2 июня. Память святителя Алексия Московского

4683
Фото

Неделя 5-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Вознесение Господне

Мучеников Фалалея, Александра и Астерия (ок. 284). Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431).

Благоверного князя Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского (1299). Мученика Аскалона (ок. 287). Преподобных Завулона и Сосанны, родителей равноап. Нины (IV).

Память митрополита Суздальского и Юрьевского Сильвестра (Гловацкого). Монашество и священный сан принял в Казани. Учитель (1732-1736), префект (1736-1740) и ректор (1740-1744) Казанской духовной семинарии. Архимандрит Свияжского Успенского монастыря и управляющий Конторой новокрещенских дел Казанской епархии (1742-1749). Скончался в Москве20 мая 1760 г.

Память архимандрита Иннокентия (Новгородова).Инспектор (1854-1855) и ректор Казанской духовной семинарии (1855-1864), ректор Казанской духовной академии (1864-1868). Скончался в Казани 20 мая 1868 г.

Память архиепископа Карталинского и Кахетинского Алексея (Молчанова), экзарха Грузии.Выпускник (1887) и ректор (1900-1905) Казанской духовной академии, казанский священник и законоучитель ряда учебных заведений, ректор Казанской духовной семинарии (1899-1900). Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Чистопольского с 10 сентября 1900 по 26 марта 1905 гг. Скончался в Тифлисе 20 мая 1914 г.

Престольные праздники

Нижний храм свт. Алексия Московского Воскресенского храма пгт. Алексеевское (Ч)

Неделя о самаряныне

В пятую Неделю по Пасхе, неделю о самаряныне, Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой. Это событие — очевидное свидетельство Божественной славы воскресшего Спасителя, так как после беседы с Господом самарянка и её соотечественники убедились в том, что говоривший с ними есть воистину Спаситель мира — Христос. В службе этой недели повествуется о том, как Спаситель во время беседы с самарянкой, возбудив в ней искреннее покаяние, сделал её способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжёг в её сердце желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самаряныня «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Так, Церковь показывает нам, что Господь идёт навстречу ищущим истину и устрояет их спасение, а чрез них и спасение других.

Святитель Алексий Московский

Митрополит Алексий, святитель Московский, возглавлял столичную кафедру в сложнейшее для страны время. Его трудами росла и крепла власть князя Московского, а Москва возвышалась как центр Православия и единения Руси. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Перед своей кончиной митрополит Алексий указал место своего погребения в Чудовом монастыре, за алтарем храма. Но великий князь Димитрий Донской, почитавший святителя Алексия, повелел положить тело митрополита близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены его нетленные мощи. Они покоятся в кафедральном Богоявленском соборе Москвы.

Мученик Фалалей

Сирийский юноша Фалалей был христианином и врачом-бессребреником. Во время гонений он был схвачен, но бежал из-под стражи. Фалалея нашли слуги правителя другого города, Эгеи, и на допросе он без утайки рассказал о своей вере и о побеге. Правитель приказал подвергнуть его пыткам, во время которых два палача убедились в присутствии рядом с юношей Божией силы, исповедали себя христианами и сами были казнены. Из-за того, что мученик оставался невредим, несмотря на истязания, его заподозрили в колдовстве. Тогда на Фалалея натравили диких зверей при большом стечении народа, пришедшего смотреть на казнь, как на развлечение. Но хищники стали лизать ему ноги, а настоящего чародея, выведенного на арену, растерзали. Люди закричали: «Велик Бог христианский!», но судьи остались непреклонны и приказали отрубить мученику голову.

Священное Писание

Если мы с кем-то находимся в конфликте по нашей собственной вине, можно сколько угодно оправдываться, но исцеление отношений начнётся с того, что мы честно посмотрим на себя. А что делать человеку, если он хочет наладить отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 4.

05Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

06Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

07Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

08Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

09Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30Они вышли из города и пошли к Нему.

31Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41И еще большее число уверовали по Его слову.

42А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Конфликт, который подспудно присутствует в начале сегодняшнего чтения из Евангелия от Иоанна, современному человеку вряд ли будет до конца понятен. Христос разговаривает с самарянкой, в чём мы не видим ничего необычного. На самом же деле обращаясь к ней, Он преодолевает не один барьер, который существовал в то время. Барьер между мужчиной и женщиной, барьер между иудеем и самарянкой. И, конечно, если мы несколько отвлечёмся от буквального смысла происходящего, в этом обращении к ней Христа мы можем увидеть Бога, который приходит к заблудшему человечеству, чтобы вернуть его в отчий дом.

