Церковный календарь

7 мая. Память мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 мая. Память мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов

2-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 24 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).

Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Преподобного Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мученика Александра Лионского (ок. 177). Мученика Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобного Елисаветы чудотворицы (V). Преподобного Фомы юродивого (546–560). Святителя Симеона Трансильванского (1656) (Румын.). Священномученика Бранко пресвитера (1941) (Серб.).

Мученика Сергия Архангельского (1938).

Молченской иконы Божией Матери (1405).

Мученик Савва Стратилат

Святой мученик Савва жил в III веке во времена правления императора Аврелиана. Благодаря своей храбрости он достиг высокого чина воеводы-стратилата. Но  когда императору стало известно, что Савва — христианин, он потребовал от него отречься от веры. Не добившись своего, Аврелиан приказал отдать Савву на жестокие пытки, после которых исповедник остался невредим. Став свидетелями страданий праведника, 70 воинов также признали себя христианами. Все они тут же были усечены мечом. Во время ночной молитвы Савве явился Иисус Христос, повелев не бояться страданий. Укрепленный Спасителем, святой вытерпел все муки и отдал свою душу Господу.

Мученики Пасикрат и Валентин

Святые мученики Пасикрат и Валентин за исповедание веры в Господа Иисуса Христа были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед изваянием Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: «Такова честь подобает сему богу!» На суде был и брат Пасикрата — Папиан, который был христианин, но из боязни мучений принёс жертву идолам. Предатель стал со слезами умолять брата принести жертву ложным богам. Святой Пасикрат, ответил, что отрёкшийся от Христа уже не может быть его братом. Затем он подошёл к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал правителю: «Тело смертно и, как ты видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки». Святые мученики Пасикрат и Валентин были усечены мечом.

Священное Писание

Деян., 15 зач., V, 21-33

21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов. 22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли, 23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.

24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.

25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.

26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.

27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря: 28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.

29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.

30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.

31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.

32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.

33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.

Ин., 19 зач., VI, 14-27

14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.

15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.

18 Дул сильный ветер, и море волновалось.

19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.

20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.

21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.

22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.

23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.

25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви́! когда Ты сюда пришел?

26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27

Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели — апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!. .

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

Преподобный Паисий Святогорец о Божией Матери

«Допустим, у какой-то женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит. Люди, по настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она человеческого рода. Богородица передаёт наши просьбы Христу, но и Сама по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтоб Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе. Богородица никогда нас не оставляет, несёт нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети».

Изобретались ли на Вселенских Соборах новые догматы?

Вселенский Собор — собрание представителей Вселенской Церкви (325-787 гг.), созванное ради решения тех или иных церковных задач, при содействии Божественной благодати, выражавшее голос Вселенской Церкви. В числе приоритетных задач Вселенских Соборов стояла задача защиты Православного вероучения от искажений и борьба с ересями. В рамках решения этих задач отцы Вселенских Соборов формулировали и утверждали те или иные догматические определения. Однако эти определения основывались на учении, открытом Церкви через апостолов, преподанном Господом Иисусом Христом. Таким образом, на Вселенских Соборах не изобретались новые догматические истины, но лишь формулировались и утверждались чёткие догматические формулировки (определения).

Может ли Церковь изменять содержание догматов?

Догматы суть неизменные истины христианского вероучения. Изменение содержания догматов (не путать с изменением содержания догматических формулировок) есть то же, что искажение догматов. Церковь не вправе менять их в угоду тем или иным обстоятельствам, тем или иным лицам, науке, философии, идеологии и пр.

Молитвословия

Тропарь преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Савво и Алексие,/ яко стяжавший дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос/ нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 4

Богатство благодати и сыноположения стяжаете/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша/ в Небесныя селения Своя,/ даровав благодать нетления/ и чудес мощем вашим,/ сего ради вопием вам:/ радуйтеся, Савво и Алексие,/ ликов иноческих похвале и украшение.

Тропарь мученика Саввы

глас 5

Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы

глас 4

Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Теги:
мученик Савва Стратилат
православный календарь

Все публикации