Церковный календарь

3 июня. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 июня. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

6-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 21 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Вознесения ГосподняВладимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обретение мощей блаженного Андрея Симбирского (1998).

Преподобного Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Преподобного Додо Гареджийского (623) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из чудотворных икон Древней Руси, относимая к «письму евангелиста Луки». В её истории тесно связаны церковные и государственные события. 3 июня вспоминается избавление Москвы от разорения крымскими татарами, что летописцы осмыслили как «новейшее чудо Богоматери». Когда татары подошли к Москве, блаженному Василию было видение, что Божия Матерь сошла со Своего места в Успенском соборе и вместе с московскими святыми собирается покинуть город, сам же храм наполняется огнём. В то же время слепая инокиня и некая отроковица увидели, как преподобный Сергий и преподобный Варлаам Хутынский на коленях умоляют «световидный собор» святых остаться. После молебна святых перед Владимирской иконой они возвратились с ней в Кремль. В тот же день татар отбросили от города.

Равноапостольные цари Константин и Елена

Придя в 323-м году к власти, Константин стал распространять и поддерживать христианство в Римской империи. В этом святом деле ему помогала его мать — царица Елена. Когда Константин решил построить храмы на священных местах Святой Земли и найти Крест Господень, царица с радостью взялась за это. Часть Креста, а также гвозди и шипы тернового венца  она привезла в Рим. А на месте страданий, захоронения и воскресения Иисуса Христа начала строительство храма, который до сих пор является главной святыней в Иерусалиме. За заслуги и усердие в деле распространения христианской веры Церковь стала называть императора Константина и царицу Елену равноапостольными.

Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор

Константин был потомком равноапостольного князя Владимира. Он получил в удел город Муром, жители которого в то время оставались язычниками. Они с оружием в руках сопротивлялись принятию Крещения и не пускали нового князя в город. Желая показать муромцам свое стремление к миру, он отправил к ним в качестве посланника своего сына, отрока Михаила, но язычники убили его. Взойдя, тем не менее, на княжеский престол, Константин не стал относиться к горожанам, как к врагам, но думал, прежде всего, об их просвещении Евангельской истиной, в этом ему помогал сын Феодор. Однажды язычники, недовольные строительством в Муроме храмов, окружили терем, угрожая князю смертью, но он смиренно вышел к ним с иконой Богородицы, чем изменил их настроение и остановил бунт. Когда Константин умер, горожане оплакивали его, как отца.

Преподобный Кассиан Грек

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, был из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе и поселился в Ферапонтовом монастыре. К монашеской жизни он пришел после того, как в ночном видении увидел преподобного Мартиниана, который побудил его принять постриг. Спустя некоторое время Кассиан оставил монастырь и близ города Углича, при слиянии Волги и Учмы, учредил обитель в честь Успения Божией Матери. Скончался угодник Божий в глубокой старости. Из Угличской летописи мы знаем о многих чудесах, произошедших по молитвам этого праведника.

Священное Писание

Деян., 42 зач., XIX, 1-8

1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, 2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7 Всех их было человек около двенадцати.

8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Ин., 47 зач., XIV, 1-11

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.

3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.

5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?

6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.

8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.

9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?

10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.

11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 19, 1-8; Ин. 14, 1-11

«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Стало быть, деисты не знают Бога, несмотря на то, что и имя Его носят (Deus - Бог; отсюда деист) и красно о Нем рассуждают. Нет истинного Бога без Сына, равно и без Духа Святого. Кто верует в Бога, но не исповедует Его Отцом Сына, тот не в того бога верует, который истинный Бог, а в иного какого-то, собственного изобретения. Истинный Бог дал Сына Его, дал «область» (власть) «чадами Божиими быть», любит их, и всякую молитву их слышит, ради Сына. Потому-то кто имеет Сына, тот и Отца имеет; кто не имеет Сына, тот и Отца не имеет. Никто не приходит ко Отцу, как только через Сына, и от Отца ничего не получает, как только через Сына. Помимо Сына нет пути к истинному Богу, и кто мечтает изобрести Его, тот блуждает.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Церковь призвана сохранять традицию по одной простой причине – потому что именно в Церкви человек преодолевает время. У нас есть разные способы окунуться в прошлое. Например, мы можем читать книги или смотреть исторические фильмы, но это делает нас лишь зрителем прошлого. В Церкви же человек силой Святого Духа становится не зрителем, а соучастником всего, что совершил Господь ради спасения, и даже того, что еще произойдет: Его рождения, жизни, проповеди, страдания, смерти и Воскресения, Вознесения, «одесную Бога Отца седения, Второго и славного паки Пришествия».

