Церковный календарь

9 мая. Неделя вторая по Пасхе (Антипасха)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 мая. Неделя вторая по Пасхе (Антипасха)

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха).
Поста нет. 26 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396).

Праведной Глафиры девы (322). Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.).

Священномученика Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мучеников Николая и Петра (1918).

Неделя о Фоме

Вторая Неделя по Пасхе называется Фоминой неделей. В эту неделю Церковь вспоминает явление Господа по Воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомою. Это явление вспоминается в первый воскресный день по Пасхе, потому что его обстоятельства служат доказательством Воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию». Оно показывает, что Воскресший Господь имел не мнимую или призрачную плоть, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою Он был пригвождён ко кресту и на которой от этого остались, даже после Воскресения, язвы. «Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой». — поётся в кондаке Антипасхи.

Богослужение в Неделю о Фоме

Этим воскресеньем заканчивается Светлая седмица, и оно является как бы заменой самого Пасхального дня, отчего и названо Антипасхой, что в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». В этот день впервые обновляется память Воскресения Христова; отсюда неделя получила ещё название Новой, или Дня обновления, потому что в этот день сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением святым апостолам. По объяснению Синаксаря, существовал древний обычай совершать торжественное воспоминание некоторых важнейших событий, чтобы память о них не изгладилась. А так как величайшее из событий есть Воскресение Господа, то мы совершаем празднование в память его не только ежегодно, но и постоянно, через каждую седмицу. Поэтому настоящий воскресный день можно назвать и восьмым – потому что он восьмой от Пасхи, и первым – потому что он есть начало прочих недельных празднований. Этим празднованием Святая Церковь внушает нам необходимость для нас духовного благодатного обновления.

Святитель Стефан, епископ Пермский

Просвещение Перми начал в 1379 году святой Стефан Пермский. Для успеха своей миссии он выучил язык зырян, создал для них алфавит и перевёл Священное Писание и богослужебные книги. Свою проповедь святитель начал у реки Виледи, где совершил первые массовые крещения. В главном поселении зырян Усть-Выми святой построил первый православный храм. Готовя себе помощников из местного населения, он создал школу для мальчиков-зырян, где учил их грамоте и основам богослужения. Преодолевая сопротивление местных шаманов, святитель обходил с проповедью Пермский край, разрушая кумирни и крестя новоообращённых. В 1383 году он принял сан епископа, с кафедрой в Усть-Выме, и стал рукополагать священников-зырян. До своей блаженной кончины в 1396 году святитель продолжал миссию в Пермской епархии, строил храмы и часовни.

Поминовение павших воинов

Ни одна страна не погребла стольких воинов, сколько — Россия. Воином был первый русский святой, благоверный князь Борис, отказавшийся воевать с братом за власть и тем давший пример истинной воинской чести. Воинами были монахи Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя), которых Сергий Радонежский благословил защищать Русь в Куликовской битве. И в самой страшной войне, которую вела Россия, в то время отринувшая Бога, честно сражались тысячи верующих и тысячи обратились в веру. Яркий пример — письмо солдата Самохвалова (имя неизвестно) с Курской дуги. И пусть он, учившийся в безбожной школе, еще писал святое слово с маленькой буквы, но сказал главное: «Мама, просите у бога, чтобы я остался жив… Мама, всю правду я вам говорю, когда был дома, не признавал никогда бога, вспоминаю его на дню 40 раз…»

Священное Писание

Деян., 14 зач., V, 12-20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Ин., 65 зач., XX, 19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31

«Господь мой и Бог мой!» воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 1941–1945 годов. Наша страна была тогда слабой, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию. Но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, наш народ оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.

Богослужение в День Победы

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года «в преддверии 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени», установил совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2010 году, накануне 65-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выпустил указ о богослужении в День Победы.

Предстоятель Русской Церкви благословил совершать ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке: во время совершения Божественной литургии на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах…», а по окончании литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы и заупокойную литию о почивших воинах. На молебне читается особая молитва, составленная самим Патриархом по образцу молитвы святителя Филарета Московского «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык». «Святитель Филарет написал эту молитву в связи с победой над Наполеоном и вообще полагал полезным читать эту молитву всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах», — объяснял свой выбор Святейший Патриарх Кирилл. С 2015 года в День Победы во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла ровно в полдень начинается заупокойный колокольный звон, который продолжается 15 минут.

Молитвословия

Тропарь Недели Антипасхи

глас 7

Запечатану гробу, / Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

Кондак Недели Антипасхи

глас 8

Любопытною десницею / жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, / созаключенным бо дверем яко вшел еси, / с прочими апостолы вопияше Тебе: / Господь еси и Бог мой.

***

Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского

глас 4

Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 4

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 8

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Теги:
День Победы
святитель Стефан Пермский
православный календарь

Все публикации