3 июня. Празднование в честь Владимирской иконы Божией Матери

6187
Фото

Седмица 5-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обретение мощей блаженного Андрея Симбирского (1998).

Преподобного Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. Преподобного Додо Гареджийского (623) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

В этот день в составе Собора Уфимских святых прославляется прмц. Маргарита (Гунаропуло), игумения Мензелинская (см. 9 августа).

Память архиепископа Казанского и Свияжского Вассиана. Возглавлял Казанскую епархию с 14 февраля по 21 мая 1575 г. Скончался в Казани 21 мая 1575 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля у северной стены.

Память митрополита Новгородского и Олонецкого Амвросия (Подобедова). Возглавлял Казанскую епархию в сане архиепископа Казанского и Свияжского с 27 марта 1785 по 16 октября 1799 гг. Восстановил сгоревшие и обветшавшие здания Казанской духовной семинарии, которая при нем в 1797 г. была преобразована в академию (так называемую «старую»). Скончался в Великом Новгороде 21 мая 1818 г., погребен в новгородском Софийском соборе.

Память протоиерея Василия Бережковского, ректора Казанской духовной семинарии (1877-1879). Скончался в Уфе в 1893 г. Поминовение совершается в день назначения прот. Василия на ректорскую должность в КазДС 21 мая 1877 г.

Престольные праздники

Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Александро-Невского прихода мкр. Азино г. Казани (К)

Придел Владимирской иконы Пресвятой Богородицы храма свв. Космы и Дамиана с. Кураково Менделеевского района (К)

Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с. Монашево Менделеевского района (К)

Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с. Новая Тумба Нурлатского района (Ч)

Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с. Шумбут Рыбно-Слободского района (К)

Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с. Бетьки Тукаевского района (К)

Храм равноапп. царей Константина и Елены г. Бугульмы (А)

Храм равноапп. царей Константина и Елены на острове-граде Свияжск (К)

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из чудотворных икон Древней Руси, относимая к «письму евангелиста Луки». В её истории тесно связаны церковные и государственные события. 3 июня вспоминается избавление Москвы от разорения крымскими татарами, что летописцы осмыслили как «новейшее чудо Богоматери». Когда татары подошли к Москве, блаженному Василию было видение, что Божия Матерь сошла со Своего места в Успенском соборе и вместе с московскими святыми собирается покинуть город, сам же храм наполняется огнём. В то же время слепая инокиня и некая отроковица увидели, как преподобный Сергий и преподобный Варлаам Хутынский на коленях умоляют «световидный собор» святых остаться. После молебна святых перед Владимирской иконой они возвратились с ней в Кремль. В тот же день татар отбросили от города.

Равноапостольные цари Константин и Елена

Придя в 323-м году к власти, Константин стал распространять и поддерживать христианство в Римской империи. В этом святом деле ему помогала его мать — царица Елена. Когда Константин решил построить храмы на священных местах Святой Земли и найти Крест Господень, царица с радостью взялась за это. Часть Креста, а также гвозди и шипы тернового венца она привезла в Рим. А на месте страданий, захоронения и воскресения Иисуса Христа начала строительство храма, который до сих пор является главной святыней в Иерусалиме. За заслуги и усердие в деле распространения христианской веры Церковь стала называть императора Константина и царицу Елену равноапостольными.

Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор

Константин был потомком равноапостольного князя Владимира. Он получил в удел город Муром, жители которого в то время оставались язычниками. Они с оружием в руках сопротивлялись принятию Крещения и не пускали нового князя в город. Желая показать муромцам свое стремление к миру, он отправил к ним в качестве посланника своего сына, отрока Михаила, но язычники убили его. Взойдя, тем не менее, на княжеский престол, Константин не стал относиться к горожанам, как к врагам, но думал, прежде всего, об их просвещении Евангельской истиной, в этом ему помогал сын Феодор. Однажды язычники, недовольные строительством в Муроме храмов, окружили терем, угрожая князю смертью, но он смиренно вышел к ним с иконой Богородицы, чем изменил их настроение и остановил бунт. Когда Константин умер, горожане оплакивали его, как отца.

