Церковный календарь

9 мая. Поминовение усопших воинов. Память святителя Стефана, епископа Пермского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 мая. Поминовение усопших воинов. Память святителя Стефана, епископа Пермского

3-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 26 апреля по ст. ст.
После литургии совершается благодарственный молебен и лития.

В этот день совершается память: 

Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396).

Праведной Глафиры девы (322). Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.).

Священномученика Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мучеников Николая и Петра (1918).

Святитель Стефан, епископ Пермский

Просвещение Перми начал в 1379 году святой Стефан Пермский. Для успеха своей миссии он выучил язык зырян, создал для них алфавит и перевёл Священное Писание и богослужебные книги. Свою проповедь святитель начал у реки Виледи, где совершил первые массовые крещения. В главном поселении зырян Усть-Выми святой построил первый православный храм. Готовя себе помощников из местного населения, он создал школу для мальчиков-зырян, где учил их грамоте и основам богослужения. Преодолевая сопротивление местных шаманов, святитель обходил с проповедью Пермский край, разрушая кумирни и крестя новоообращённых. В 1383 году он принял сан епископа, с кафедрой в Усть-Выме, и стал рукополагать священников-зырян. До своей блаженной кончины в 1396 году святитель продолжал миссию в Пермской епархии, строил храмы и часовни.

Поминовение павших воинов

Ни одна страна не погребла стольких воинов, сколько — Россия. Воином был первый русский святой, благоверный князь Борис, отказавшийся воевать с братом за власть и тем давший пример истинной воинской чести. Воинами были монахи Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя), которых Сергий Радонежский благословил защищать Русь в Куликовской битве. И в самой страшной войне, которую вела Россия, в то время отринувшая Бога, честно сражались тысячи верующих и тысячи обратились в веру. Яркий пример — письмо солдата Самохвалова (имя неизвестно) с Курской дуги. И пусть он, учившийся в безбожной школе, еще писал святое слово с маленькой буквы, но сказал главное: «Мама, просите у бога, чтобы я остался жив… Мама, всю правду я вам говорю, когда был дома, не признавал никогда бога, вспоминаю его на дню 40 раз…»

Священное Писание

Деян., 22 зач., IX, 19-31

19 и, приняв пищи, укрепился. || И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.

21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.

22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.

23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.

24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.

25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.

26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.

28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.

29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

Ин., 52 зач., XV, 17 — XVI, 2

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 9, 19-31; Ин. 15, 17-16, 2

Когда святой Павел стал проповедывать в Дамаске, все дивились, говоря: «не тот ли это самый, который гнал призывающих имя сие?» И всегда так бывает, что те, среди которых кто-либо обращается от неверия к вере, или от греха к добродетели, дивятся, что сделалось с этим обращенным? Все шло у него по нашему, а тут вдруг все стало иначе: и речь, и взор, и поступь, и мысли не те, и начинания иные, и места посещения другие. Тут то же бывает, как если бы шел кто на запад и вдруг повернул на восток. Обе эти жизни противоположны и одна другую исключают. Кто захотел бы совместить их, или составить цельную жизнь частью из того, частью из другого, тот потратит и время и труды, а успеха никакого не будет. Какое общение! Только не понимающие дела могут говорить: «зачем так круто»!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 1941–1945 годов. Наша страна была тогда слабой, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию. Но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, наш народ оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.

Богослужение в День Победы

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года «в преддверии 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени», установил совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2010 году, накануне 65-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выпустил указ о богослужении в День Победы.

Предстоятель Русской Церкви благословил совершать ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке: во время совершения Божественной литургии на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах…», а по окончании литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы и заупокойную литию о почивших воинах. На молебне читается особая молитва, составленная самим Патриархом по образцу молитвы святителя Филарета Московского «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык». «Святитель Филарет написал эту молитву в связи с победой над Наполеоном и вообще полагал полезным читать эту молитву всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах», — объяснял свой выбор Святейший Патриарх Кирилл. С 2015 года в День Победы во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла ровно в полдень начинается заупокойный колокольный звон, который продолжается 15 минут.

Молитвословия

Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского

глас 4

Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 4

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 8

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Теги:
День Победы
святитель Стефан Пермский
православный календарь

Все публикации