Церковный календарь

30 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 мая. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
Поста нет. 17 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Андроника и святой Иунии (I).

Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407). Обретение мощей преподобномученика Адриана Ондрусовского. Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284–305). Святителя Стефана, патриарха Константинопольского (893).

Неделя о самаряныне

В пятую Неделю по Пасхе, неделю о самаряныне, Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкой. Это событие — очевидное свидетельство Божественной славы воскресшего Спасителя, так как после беседы с Господом самарянка и её соотечественники убедились в том, что говоривший с ними есть воистину Спаситель мира — Христос. В службе этой недели повествуется о том, как Спаситель во время беседы с самарянкой, возбудив в ней искреннее покаяние, сделал её способной понять Его возвышенное учение о «спасительной воде» и возжёг в её сердце желание «прияти воду жизни, из Него изливаемую», «юже пивши», самаряныня «всем проповеда» Христа, «пришедша плотию, за еже спасти человека». Так, Церковь показывает нам, что Господь идёт навстречу ищущим истину и устрояет их спасение, а чрез них и спасение других.

Апостол от 70-ти Андроник и святая Иуния

Святые приходились родственниками Первоверховному апостолу Павлу. Их труды он отмечает в Послании к Римлянам: «Приветствуйте Андроника и Иунию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа». Святой Андроник был епископом Паннонии, но проповедь его и Иунии распространялась и в других странах, там язычники обращались ко Христу, а на месте идольских капищ возникали храмы. Из службы в честь этих святых известно, что они пострадали за веру. В V веке благочестивому клирику Николаю Каллиграду было откровение о том, что среди обретенных в предместье Константинополя мощей 17-ти мучеников находятся мощи и апостола Андроника. На этом месте был построен величественный храм, где по молитвам совершались чудесные исцеления больных

Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский

Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский, был младшим сыном императора Василия Македонянина и родным братом византийского императора Льва Мудрого. Святитель Стефан был воспитанником святого Константинопольского Патриарха Фотия, от которого принял монашество и священный сан. В 886 году император Лев свёл с Константинопольской кафедры святителя Фотия и отправил его в ссылку. По желанию императора на Константинопольскую кафедру был возведён святой Стефан, которому в это время было только 18 лет. Став Патриархом, святитель Стефан во всём действовал согласно со своим царствующим братом. Он бдительно стоял на страже своей духовной паствы, был милостив, заботился о вдовах и сиротах и отличался крайним воздержанием. Скончался святитель Стефан мирно в 893 году и был погребён в Сикеллийском монастыре.

Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская

Преподобная Евфросиния была верной супругой князя Димитрия Донского. Большое влияние на ее духовную жизнь оказал Преподобный Сергий Радонежский, который крестил в своем монастыре двух княжеских сыновей. После смерти супруга она приняла постриг в Вознесенском монастыре Кремля, который основала там, где провожала и встречала князя Димитрия с Куликова поля. Прожив в иночестве несколько недель, княгиня мирно отошла ко Господу. На глазах у москвичей, пришедших почтить память правительницы, у ее гроба сама собой возгорелась свеча. Жизнь преподобной Евфросинии свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

Священное Писание

Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30

19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.

20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.

21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.

23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; 24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.

25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.

26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.

28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.

29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, 30что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.

Ин., 12 зач., IV, 5-42

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 11, 19-26, 29-30; Ин. 4, 5-42

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова - восстановление падшего. Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Добрые дела, к которым Господь нас призывает, – это и есть поклонение в духе. Давайте зададим самим себе простой вопрос: а как я поклоняюсь Богу? И тогда сразу отойдут на второй план такие понятия, как количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе незначительны для дела человеческого спасения. Но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие. Как мы поклоняемся Богу? Насколько мы живем Божественной истиной? Насколько мы готовы эту истину защищать? Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу? Это очень критические вопросы, которые каждый пред собой должен поставить, потому что эти же вопросы и Бог поставит перед нами на Страшном суде.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о действии духа Божия в Церкви

Говорят об авве Антонии, что он сказал: я видел Духа Божия нисходящим на трёх человеков: на авву Афанасия — и дано ему патриаршество; на авву Пахомия — и дано ему начальство над общежитиями; на авву Макария — и дана ему благодать исцеления недугов. Замечательное видение! Вот какими орудиями поддерживалась Церковь Божия! Вот какими орудиями установлялись учреждения её! Основал Бог Церковь Свою действием Слова и Духа Своего — и поддерживает Он Церковь этим действием. Сами апостолы из себя единственно не могли сделать ничего. Господь заповедал им пребывать неисходно во Иерусалиме, доколе не низойдёт на них Святой Дух. Облечённые силою свыше, не прежде, они вышли на проповедь, насадили во вселенной истинное богопознание. Деятели в Церкви — Слово Божие и Дух Божий; благодатные человеки — только орудия. Человек, чуждый благодати, не может быть орудием. Ошибаются, тяжко ошибаются те, которые хотят действовать в деле Божием силою и средствами своего падшего естества.

Свойство Божие — правда (справедливость)

Правда Божья проявляется в том, что Бог исполняет требования Своей святой воли и требует от всех одаренных свободой и разумом творений, чтобы они исполняли данные Им нравственные законы и заповеди; нелицеприятно воздаёт каждому по его мыслям, желаниям, стремлениям, делам и поступкам, доброго не оставляет без надлежащей награды, и злого без надлежащего воздаяния. Правду Божью нельзя противопоставлять милосердию Божью. Действуя по правде, Бог вместе с тем действует и как Милосердный Владыка. Все свойства Бога находятся в гармонии, это же касается и милости со справедливостью. Ведь милость без правды может обратиться попустительством злу, а правда без милости — жестокостью. Справедливость является ограничителем зла.

Молитвословия

Тропарь святых Андроника и Иунии

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак святых Андроника и Иунии

глас 2

Звезду пресветлую,/ богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:// молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва преподобной Евфросинии Московской

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление о нас, недостоиных, с верою и любовию к тебе припадающих, и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людем от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления, подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавится и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Стефан Константинопольский
преподобная Ефросиния
православный календарь

Все публикации