Преподобный Кассиан Грек

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, был из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе и поселился в Ферапонтовом монастыре. К монашеской жизни он пришел после того, как в ночном видении увидел преподобного Мартиниана, который побудил его принять постриг. Спустя некоторое время Кассиан оставил монастырь и близ города Углича, при слиянии Волги и Учмы, учредил обитель в честь Успения Божией Матери. Скончался угодник Божий в глубокой старости. Из Угличской летописи мы знаем о многих чудесах, произошедших по молитвам этого праведника.

Священное Писание

...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Удивительный духовный подъем, который сопровождается строительством новых храмов, свидетельствует о том, что жива вера в сердцах наших людей и стремление к благочестию, стремление к тому, чтобы жить по Божиим заповедям, ведь только такая жизнь и приводит человека к счастью. Все остальное ведет лишь к фантомам. Кажется, счастье наступило, кажется, столь необходимая цель достигнута — что-то построить, купить, еще построить, еще приобрести; но вот эти цели достигнуты, и становится ясно, что нет удовлетворения, которого мы ждали. А подлинная цель — это состояние нашей души. Чего-то материального может и не хватать, всякое бывает, но, чтобы душа была спокойна, нужны другие цели, и самая великая из них — это жизнь с Богом. Почему? Да потому что Бог всемогущ, Бог есть Любовь, Бог есть Правда, и, живя с Богом, мы способны любить и быть любимы. Живя с Богом, мы способны жить по Его правде, а ведь это и есть величайшее счастье.

Святой Константин Великий в жизни Церкви

После обращения к истинной вере императора Константина и признания святым Феодосием Великим христианства государственной религией Римская империя стала тезоименита Господу Иисусу Христу и воспринималась как единое христианское общество, организованное политически и церковно.

Первый христианский император был понуждаем святителями к активному участию в церковной жизни. Святой Константин Великий созывает Вселенский Собор, способствует принятию православного Символа Веры, преследует донатистов и других еретиков.

Евсевий Кесарийский называет императора Константина всеобщим епископом (τις κοινὸς ἐπίσκοπος, букв. общий надзиратель), который должен наблюдать за церковным народом, в том числе епископатом; созывать соборы, примирять враждующие архиерейские группировки; в целом — всячески содействовать единству Церкви.

Сам царь, получивший в церковном сознании именование равноапостольного, вполне осознавал значение своего положения для распространения истинной веры. «Вы — епископы внутренних [дел] Церкви, а я был поставлен от Бога епископом внешних», — говорил он. Слова святого Константина можно интерпретировать как содействие проповеди среди язычников: «…варвары чрез меня, истинного Божиего служителя, познали теперь Бога… и из страха предо мною благоговеют и пред Ним», — утверждал он.

В то же время святой Константин понимал своё служение и как насаждение принятого Православной Церковью вероучения среди своих подданных, включая даже архиереев: «Если же кто-нибудь не внемлет моему призыву, чего я не ожидаю, то я пошлю своего подчинённого, чтобы доставить его и втолковать неслушнику, что он не имеет права сопротивляться приказам императора, ищущего защитить истину», — писал император епископам империи.

Также отметим, что византийский император воспринимался как одушевлённый образ Христов и изображался со священным нимбом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

глас 4

Ветхаго Рима имея воспитание,/ державу отечества своего, град Мангупский, оставль,/ и нивочтоже вменил еси княжение/ и славу маловременную суетнаго века Христа ради,/ и паче земнаго богатства избра богатство себе Небесное и славу вечную/ возвысив ум свой к Богу,/ и житие свое со Ангелы вожделел еси восприяти,/ промышлением Божественнаго разума направляемь,/ и Богоспасаемаго Углеча града достигл еси,/ и близ в пределех области его, над Волгою рекою, в пустыню вселився,/ и обитель преславну в честь Божия Матере воздвигл еси,/ и в ней тело свое предложив, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Кассиане,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

глас 8

Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане.