Хотя грешники кажутся самоуверенными, их души стремятся к Богу и в грехе никогда успокоиться не могут. Поэтому нередко человек может интересоваться вопросами веры как будто бы с некоторой иронией, может задавать вопросы с подвохом и при этом внутренне жаждать серьёзных ответов, которые повлияют на его жизнь.

Услышав слова Христа о воде живой самарянка попросила у Него этой воды. Понимала ли она, о чём просит? Хотела ли просто облегчИть собственную жизнь и не ходить к колодцу или её сердце увидело в Том, Кого она встретила, Учителя?

Но прежде, чем получить воду, ей надо привести ко Христу своего мужа. Точнее, признаться самой себе, что их было пятеро и тот, с кем она живёт сейчас, ей совсем не муж. Иными словами, ей надо честно посмотреть на себя и признаться себе в том, что она грешница. Такое признание и есть главное условие, с которого может начаться новая жизнь. И именно это особенно трудно современному человеку. Он может быть откровенен до бесстыдства, может вывернуть свою душу наизнанку перед всеми, но просто признаться себе, что его жизнь пуста и что без Бога он так и не нашёл смысла, человек не может. Если же ему удаётся сделать подобное признание, если он не бросается оправдываться и защищаться... он обретает смысл, обретает связь с Богом и ответы на самые серьёзные вопросы, как обрела их самарянка.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

...

Достоинство иметь образ жизни

Один человек, совсем не имевший связи с Церковью, сказал мне: «Я из правых». — «Да раз ты себя крестом не осеняешь, что толку в этом? — ответил я ему. — Что толку в том, что рука считается правой, если она не совершает крестного знамения? Чем она отличается от левой, которая не совершает крестного знамения… Если ты из правых, а крестного знамения не делаешь, то чем ты отличаешься от левых? Цель в том, чтобы ты был человеком духовным, чтобы ты жил близ Христа. Тогда ты поможешь и другим». Если человек ведет правильную жизнь, то его дело говорит само за себя. В одном городе жил протестант, который осуждал всех: и клириков и владык. А в монастыре неподалеку подвизался один монах. Однажды какой-то атеист спрашивает протестанта: «Ну, ладно, вот всех владык, всех попов ты осуждаешь. А вот об этом монахе что скажешь?» — «С этим монахом, — говорит, — я считаюсь, потому что он не такой, как они». Как же помогает другим человек верующий, где бы он ни был, если сам он живет правильно!

Добродетель нестяжания

«Не собирайте себе сокровищ на земле…, ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21), — учил Спаситель, преподав Своей земной жизнью пример нестяжания.

Преподобный Нил Синайский утверждал, что: «Многостяжательный опутан попечениями и, как пес, привязан цепью; если принужден переселиться, то скорбное воспоминание об имуществе несет с собою, как тяжелое и бесполезное бремя».

Добродетель нестяжания исторгает из сердца страсть к деньгам и наживе, порождающую жадность, любовь к роскоши и жестокость.

Молитвословия

Тропарь Вознесения Господня

глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак Вознесения Господня

глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

Молитва Господу Иисусу Христу в праздник Вознесения Господня

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей “ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения” Твоего “земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари”, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Алексия, митрополита Московского

глас 2

Яко сокровище пребогатое, многолетно в земли сокровенное,/ честныя мощи твоя обретошася чудоточащия,/ всеблаженне отче святителю Алексие,/ от нихже врачевство приемлюще, обогащаемся/ и Христа славословим, глаголюще:// слава прославляющему святыя Своя.

Кондак святителя Алексия, митрополита Московского

глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба возсия нам/ от мног лет сокровены честныя твоя мощи нетленны,/ святителю Алексие,/ тобою благодать приемлем,/ всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши,/ действом благодати, да поем ти:// радуйся, отче, светило России.

Молитва святителю Алексию, митрополиту Московскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владьще, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи,* безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенныи цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.

Новости по теме

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково
В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Кирилл совершил Литургию в храме пророка Божия Илии казанского посёлка Борисково

25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме пророка Божия Илии посёлка Борисково в городе Казани.

В праздник обретения мощей святителя Алексия Московского митрополит Кирилл совершил Литургию на архиерейском подворье Московских святителей города Казани
В праздник обретения мощей святителя Алексия Московского митрополит Кирилл совершил Литургию на архиерейском подворье Московских святителей города Казани

2 июня, в день отдания праздника Вознесения Господня, праздник обретения мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию на архиерейском подворье Московских святителей города Казани.

Храм поселка Алексеевское отметил престольный праздник Храм поселка Алексеевское отметил престольный праздник

25 февраля, в день памяти святителя Алексия Московского, в сослужении духовенства Алексеевского благочиния епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен совершил в храме Божественную литургию.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?