1 мая. Память мученика Иоанна Нового из Янины

3709
Фото

Страстная седмица

В этот день совершается память:

Преподобного Иоанна, ученика преподобного Григория Декаполита (820—850).

Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (815—820). Мученика Иоанна Нового из Янины (1526).

Священномученика Виссариона Селинина пресвитера (1918); преподобномученицы Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Великая среда

В Великую среду Церковь вспоминает событие, происшедшее за два дня до Распятия. Ночь на среду Иисус Христос провел в Вифании и побывал в доме Симона прокаженного, видимо, исцеленного Христом ранее. Там некая блудница возлила драгоценное миро на Его голову (не путать эту женщину с Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, также жившей в Вифании и помазавшей Христа миром четырьмя днями ранее). Так блудница выражала свое искреннее покаяние, не зная, что своим помазанием готовит Спасителя к погребению, о чем Он Сам сказал тогда ученикам, возмутившимся тратой столь дорогого масла. И больше всех возмущался Иуда, который в тот же день сделал свой предательский выбор. Спаситель пришел не к праведным, но к грешным, призывая их к покаянию. И вот теперь, по Его слову, христиане помнят блудницу, очистившуюся своим поступком от проказы грехов.

«Поцелуй Иуды»

Выражение «Поцелуй Иуды», восходящее к событиям Страстной седмицы, стало синонимом предательства со стороны близкого человека. История Русской Церкви знает такие примеры. В ХХ веке, когда возник обновленческий раскол, одним из его лидеров стал петроградский священник Александр Введенский. Он хотел «обновить» церковную жизнь за счёт разрешения епископам жениться, второбрачия священников, упразднения монастырей и тому подобного. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, занял жёсткую позицию в отношении обновленцев, что стало причиной его ареста. Когда в 1922 году чекисты пришли арестовать владыку, то привёл их к нему его бывший ученик, отец Александр Введенский. Войдя в покои владыки, Введенский подошёл под благословение, но митрополит сказал: «Отец Александр, мы с вами не в Гефсиманском саду».

О смерти Иуды Искариота

Евангелист Матфей говорит, что после ареста Христа и начавшегося суда над Ним Иуда Искариот пожалел о своём предательстве. Он пришёл к первосвященникам и вернул деньги, сказав, что предал кровь неповинную. После чего в отчаянии пошёл и удавился (Мф. 27:5). Описание последнего этапа смерти Иуды в Деяниях святых апостолов: он «низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян 1:18) — спустя несколько веков начинает искажённо пониматься в околоцерковной среде и рождает много легенд. От еретика Аполлинария Лаодикийского (IV век) распространилось «предание», со ссылкой якобы на святого Папия Иерапольского (II век), что Иуда не смог повеситься — верёвка оборвалась, и он прожил ещё несколько лет, болея водянкой. Это легенда противоречит ясным указаниям Писания — и Евангелию от Матфея, и книге Деяний, в которой апостол Пётр, ещё до наступления дня Пятидесятницы, рассказывает церковной общине о гибели Иуды Искариота и отмечает, что об этом известно всему Иерусалиму (Деян. 1:18—19).

Святитель Косма исповедник, епископ Халкидонский

Святитель Косма, епископ Халкидонский, жил в то время, когда иконоборцы преследовали приверженцев православия. Он еще в молодости принял иноческий постриг. Впоследствии был рукоположен в сан епископа Халкидонского, ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев и до конца оставался верным православию. За это был изгнан иконоборцами с кафедры и сослан в заточение. От непрестанных гонений святой Косма ослабел телом и преставился около 815—820 г.

Мученик Иоанн Новый из Янины

Святой мученик Иоанн Новый был ремесленником в Константинополе, который в то время находился под властью турок. Многие христиане из-за притеснений переходили в магометанство. Святой Иоанн упрекал их за измену Христу и поддерживал не изменивших вере. Отступники возненавидели Иоанна и желали его гибели. Испросив у духовника благословение на мученический подвиг, святой горячо молился Господу об укреплении своих сил. Перед судом мученик исповедал себя христианином. В течение нескольких дней его подвергали жестоким мучениям и приговорили к сожжению на костре. Мучители, видя, что он смело вступил в середину пламени, вытащили его из огня и усекли мечом. Христиане собрали кости мученика и благоговейно перенесли в храм.

Священное Писание

Мф., XXVI, 6-16

6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Нередко наблюдая за тем, как нечто изначально плохое и болезненное приводит к хорошему и положительному результату, мы задумываемся над тем, что у всего в мире есть своя роль, и без проблем не было бы роста и прогресса. В конце концов, ведь все происходит по воле Божьей... Так может быть оно и к лучшему?

