Церковный календарь

1 мая. Страстная седмица. Великая Суббота

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 мая. Страстная седмица. Великая Суббота

Страстная седмица. Великая Суббота.
День постный. 18 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Иоанна, ученика преподобного Григория Декаполита (820–850).

Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (815–820). Мученика Иоанна Нового из Янины (1526).

Священномученика Виссариона Селинина пресвитера (1918); преподобномученицы Тамары Сатси (1942).

Максимовской иконы Божией Матери (1299).

Великая суббота

В Великую Субботу Церковь вспоминает сошествие Спасителя во ад после смерти на Кресте. Во второй день пребывания во гробе Иисус Христос сокрушил врата преисподней и вывел из ада души всех томившихся там ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву, в райские обители, где до этого, по учению Церкви, пребывали лишь пророки Енох, Моисей, Илия и благоразумный разбойник, получивший прощение еще на кресте за сказанные им слова покаяния. О том, за кем сошел во ад Спаситель, кратко и исчерпывающе сказал святитель Епифаний Кипрский: «Что же? Всех ли спасает, явившись во аде, Бог? Нет, но и там — только верующих». Сошествие во ад завершает искупительный подвиг Иисуса Христа, Который Своим вольным страданием и смертью на Кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его губительными последствиями нам, их потомкам.

Святитель Косма исповедник, епископ Халкидонский

Святитель Косма, епископ Халкидонский, жил в то время, когда иконоборцы преследовали приверженцев православия. Он еще в молодости принял иноческий постриг. Впоследствии был рукоположен в сан епископа Халкидонского, ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев и до конца оставался верным православию. За это был изгнан иконоборцами с кафедры и сослан в заточение. От непрестанных гонений святой Косма ослабел телом и преставился около 815–820 г.

Мученик Иоанн Новый из Янины

Святой мученик Иоанн Новый был ремесленником в Константинополе, который в то время находился под властью турок. Многие христиане из-за притеснений переходили в магометанство. Святой Иоанн упрекал их за измену Христу и поддерживал не изменивших вере. Отступники возненавидели Иоанна и желали его гибели. Испросив у духовника благословение на мученический подвиг, святой горячо молился Господу об укреплении своих сил. Перед судом мученик исповедал себя христианином. В течение нескольких дней его подвергали жестоким мучениям и приговорили к сожжению на костре. Мучители, видя, что он смело вступил в середину пламени, вытащили его из огня и усекли мечом. Христиане собрали кости мученика и благоговейно перенесли в храм.

Священное Писание

Рим., 91 зач., VI, 3-11

3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;7 ибо умерший освободился от греха.

8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.

10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Мф., 115 зач., XXVIII, 1-20

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 3-11; Мф. 28, 1-20

Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если сердце молчит, если в нем не происходит никаких движений при виде горя другого человека, если мы не находим в себе ни сил, ни желания сострадательно откликнуться на чужую беду и помочь тому, кто нуждается в нашей поддержке, то это является верным признаком нашей душевной черствости и косности, нашей неспособности расположить свое сердце к тому, чтобы в нем воцарилась любовь. Но укрепляет нас в братской любви святитель Тихон Задонский: «Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он есть раб и Которого образ на себе носит, – достоин Христос, Который кровь Свою за него излиял».

О Великом Госте

Старец Амфилохий (Макрис) многие годы был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе, основал на греческих островах несколько монастырей, детских приютов и богоугодных заведений.
Мудрый старец часто изъяснялся притчами.

— Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души, — говорил он о вере. — Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.

Святитель Филарет Московский о крестном ходе

Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идёшь под предводительством святых, иконы которых в нём шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освящённою водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет тёмные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай её бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинаю щему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом.