Свойство Божие — всеблаженство

Всеблаженство Божие выражается в совершенном отсутствии у Бога какой-либо внутренней неудовлетворенности, в вечном и неизменном наслаждении Бога вечно присущими Ему Его естественными совершенствами. Всеблаженство Божие нельзя осмысливать как форму самодовольства, характеризуемую равнодушием к сотворенному миру. Бог любит Свое Творение, промышляет и заботится о нём: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Если человек ищет истинного, вечного счастья, то найти его он может только в Боге.

Святой Константин Великий в жизни Церкви

После обращения к истинной вере императора Константина и признания святым Феодосием Великим христианства государственной религией Римская империя стала тезоименита Господу Иисусу Христу и воспринималась как единое христианское общество, организованное политически и церковно.

Первый христианский император был понуждаем святителями к активному участию в церковной жизни. Святой Константин Великий созывает Вселенский Собор, способствует принятию православного Символа Веры, преследует донатистов и других еретиков.

Евсевий Кесарийский называет императора Константина всеобщим епископом (τις κοινὸς ἐπίσκοπος, букв. общий надзиратель), который должен наблюдать за церковным народом, в том числе епископатом; созывать соборы, примирять враждующие архиерейские группировки; в целом — всячески содействовать единству Церкви.

Сам царь, получивший в церковном сознании именование равноапостольного, вполне осознавал значение своего положения для распространения истинной веры. «Вы — епископы внутренних [дел] Церкви, а я был поставлен от Бога епископом внешних», — говорил он. Слова святого Константина можно интерпретировать как содействие проповеди среди язычников: «…варвары чрез меня, истинного Божиего служителя, познали теперь Бога… и из страха предо мною благоговеют и пред Ним», — утверждал он.

В то же время святой Константин понимал своё служение и как насаждение принятого Православной Церковью вероучения среди своих подданных, включая даже архиереев: «Если же кто-нибудь не внемлет моему призыву, чего я не ожидаю, то я пошлю своего подчинённого, чтобы доставить его и втолковать неслушнику, что он не имеет права сопротивляться приказам императора, ищущего защитить истину», — писал император епископам империи.

Также отметим, что византийский император воспринимался как одушевлённый образ Христов и изображался со священным нимбом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

глас 4

Ветхаго Рима имея воспитание,/ державу отечества своего, град Мангупский, оставль,/ и нивочтоже вменил еси княжение/ и славу маловременную суетнаго века Христа ради,/ и паче земнаго богатства избра богатство себе Небесное и славу вечную/ возвысив ум свой к Богу,/ и житие свое со Ангелы вожделел еси восприяти,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ и Богоспасаемаго Углеча града достигл еси,/ и близ в пределех области его, над Волгою рекою, в пустыню вселився,/ и обитель преславну в честь Божия Матере воздвигл еси,/ и в ней тело свое предложив, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Кассиане,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

глас 8

Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане.

Тропарь равноапостольных царя Константина и царицы Елены

глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены

глас 3

Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора

глас 4

Константин днесь весело ликовствует,/ предстоя престолу Святыя Троицы,/ видя отечествие свое, мастию духовною сияющее;/ емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его,/ и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора

глас 8

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе/ отечество его, хваляся, вопиет,/ имеющее его начальника и заступника,/ яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския./ Сего ради вопием ему сице:/ радуйся, княже Константине преблаженне.

Молитва святым благоверным князьям Константину и чадам его: Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам

О храбрый воине и избранный воеводо небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли, благовернаго князя Михаила послушнаго тебе до смерти и кровь свою пролиявшаго за град сей и яко незлобиваго агнца заколена бывша (тщашеся бо тьмы душ обратити ко Господу спасаемых), и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию, и живущия и труждающияся в ней, соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим, и к раце мощей ваших с верою прибегающим, безбеднии правителие будите: злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение, молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси, прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наша заступники, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Владимирская икона Божией Матери
равноапостольные Константин и Елена
преподобный Кассиан Грек
православный календарь

Все публикации