Церковный календарь

25 мая. Память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
25 мая. Память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца

4-я седмица по Пасхе
Поста нет. 12 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Епифания, епископа Кипрского (403). Святителя Германа, патриарха Константинопольского (740). Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913).

Преподобного Дионисия Радонежского (1633). Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (1989). Святителей Савина, архиепископа Кипрского (V), и Полувия, епископа Ринокирского (V). Мученика Иоанна Валаха (1662) (Румын.).

Священномученика Петра Попова пресвитера (1937); мученицы Евдокии Мартишкиной (1938).

Прославление священномученика Ермогена, Патриарха Московского

Спустя 40 лет после мученической кончины Патриарха Ермогена, в феврале 1652 года, повелением царя Алексия Михайловича мощи святого перенесли из Чудова монастыря в Успенский собор Кремля. При открытии гроба останки оказались «целы, нетленны и благоухание испущающи». В 1812 году французы выбросили мощи Патриарха на пол собора, где их и нашли по уходе неприятеля сияющими нетлением. Когда готовилась коронация императора Александра III, со стены Успенского собора сорвался камень и пробил самый гроб Патриарха — его мощи вновь предстали нетленными… В юбилейные для династии Романовых 1912–1913 годы почитатели памяти святителя обратились к Святейшему Синоду с ходатайством о причтении Патриарха Ермогена к лику святых как великого молитвенника за Русь Православную. Синод представил государю Николаю II доклад, в котором изложил свое решение: «Мученически скончавшегося Патриарха Ермогена признать в лике святых…» На докладе император собственноручно начертал: «Прочел с чувством истинной радости».

Богослужебные труды Патриарха Ермогена

Патриарх Ермоген ревностно относился к сохранению чистоты богослужения Русской Православной Церкви. По его благословению были изданы Евангелие, четыре Минеи Месячные, напечатан «Большой Верховный Устав». При этом святой тщательно наблюдал за исправностью этих богослужебных изданий. По его благословению перевели с греческого языка службу апостолу Андрею Первозванному и восстановили празднование его памяти в Успенском соборе Кремля. Под его руководством возвели новое здание типографии и сделали станки для печатания богослужебных книг. Священномученик Ермоген составил «Сказание о Казанской иконе Божией Матери» и службу этой иконе, издал богослужебный сборник, написал послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках, «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения», обличающее священнослужителей в многогласии — одновременном отправлении разных частей службы для её ускорения, а мирян в неблагоговейном отношении к богослужению.

Святитель Епифаний Кипрский о Пресвятой Богородице

Святитель Епифаний Кипрский один из главных выразителей и защитников догмата о приснодевстве Богоматери в IV веке. В своих трудах он доказывает, что после чудесного зачатия и рождения Христа Богородица осталась непорочной и чистой Девой, что Её передали праведному Иосифу, 80-летнему старцу, «не для брачного супружества», а для охраны Её девства и законности домостроительства нашего спасения. Поэтому Богородица «только казалась женой этого мужа, но не имела с ним плотского общения», а под братьями и сёстрами Господа следует понимать детей Иосифа от первого брака. Отрицание приснодевства Богородицы святитель Епифаний называет «самым нечестивым из всех заблуждений». Считая Богородицу достойной почтения и чести, ибо Она приняла «в Своё лоно Всецаря, Небесного Бога, Сына Божия, Её утроба стала Его храмом и была уготована в жилище Господа для исполнения Его домостроительства во плоти», святитель выступает и против чрезмерного почитания Богородицы, как Бога: «Мария не Бог и не с неба получила тело».

Священное Писание

Деян., 25 зач., X, 21-33

21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.

23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.

24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.

25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.

26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.

27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.

29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде, 31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.

32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.

33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.

Ин., 25 зач., VII, 1-13

1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

2 Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.

3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.

4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

5 Ибо и братья Его не веровали в Него.

6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.

7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

8 Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.

9 Сие сказав им, остался в Галилее.

10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?

12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.

13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 10, 21-33; Ин. 7, 1-13

«Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы». Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно. Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим - сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и через верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы через досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но через органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В условиях массового духовного помрачения, когда большинство не понимало, где друг, а где враг, святитель Ермоген, будучи брошенным в темницу оккупантами и испытывая физические страдания, остался верен высокому Патриаршему долгу. Пламенными воззваниями и личным примером он показал народу важность стояния в правде. Архипастырь не потерял того духовного критерия, который позволяет ясно различать правду и ложь. Он сохранил эту способность именно потому, что был близок к Богу, и никакие материальные блага, соблазны власти и комфорта не могли помрачить его внутреннего зрения, просветленного Божественной Истиной. Под влиянием его посланий и по его благословению было сформировано ополчение Кузьмы Минина и князя Пожарского, которое освободило столицу. Однако сам угодник и исповедник Христов не дожил до этого долгожданного события: враги уморили его голодом в заточении. Призывы и молитвы умирающего в темнице восьмидесятилетнего старца заставили одуматься тех, кто оступился, вдохновили тех, кто искал путей возрождения ослабленной России, умилостивили Того, Кто подает всякую победу.

Свойство Божие — всемогущество

Всемогущество Божье выражается в том, что Бог обладает безграничною силою, в состоянии реализовывать любые Свои желания, замыслы, определения; реализовывать, как хочет, без каких-либо внутренних и внешних затруднений. Никакое стороннее бытие не способно препятствовать Божественной деятельности, стеснять или затруднять осуществление Его волеизъявлений. У многих возникает вопрос: если Бог Всемогущий, то может ли Он сделать зло? Бог может всё, что захочет. Но хочет Он только доброго, Его воля — благая и совершенная. И в этом Своём стремлении к добру Он всемогущ. Даже мы не делаем многое из того, что можем (в том числе и зло).

Молитвословия

Тропарь священномученика Ермогена

глас 4

Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Кондак священномученика Ермогена

глас 6

Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.

Священномученику Ермогену, патриарху Московскому 

О великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази, Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем российским пастыря добра, душу свою за овцы положивша и лютыя волки далече отгнавша. Ныне убо призри и на ны, недостойныя чада твоя (имена), умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающие. Крепость бо наша в нас оскуде и вражия ловления и сети обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Утверди нас в вере святей: научи нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная. Пастырем нашим буди архипастырь, воином вождь духовный, болящим врач, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердный отец и за вся теплый молитвенник яко да молитвами твоими ограждаеми, непрестанно воспоем и прославим всесвятое имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!

Теги:
Священномученик Ермоген Московский
Патриарх Ермоген
православный календарь

Все публикации