О том, что три дня и три ночи пребывал Господь во гробе

Преподобный Исидор Пелусиот (V век), отвечая на недоумение некоторых, можно ли считать Воскресение Христа тридневным, если не прошло полных трёх дней, приводит несколько объяснений. Среди них такие: «В шестой час пятка Господь распят, от шестого часа до часа девятого была тьма; разумей это как ночь. От девятого часа – опять свет, это уже день. Вслед за сим – ночь пятка. Суббота – ещё день. Затем – ночь субботы и утро дня Господня, как говорит евангелист: “свитающи во едину от суббот” (Мф. 28:1). Если же хочешь знать и иное объяснение, то оно таково. В пяток Господь предал дух – это один день; был во гробе всю субботу, потом и субботнюю ночь. Когда же воссиял день Господень, Он восстал из гроба, и это ещё день, потому что по части, как сам знаешь, познаётся целое. Так у нас в обычае совершать поминки скончавшихся. В каком бы часу дня ни скончался кто, мы, миновав только следующий день, на другой после него обыкновенно правим третины умершего. Имеешь теперь, как думаю, разрешение вопроса».

Из письма пастве арестованного священномученика Сергия Мечёва в день Пасхи Христовой в 1930 году

Вместе со всей тварью в эту спасительную нощь веселюся я и радуюсь, яко Христос воскресе и ад пленися. В духовном восторге, обратившись в сторону родного нашего храма, украшенного теперь цветами, сияющего светом, наполненного ликующим пением вашим, осеняю вас, родных моих милых сирот, святым крестом и возглашаю всем существом: «Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!» По-новому встречаю Великий Праздник: в одиночестве, как грешник величайший, глубже чувствую радость Воскресения, но нет во мне обычной пастырской полноты, всегда ощущавшейся в этот день. Поэтому стонет сердце, слезят вежды! Христос, наша Пасха, прииде, вас же, детей моих, нет со мною. Чувствую, что у многих из вас сейчас на глазах слёзы. Да и как не плакать нам в сей день друг о друге? Мы не только покаяльная, но и богослужебная семья, я не только отец ваш, но и предстоятель церкви нашей, вы не только дети мои, но и сослужители. В нас редчайшая полнота, почти не встречающаяся – полнота покаяльно-богослужебной семьи.

Освящение куличей на Пасху

В Великую субботу и после пасхального богослужения, в знак благословения, которое даёт Церковь верующим на вкушение скоромной пищи после поста, освящаются куличи и пасхи. Церковь не придаёт им никакого таинственного или символического значения. Считается предосудительным придавать им священное значение и изготовлять их в ущерб посещению страстных богослужений. В конце XVI века Патриарх Антиохийский Иоаким во время пребывания в южнорусской митрополии подверг осуждению чрезмерное уважение к ним южнорусского народа. Вскоре и Константинопольский Патриарх Иеремия, занимаясь искоренением различных беспорядков в южнорусской митрополии, окружной грамотой предписывал «считать простыми, а не святыми, пасхальные хлебы», то есть куличи, которые в Южной России обычно называются пасхами.

О благословении куличей и пасх в домашних условиях

В условиях распространения коронавирусной инфекции, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла верующие, оставшиеся дома, могут совершить благословение куличей, пасх, яиц и прочей пасхальной снеди самостоятельно следующим образом:

  • перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в»,
  • затем окропить снеди освященной водой (если она есть) со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Молитвословия

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Тропарь, глас 8

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Перевод: Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

Во Святую и Великую Субботу на Литургии, вместо Херувимской песни, поют «Да молчит всякая плоть человеча».

Тропарь преподобного Григория Декаполита

глас 3

Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Иоанна

глас 4

Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской

глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ радостно совершая, Владычице,/ праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго,/ о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему,/ да непоколебиму утвердит Церковь Православную,/ град наш Владимир и всю Русскую землю/ в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской

глас 6

Призри на нас, Всепетая Богородице,/ возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая,/ елика бо хощеши и можеши,/ яко Мати сущи Зиждителя,/ и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами,/ и никтоже возможет на вы.

Теги:
Мученик Иоанн Новый
Святитель Косма Халкидонский
православный календарь

Все публикации