Тропарь равноапостольных царя Константина и царицы Елены

глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев/ и, якоже Павел, звание не от человек прием,/ в царех апостол Твой, Господи,/ Царствующий град в руце Твоей положи,/ егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы,/ едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольных царя Константина и царицы Елены

глас 3

Константин днесь с материю Еленою/ Крест являют, всечестное древо,/ всех убо иудеев посрамление суще,/ оружие же на противныя верных людей:/ нас бо ради явися знамение велие/ и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора

глас 4

Константин днесь весело ликовствует,/ предстоя престолу Святыя Троицы,/ видя отечествие свое, мастию духовною сияющее;/ емуже последоваша Михаил и Феодор, сынове его,/ и молятся вси трие вкупе о душах наших.

Кондак благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора

глас 8

Изрядному воеводе и правоверному князю Константину с сынома его вкупе/ отечество его, хваляся, вопиет,/ имеющее его начальника и заступника,/ яко избавльшееся им от прелести и скверны идольския./ Сего ради вопием ему сице:/ радуйся, княже Константине преблаженне.

Молитва святым благоверным князьям Константину и чадам его: Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам

О храбрый воине и избранный воеводо небеснаго Царя Христа, победивый прелесть идолослужения силою Святаго Духа и просветивый град Муром святым крещением, святый благоверный княже Константине! Усердно предстояще честней раце многоцелебных мощей твоих, со слезами молим тя, просяще прияти нам твоим к Богу ходатайством грехов оставление. Предстани, святе, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, и подвигни с собою на молитву преудобренныя своя две отрасли, благовернаго князя Михаила послушнаго тебе до смерти и кровь свою пролиявшаго за град сей и яко незлобиваго агнца заколена бывша (тщашеся бо тьмы душ обратити ко Господу спасаемых), и благовернаго князя Феодора, ревнителя благочестию. Еще со слезами смиренно просим: сохраните, блаженнии, невредим град сей, егоже возлюбисте и свободисте от работы демонския. Обитель же сию, и живущия и труждающияся в ней, соблюдите невредимо от всех козней и стрел демонских. Даруйте, святии, царствующим градом, граду сему, всякому граду и стране мирное и немятежное житие и изобилие плодов земных. По морю плавающим и путешествующим, и к раце мощей ваших с верою прибегающим, безбеднии правителие будите: злых свобождение, мирное и радостное в домы их возвращение, молитвами вашими даруйте, да вси с радостию взываем: о благовернии наши заступницы! Соблюдите всех без напастей, да вси, прибегающе с верою к цельбоносней раце мощей ваших исцеление душам и телесем нашим приемлюще, прославляем вас, наша заступники, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирская

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской

О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Заступница Небесная
Публикации 8 сентября 2024
Заступница Небесная

Реку Угру наши предки называли «Поясом Богородицы». И это неслучайно. Однажды, много веков назад, речка, словно небесный щит, преградила путь опасным и жестоким врагам, направлявшимся в Москву для ее опустошения и очередного разорения.

В праздник Владимирской иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского собора
В праздник Владимирской иконы Божией Матери митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанского собора

6 июля 2024 года митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

Празднование Владимирской иконе Божией Матери — престольный праздник восьми храмов Татарстанской митрополии Празднование Владимирской иконе Божией Матери — престольный праздник восьми храмов Татарстанской митрополии

8 сентября совершается празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Это один из самых почитаемых образов Божией Матери.

Милосердия двери отверзи нам, Богородице
Публикации 6 июля 2023
Милосердия двери отверзи нам, Богородице

Слово, сказанное Высокопреосвященнейшим Никанором, архиепископом Казанским и Свияжским, 23 июня (6 июля по н.ст.) во Владимирском соборе города Казани