Церковный календарь

9 мая. Поминовение усопших воинов. Память святителя Стефана, епископа Пермского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 мая. Поминовение усопших воинов. Память святителя Стефана, епископа Пермского

Седмица 3-я по Пасхе.
Поста нет. 26 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396).

Праведной Глафиры девы (322). Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.).

Священномученика Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его мучеников Николая и Петра (1918).

Святитель Стефан, епископ Пермский

Просвещение Перми начал в 1379 году святой Стефан Пермский. Для успеха своей миссии он выучил язык зырян, создал для них алфавит и перевёл Священное Писание и богослужебные книги. Свою проповедь святитель начал у реки Виледи, где совершил первые массовые крещения. В главном поселении зырян Усть-Выми святой построил первый православный храм. Готовя себе помощников из местного населения, он создал школу для мальчиков-зырян, где учил их грамоте и основам богослужения. Преодолевая сопротивление местных шаманов, святитель обходил с проповедью Пермский край, разрушая кумирни и крестя новоообращённых. В 1383 году он принял сан епископа, с кафедрой в Усть-Выме, и стал рукополагать священников-зырян. До своей блаженной кончины в 1396 году святитель продолжал миссию в Пермской епархии, строил храмы и часовни.

Поминовение павших воинов

Ни одна страна не погребла стольких воинов, сколько — Россия. Воином был первый русский святой, благоверный князь Борис, отказавшийся воевать с братом за власть и тем давший пример истинной воинской чести. Воинами были монахи Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя), которых Сергий Радонежский благословил защищать Русь в Куликовской битве. И в самой страшной войне, которую вела Россия, в то время отринувшая Бога, честно сражались тысячи верующих и тысячи обратились в веру. Яркий пример — письмо солдата Самохвалова (имя неизвестно) с Курской дуги. И пусть он, учившийся в безбожной школе, еще писал святое слово с маленькой буквы, но сказал главное: «Мама, просите у бога, чтобы я остался жив… Мама, всю правду я вам говорю, когда был дома, не признавал никогда бога, вспоминаю его на дню 40 раз…»

Священное Писание

Деян., 17 зач., VI, 8 — VII, 5, 47-60

8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Глава 7.

1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

Ин., 13 зач., IV, 46-54

46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 6, 8-7, 5, 47-60; Ин. 4, 46-54

Св. Стефан говорит: "Всевышний не в рукотворенных храмах живет. . . Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?". Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Как это совершается - непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда "Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению" (Фил. 2, 13). Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито - и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы, ставшие рядом со Христом, стоим на стороне силы, хотя эта сила представляется невероятной слабостью очень многим. Мы стоим вместе с Богом, сила Которого превышает всякую человеческую силу. И наш долг, в первую очередь служителей Церкви, но не только, долг каждого, кто называет себя христианином, – утверждать Божию правду, борясь со злом, временным и преходящим, очень часто субъективным и виртуальным, но приносящим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию правду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества. Служить Воскресшему Христу и означает утверждать Его правду о мире и о человеке, и это величайшее призвание.

О Цветной Триоди

Периодом пения Цветной Триоди называется время от первого дня Пасхи до Недели Всех святых, следующей за днём Пятидесятницы. Само название «Цветная Триодь» — русское; его не знает греческая богослужебная традиция. У греков аналогичная богослужебная книга называется Пентикостарием, так как главное содержание её составляют службы Пятидесятницы, то есть период от Святой Пасхи до дня Всех святых. В русской традиции название «Цветная Триодь» исторически связано с Неделей цветоносной, или Неделей ваий. Так как Великий пост заканчивается в пятницу шестой недели (когда поётся «Спасительную совершивше Четыредесятницу…»), то на этом в России до середины XVII века заканчивалась и Постная Триодь, так что следующие дни — Лазарева суббота, Вербное воскресенье (Неделя ваий) и Страстная седмица — входили уже в Цветную Триодь. Во время богослужебной реформы при Патриархе Никоне объём Цветной Триоди был приведён в согласие с греческим Пентикостарием. Название «Триодь» дано Цветной Триоди по аналогии с Постной.

Богослужение в День Победы

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в декабре 1994 года «в преддверии 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени», установил совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2010 году, накануне 65-летней годовщины победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выпустил указ о богослужении в День Победы.

Предстоятель Русской Церкви благословил совершать ежегодное литургическое поминовение в следующем порядке: во время совершения Божественной литургии на заупокойной ектении ввести особые прошения «о вождех и воинах…», а по окончании литургии служить благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы и заупокойную литию о почивших воинах. На молебне читается особая молитва, составленная самим Патриархом по образцу молитвы святителя Филарета Московского «в честь и память избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык». «Святитель Филарет написал эту молитву в связи с победой над Наполеоном и вообще полагал полезным читать эту молитву всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах», — объяснял свой выбор Святейший Патриарх Кирилл. С 2015 года в День Победы во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла ровно в полдень начинается заупокойный колокольный звон, который продолжается 15 минут.

Молитвословия

Кондак священномученика Василия, епископа Амасийского

глас 4

Царево повеление преобидев,/ Царство Небесное получил еси, Василие,/ в немже ликуя,/ поминай нас, чтущих память твою,/ священномучениче.

Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 4

Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского

глас 8

Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.

Теги:
День Победы
святитель Стефан Пермский
православный календарь

Все публикации