Церковный календарь

7 мая. Радоница. Память мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 мая. Радоница. Память мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов

2-я седмица по Пасхе. Радоница

В этот день совершается память: Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272). Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Преподобного Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII). Мучеников Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобного Фомы юродивого (ок. 546I–560). Преподобной Елисаветы чудотворицы (VII–VIII). Молченской иконы Божией Матери (1405).

Радоница

Во вторник Фоминой седмицы совершается поминовение усопших. Основанием для этого служит воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, а также разрешение церковного устава творить обычное поминовение усопших начиная с Фомина понедельника, так как на Пасху и всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются панихиды и гласное поминовение усопших, а отпевание совершается особым пасхальным чином. В Триоди нет специального последования службы для этого дня. Обычно после вечернего богослужения и литургии совершается великая панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Поминовение усопших в этот день совершается и на кладбищах. Верующие приходят на могилы близких с радостною вестью о Воскресении Христовом, поэтому сегодняшний день поминовения и называется Радоницей.

Мученик Савва Стратилат

Святой мученик Савва жил в III веке во времена правления императора Аврелиана. Благодаря своей храбрости он достиг высокого чина воеводы-стратилата. Но  когда императору стало известно, что Савва – христианин, он потребовал от него отречься от веры. Не добившись своего, Аврелиан приказал отдать Савву на жестокие пытки, после которых исповедник остался невредим. Став свидетелями страданий праведника, 70 воинов также признали себя христианами. Все они тут же были усечены мечом. Во время ночной молитвы Савве явился Иисус Христос, повелев не бояться страданий. Укрепленный Спасителем, святой вытерпел все муки и отдал свою душу Господу.

Мученики Пасикрат и Валентин

Святые мученики Пасикрат и Валентин за исповедание веры в Господа Иисуса Христа были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед изваянием Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: «Такова честь подобает сему богу!» На суде был и брат Пасикрата – Папиан, который был христианин, но из боязни мучений принёс жертву идолам. Предатель стал со слезами умолять брата принести жертву ложным богам. Святой Пасикрат, ответил, что отрёкшийся от Христа уже не может быть его братом. Затем он подошёл к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал правителю: «Тело смертно и, как ты видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки». Святые мученики Пасикрат и Валентин были усечены мечом.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста. В этот день в православных храмах совершаются панихиды пасхальным чином.

Священное Писание

Деян., 10 зач., IV, 1-10

1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, 6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; 7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?

8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!

9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Ин., 10 зач., III, 16-21

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Молитвословия

Тропарь преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Савво и Алексие,/ яко стяжавший дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос/ нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Саввы и Алексия Печерских

глас 4

Богатство благодати и сыноположения стяжаете/ многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша/ в Небесныя селения Своя,/ даровав благодать нетления/ и чудес мощем вашим,/ сего ради вопием вам:/ радуйтеся, Савво и Алексие,/ ликов иноческих похвале и украшение.

Тропарь мученика Саввы

глас 5

Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы

глас 4

Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 1-10; Ин. З, 16-21

«Неверующий в Сына Божия уже осужден». За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме, по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример в св. ап. Павле. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает со всяким искренним истинолюбцем. True о Христе ясна как день: ищи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня особый день – день поминовения усопших пасхальным чином в период Святой Пасхи. Не случайно мы в пасхальную радость включаем поминовение тех, кто умер, потому что для них, как и для нас, Пасха, Воскресение Христово, стала поворотным моментом, как стала она поворотным моментом для всего рода человеческого, для течения всей человеческой истории. У нас с вами нет реального опыта общения с умершими. В житиях святых, в различных повествованиях говорится о встречах с усопшими, но у абсолютного большинства людей нет с ними реального общения. Мертвые нам не являются. Они могут напоминать о себе в сновидениях, в мыслях, мы иногда явственно чувствуем их присутствие, но реально их не видим, они в ином мире. И, как известно из Евангелия, между нашим миром и тем миром есть непреодолимая преграда, – так Господу было угодно, чтобы до времени нашей кончины нам было неведомо то, что ждет нас за гробом. Но когда мы говорим, что этого не знаем, это не значит, что люди, которые перешли границу физической смерти, не знают того, что здесь. И это вовсе не означает, что эти два мира полностью друг от друга изолированы. Совсем не так! Есть особое место встречи этих двух миров, единственное место, – это Церковь Христова, это совершение таинства Святой Евхаристии. Ведь те, кто ушел от нас, те, кто в ином мире, продолжают оставаться членами Церкви так же, как и мы…

Теги:
Радоница
мученик Савва Стратилат
православный календарь

Все публикации