Церковный календарь

30 мая. Память преподобной Евфросинии, великой княгини Московской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 мая. Память преподобной Евфросинии, великой княгини Московской

Четверг 5-й седмицы по Пасхе.
Поста нет. 17 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии (Юнии) (I). Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407). Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284–305). Святителя Стефана, Патриарха Константинопольского (893).

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Апостол от 70-ти Андроник и святая Иуния

Святые приходились родственниками Первоверховному апостолу Павлу. Их труды он отмечает в Послании к Римлянам: «Приветствуйте Андроника и Иунию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа». Святой Андроник был епископом Паннонии, но проповедь его и Иунии распространялась и в других странах, там язычники обращались ко Христу, а на месте идольских капищ возникали храмы. Из службы в честь этих святых известно, что они пострадали за веру. В V веке благочестивому клирику Николаю Каллиграду было откровение о том, что среди обретенных в предместье Константинополя мощей 17-ти мучеников находятся мощи и апостола Андроника. На этом месте был построен величественный храм, где по молитвам совершались чудесные исцеления больных

Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский

Святитель Стефан, Патриарх Константинопольский, был младшим сыном императора Василия Македонянина и родным братом византийского императора Льва Мудрого. Святитель Стефан был воспитанником святого Константинопольского Патриарха Фотия, от которого принял монашество и священный сан. В 886 году император Лев свёл с Константинопольской кафедры святителя Фотия и отправил его в ссылку. По желанию императора на Константинопольскую кафедру был возведён святой Стефан, которому в это время было только 18 лет. Став Патриархом, святитель Стефан во всём действовал согласно со своим царствующим братом. Он бдительно стоял на страже своей духовной паствы, был милостив, заботился о вдовах и сиротах и отличался крайним воздержанием. Скончался святитель Стефан мирно в 893 году и был погребён в Сикеллийском монастыре.

Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская

Преподобная Евфросиния была верной супругой князя Димитрия Донского. Большое влияние на ее духовную жизнь оказал Преподобный Сергий Радонежский, который крестил в своем монастыре двух княжеских сыновей. После смерти супруга она приняла постриг в Вознесенском монастыре Кремля, который основала там, где провожала и встречала князя Димитрия с Куликова поля. Прожив в иночестве несколько недель, княгиня мирно отошла ко Господу. На глазах у москвичей, пришедших почтить память правительницы, у ее гроба сама собой возгорелась свеча. Жизнь преподобной Евфросинии свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.

Священное Писание

Деян., 35 зач., XIV, 20-27

20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.

21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.

27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.

Ин., 35 зач., IX, 39 — X, 9

39И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Глава 10.

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Молитвословия

Тропарь святых Андроника и Иунии

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак святых Андроника и Иунии

глас 2

Звезду пресветлую,/ богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:// молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 14, 20-27; Ин. 9, 39-10, 9

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Не видящие — это простой народ, в простоте сердца веровавший Господу; а видящие — это тогдашние книжники, ученые, которые по гордости ума и сами не веровали, и народу возбраняли. Умники наши себя считают зрячими, и, потому что считают себя такими, чуждаются веры в Господа, которой крепко держатся простые сердцем и умом. И стало быть, по истине-то Господней слепы они, а народ видит. Они точь в точь как те птицы, которые ночью видят, а днем не видят. True Христова им темна, а противное этой истине — ложь, им кажется ясною; тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: «неужели и мы слепы?» Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и невидения света на вас лежит. Можете видеть, да не хотите, полюбивши обманчивую, но прелестную ложь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о действии духа Божия в Церкви

Говорят об авве Антонии, что он сказал: я видел Духа Божия нисходящим на трёх человеков: на авву Афанасия – и дано ему патриаршество; на авву Пахомия – и дано ему начальство над общежитиями; на авву Макария – и дана ему благодать исцеления недугов. Замечательное видение! Вот какими орудиями поддерживалась Церковь Божия! Вот какими орудиями установлялись учреждения её! Основал Бог Церковь Свою действием Слова и Духа Своего – и поддерживает Он Церковь этим действием. Сами апостолы из себя единственно не могли сделать ничего. Господь заповедал им пребывать неисходно во Иерусалиме, доколе не низойдёт на них Святой Дух. Облечённые силою свыше, не прежде, они вышли на проповедь, насадили во вселенной истинное богопознание. Деятели в Церкви – Слово Божие и Дух Божий; благодатные человеки – только орудия. Человек, чуждый благодати, не может быть орудием. Ошибаются, тяжко ошибаются те, которые хотят действовать в деле Божием силою и средствами своего падшего естества.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что означает хранение догматов, хранение веры? Мы часто говорим, что православный человек — это тот, кто хранит веру. Но хранить веру, просто повторяя старые формулировки догматов, недостаточно, да и мало кто эти формулировки знает и помнит. Нужно хранить веру, отображенную в церковных догматах, по существу. А для того чтобы хранение веры было активным и, я бы сказал, творческим, мы должны соотносить Божественные истины, запечатленные в догматах, с реальностью нашей жизни. И если живем по вере, по тем самым догматам, то возникает возможность сопротивляться льстецу-диаволу, врагу рода человеческого, который вновь и вновь пытается наполнить человеческие суждения своей ложью. В этом актуальность, сила, злободневность того, что мы называем православной верой.

Теги:
Святитель Стефан Константинопольский
преподобная Ефросиния
православный календарь

Все публикации