрастать, нужно заставлять себя что-то делать, нужно отказаться от многих привычек и удовольствий, нужно добровольно возложить на себя самоограничение. Это знают все, особенно те, кто достиг больших результатов.

Каково содержание догмата о Пресвятой Троице?

Догмат о Пресвятой Троице звучит так. Бог един по существу (сущности, природе, естеству) и троичен в Лицах (Ипостасях). Эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух. Таким образом, когда мы говорим, что Бог Един, и когда говорим, что Бог троичен, — мы имеем в виду два разных богословских понятия: мы исповедуем в Боге единую Божественную сущность и три Божественных Лица. Бог единичен и троичен в разных отношениях. Каждое Божественное Лицо — Бог: Отец — Бог, Сын — Бог, Святой Дух — Бог. Однако Отец и Сын, и Святой Дух — не три Бога, но один. Эту истину открыл о Себе Сам Господь, в полной мере понимание этой истины доступно только Ему. Единство Отца и Сына, и Святого Духа, нельзя считать единством арифметическим. Бог абсолютно един, выше не только троичности, но и арифметической единичности. Божественные Лица сопребывают неслитно, но взаимно проникая друг в друга так, что не существуют одно вне другого.

Добродетель целомудрия

Нередко под целомудрием подразумевают хранение девства. В каком-то отношении и отчасти такое осмысление справедливо. Однако, когда мы говорим о целомудрии в христианском понимании, мы связываем это с цельностью личности вообще.

До грехопадения в Адаме не было такого раздрая душевных начал, или сил, а также раздрая во взаимодействии духа, души и тела, какой стал для него характерным после впадения в грех. Что мы имеем в виду? После грехопадения дух Адама потерял обращённость к Богу, душа вышла из подчинения духу, а плоть — из подчинения душе. И взаимодействие душевных сил, таких как волевая, разумная, чувственная, перестало быть гармоничным. Всё это мы можем ощутить и в себе. Кому, например, неизвестна ситуация, когда плоть тянет нас туда, куда не желает душа.

Образцом целомудренности для нас является Господь Иисус Христос – Новый Адам, Спаситель. Во Христе человеческая воля свободно и осознанно подчинена воле Божьей, дух — душа — тело, а также все силы Его души пребывают в гармоничном взаимодействии.

Заметим, что эквивалент русского слова «спасение» — «σωτηρία» — имеет одним из значений целение (человека), то есть исцеление приведение в цельность. Обретение добродетели целомудрия как раз и подразумевает осуществление этого аспекта спасения.

Молитвословия

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 4

Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.

Тропарь святителя Леонтия

глас 4

Апостолом сопричастник/ и к Богу молебник верен,/ добродетельми возшед на Небесная,/ и любовь возложил еси к Любящему тя,/ и неверныя люди обратил еси в веру./ Тем ныне, со Ангелы ликуя,/ предстоиши престолу славы всех Царя Христа Бога:/ молися, святителю Леонтие,// да спасет души наша.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Кондак святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 8

Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.

Кондак святителя Леонтия

глас 4

Жития ради чистоты,/ Всевидец Господь свет Свой насади в души твоей,/ вразумити люди многия/ твоими учении,// Леонтие преподобне.

Кондак преподобного Михаила

глас 8

Яко архиерей всечестен и благочестия священнострадалец,/ прещения злоименитаго не убоявся,/ еретическое того противление победил еси,/ свободным гласом велегласно вопия:/ иконе покланяюся Христове и Пречистыя Того Матере.// Сего ради тя почитаем, Михаиле.

Тропарь преподобного Паисия Галичского

глас 8

Днесь возсия нам память твоя, славне Паисие,/ яко солнце светозарное, лучами озаряющи весь мир,/ тако и ты, преподобне,/ чудесы своими тьму нощи злых духов от нас отгоняя;/ днесь Небесныя силы, и святых Ангел,/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся;/ днесь и мы, грешнии, припадающе честному твоему образу молимся:/ о, преподобне Паисие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, иже тебе почитающия.

Кондак преподобного Паисия Галичского

глас 3

Возсия, Господи, граду Твоему Галичу,/ яко светозарное солнце, угодник Твой Паисий,/ радостно вселенную озаряя своими чудесы,/ и приходящих с верою ко гробу его святому;/ тако молитвами Пречистый Богородицы от бед всех нас избави,/ и упраздни варварская шатания,/ яко мы, людие Твой, Господи,/ и град наш и страна вельми Тобою хвалится,/ и спасается молитвами преподобнаго Паисия.

Тропарь преподобной Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой

глас 4

Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/ учившему во святилищи Божию слову,/ последовала еси, Евфросиние./ Славу временную и земнаго обручника оставльши/ и вся мирская презревши,/ краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/ крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/ и многия к Нему наставляющи,/ во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/ идеже моли, Егоже возлюбила еси,/ о чтущих благочестно память твою.

Кондак преподобной Евфросинии Полоцкой

глас 8

Избранней Богом от самаго рождения/ и признанней на служение Ему,/ в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/ и преподобно пожившей,/ и ныне с Небесными силами Господа восхваляющей,/ о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/ с радостию и любовию воззовем:/ радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.

Тропарь Собору Ростово-Ярославских святых

глас 4

О благочестный соборе,/ о людие избраннии,/ святителие преподобнии и праведнии,/ и благовернии граждане российстии,/ яко звезды, на тверди церковней/ страны Ростовския и Ярославския к Богу предстателие,/ величаем с любовию вас, по плоти наших сродников./ Вы же молитеся даровати мир стране и Церкви нашей,/ благословение и милость Божию всем людем,/ всепрощение и спасение,/ ходатаи бо есте приснии о нас ко Святей Троице.

Теги:
Преподобный Михаил Синадский
православный календарь

Все публикации