Но действительно ли все так просто? Не получается ли, что и человеческие грехи, жестокость, халатность и что бы то ни было еще мы приписываем воле Божьей? Считая их чуть ли не частью Божественного плана...

Сегодняшний день, страстная среда, в церковном предании посвящён осмыслению предательства Иуды. Чтение, которое мы только что услышали показывает нам как Иуда вместе с другими апостолами стал свидетелем необычного события. В Вифании, в доме Симона прокаженного ко Христу подошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного масла, которым она омыла ноги Христа, а после вытерла их своими волосами.

Ученики негодуют, потому что масло было очень дорогим и его можно было продать и раздать деньги нищим. Христос же еще раз напоминает им, что в данном случае Он важнее нищих. Важнее потому, что проявляя любовь к Нему, она проявила правильное отношение к Богу. Раз она сумела правильно воспринимать Бога, она научится правильно воспринимать человека.

И вот один из учеников, тот, кто возмущен больше других, идёт к первосвященникам и предает своего учителя. Он даже спрашивает их, что они дадут ему за то, что он предаст им его. В общем контексте с его возмущением тем, что потрачено драгоценное масло, его просьба награды за предательство лишь завершает его портрет.

В ХХ веке появился ряд богословов, которые попытались переосмыслить роль Иуды. Они говорили, что есть в его истории трагизм, который не совместим с простой и примитивный жадностью, ведь раскаявшись он вернул деньги, и испытывая страшное чувство вины, из-за которого в итоге повесился. Некоторые авторы стали говорить, что его поступок послужил делу нашего спасения, ведь если бы Иуда не предал Христа, Его не взяли бы под стражу и не распяли. Неслучайно Христос сам говорит, что все совершается по написанному и предатель должен был предать. И все же Христос говорит не только это. Он добавляет так же, что хотя предателю и необходимо было прийти, но горе тому, кто им окажется, горе тому, кем Сын человеческий будет предан.

Как странно! Почему же это так? Почему же предатель должен был предать, но Иуда не должен был так поступать? Только ли это его ответственность или он исполнял замысел Божий?

Чтобы понять как можно совместить замысел Божий и личный выбор, надо помнить, что Бог знает как мы поступим и даже может привести к чему-то доброму наш плохой поступок. В то же время, изнутри нашего сердца, субъективно мы выбираем и поступаем самостоятельно и свободно. Если мы посмотрим на поступок Иуды, мы поймем, что изнутри собственного мировоззрения Иуда не совершал никакой воли Божией, его позиция была проста: он пошёл попросил денег получил их и предал учителя. Можно сколько угодно говорить о возможных высоких целях предателя, но кроме этого были еще и вполне низкие — он хотел заработать денег. Конечно же Господь всё приводит к своим благим целям, но никто не отменяет нашей личной ответственности, не отменяет того, что мы, изнутри ситуации, сами решаем как нам поступать. И поэтому, если мы поступаем плохо, наш поступок остается плохим и неважно, что благодаря ему произошло что-то хорошее... Если мы проявляем безответственность, нечестность, жестокость и всё прочее, наши поступки не становятся хорошими, даже если после кому-то станет лучше. Мы все равно остаемся за них ответственными. И об этой ответственности, как и о предстоящей встречей с совестью, нам всем очень важно помнить.

священник Стефан Домусчи // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы, ставшие рядом со Христом, стоим на стороне силы, хотя эта сила представляется невероятной слабостью очень многим. Мы стоим вместе с Богом, сила Которого превышает всякую человеческую силу. И наш долг, в первую очередь служителей Церкви, но не только, долг каждого, кто называет себя христианином, — утверждать Божию правду, борясь со злом, временным и преходящим, очень часто субъективным и виртуальным, но приносящим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию правду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества. Служить Воскресшему Христу и означает утверждать Его правду о мире и о человеке, и это величайшее призвание.

Святитель Филарет Московский о крестном ходе

Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идёшь под предводительством святых, иконы которых в нём шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освящённою водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет тёмные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай её бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинаю щему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом.

Молитвословия

Тропарь преподобного Григория Декаполита

глас 3

Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Иоанна

глас 4

Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ радостно совершая, Владычице,/ праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго,/ о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему,/ да непоколебиму утвердит Церковь Православную,/ град наш Владимир и всю Русскую землю/ в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской

глас 6

Призри на нас, Всепетая Богородице,/ возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая,/ елика бо хощеши и можеши,/ яко Мати сущи Зиждителя,/ и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами,/ и никтоже возможет на вы.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года