Церковный календарь

1 мая. Неделя вторая по Пасхе (Антипасха)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 мая. Неделя вторая по Пасхе (Антипасха)

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха).
Поста нет. 18 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Иоанна, ученика преподобного Григория Декаполита (820–850).

Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (815–820). Мученика Иоанна Нового из Янины (1526).

Священномученика Виссариона Селинина пресвитера (1918); преподобномученицы Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Неделя о Фоме

Вторая Неделя по Пасхе называется Фоминой неделей. В эту неделю Церковь вспоминает явление Господа по Воскресении апостолам и осязание язв Его апостолом Фомою. Это явление вспоминается в первый воскресный день по Пасхе, потому что его обстоятельства служат доказательством Воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистою Его плотию». Оно показывает, что Воскресший Господь имел не мнимую или призрачную плоть, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которою Он был пригвождён ко кресту и на которой от этого остались, даже после Воскресения, язвы. «Любопытною десницею, жизноподательная Твоя ребра Фома испыта Христе Боже: созаключенным бо дверем яко вшел еси, с прочими апостолы вопияше Тебе: Господь еси и Бог мой». — поётся в кондаке Антипасхи.

Богослужение в Неделю о Фоме

Этим воскресеньем заканчивается Светлая седмица, и оно является как бы заменой самого Пасхального дня, отчего и названо Антипасхой, что в переводе с греческого означает «вместо Пасхи». В этот день впервые обновляется память Воскресения Христова; отсюда неделя получила ещё название Новой, или Дня обновления, потому что в этот день сам Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением святым апостолам. По объяснению Синаксаря, существовал древний обычай совершать торжественное воспоминание некоторых важнейших событий, чтобы память о них не изгладилась. А так как величайшее из событий есть Воскресение Господа, то мы совершаем празднование в память его не только ежегодно, но и постоянно, через каждую седмицу. Поэтому настоящий воскресный день можно назвать и восьмым – потому что он восьмой от Пасхи, и первым – потому что он есть начало прочих недельных празднований. Этим празднованием Святая Церковь внушает нам необходимость для нас духовного благодатного обновления.

Святитель Косма исповедник, епископ Халкидонский

Святитель Косма, епископ Халкидонский, жил в то время, когда иконоборцы преследовали приверженцев православия. Он еще в молодости принял иноческий постриг. Впоследствии был рукоположен в сан епископа Халкидонского, ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев и до конца оставался верным православию. За это был изгнан иконоборцами с кафедры и сослан в заточение. От непрестанных гонений святой Косма ослабел телом и преставился около 815–820 г.

Мученик Иоанн Новый из Янины

Святой мученик Иоанн Новый был ремесленником в Константинополе, который в то время находился под властью турок. Многие христиане из-за притеснений переходили в магометанство. Святой Иоанн упрекал их за измену Христу и поддерживал не изменивших вере. Отступники возненавидели Иоанна и желали его гибели. Испросив у духовника благословение на мученический подвиг, святой горячо молился Господу об укреплении своих сил. Перед судом мученик исповедал себя христианином. В течение нескольких дней его подвергали жестоким мучениям и приговорили к сожжению на костре. Мучители, видя, что он смело вступил в середину пламени, вытащили его из огня и усекли мечом. Христиане собрали кости мученика и благоговейно перенесли в храм.

Священное Писание

Деян., 14 зач., V, 12-20

12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.

13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.

14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.

16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Ин., 65 зач., XX, 19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 5, 12-20; Ин. 20, 19-31

«Господь мой и Бог мой!» воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения. от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История многому учит нас, помогает понять, что же произошло с нашим народом в великие и трагические годы войны 1941–1945 годов. Наша страна была тогда слабой, и не только в военной сфере. Поэтому и рассчитывал враг быстро и беспрепятственно захватить Россию. Но это у него не получилось. Да, мы были слабы по обстоятельствам времени. О причинах этого до сих пор спорят историки, однако мы понимаем, что наша слабость являлась следствием человеческой ограниченности, в каком-то смысле она проистекала из нашей природы. Но когда грянул гром войны, наш народ оказался способным на огромную жертву, величайшую в человеческой истории. Ни один народ на свете не отдал столько жизней, пожертвовав ими не только во имя своей страны, но и ради спасения Европы, а может быть, и всего мира.

Святитель Филарет Московский о крестном ходе

Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идёшь под предводительством святых, иконы которых в нём шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освящённою водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет тёмные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай её бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинаю щему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом.

Молитвословия

Тропарь Недели Антипасхи

глас 7

Запечатану гробу, / Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, / и дверем заключенным, / учеником предстал еси, / всех Воскресение, / дух правый теми обновляя нам, / по велицей Твоей милости.

Кондак Недели Антипасхи

глас 8

Любопытною десницею / жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже, / созаключенным бо дверем яко вшел еси, / с прочими апостолы вопияше Тебе: / Господь еси и Бог мой.

Тропарь преподобного Григория Декаполита

глас 3

Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Иоанна

глас 4

Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ радостно совершая, Владычице,/ праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго,/ о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему,/ да непоколебиму утвердит Церковь Православную,/ град наш Владимир и всю Русскую землю/ в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской

глас 6

Призри на нас, Всепетая Богородице,/ возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая,/ елика бо хощеши и можеши,/ яко Мати сущи Зиждителя,/ и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами,/ и никтоже возможет на вы.

Теги:
Мученик Иоанн Новый
Святитель Косма Халкидонский
православный календарь

Все публикации