Седмица 3-я по Пасхе.
Поста нет. 18 апреля по ст. ст.
В этот день совершается память:
Преподобного Иоанна, ученика преподобного Григория Декаполита (820—850).
Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонского, и преподобного Авксентия (815—820). Мученика Иоанна Нового из Янины (1526).
Священномученика Виссариона Селинина пресвитера (1918); преподобномученицы Тамары Сатси (1942).
Максимовской иконы Божией Матери (1299).
Великая среда
В Великую среду Церковь вспоминает событие, происшедшее за два дня до Распятия. Ночь на среду Иисус Христос провел в Вифании и побывал в доме Симона прокаженного, видимо, исцеленного Христом ранее. Там некая блудница возлила драгоценное миро на Его голову (не путать эту женщину с Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, также жившей в Вифании и помазавшей Христа миром четырьмя днями ранее). Так блудница выражала свое искреннее покаяние, не зная, что своим помазанием готовит Спасителя к погребению, о чем Он Сам сказал тогда ученикам, возмутившимся тратой столь дорогого масла. И больше всех возмущался Иуда, который в тот же день сделал свой предательский выбор. Спаситель пришел не к праведным, но к грешным, призывая их к покаянию. И вот теперь, по Его слову, христиане помнят блудницу, очистившуюся своим поступком от проказы грехов.
«Поцелуй Иуды»
Выражение «Поцелуй Иуды», восходящее к событиям Страстной седмицы, стало синонимом предательства со стороны близкого человека. История Русской Церкви знает такие примеры. В ХХ веке, когда возник обновленческий раскол, одним из его лидеров стал петроградский священник Александр Введенский. Он хотел «обновить» церковную жизнь за счёт разрешения епископам жениться, второбрачия священников, упразднения монастырей и тому подобного. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, занял жёсткую позицию в отношении обновленцев, что стало причиной его ареста. Когда в 1922 году чекисты пришли арестовать владыку, то привёл их к нему его бывший ученик, отец Александр Введенский. Войдя в покои владыки, Введенский подошёл под благословение, но митрополит сказал: «Отец Александр, мы с вами не в Гефсиманском саду».
О смерти Иуды Искариота
Евангелист Матфей говорит, что после ареста Христа и начавшегося суда над Ним Иуда Искариот пожалел о своём предательстве. Он пришёл к первосвященникам и вернул деньги, сказав, что предал кровь неповинную. После чего в отчаянии пошёл и удавился (Мф. 27:5). Описание последнего этапа смерти Иуды в Деяниях святых апостолов: он «низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян 1:18) — спустя несколько веков начинает искажённо пониматься в околоцерковной среде и рождает много легенд. От еретика Аполлинария Лаодикийского (IV век) распространилось «предание», со ссылкой якобы на святого Папия Иерапольского (II век), что Иуда не смог повеситься — верёвка оборвалась, и он прожил ещё несколько лет, болея водянкой. Это легенда противоречит ясным указаниям Писания — и Евангелию от Матфея, и книге Деяний, в которой апостол Пётр, ещё до наступления дня Пятидесятницы, рассказывает церковной общине о гибели Иуды Искариота и отмечает, что об этом известно всему Иерусалиму (Деян. 1:18—19).
Святитель Косма исповедник, епископ Халкидонский
Святитель Косма, епископ Халкидонский, жил в то время, когда иконоборцы преследовали приверженцев православия. Он еще в молодости принял иноческий постриг. Впоследствии был рукоположен в сан епископа Халкидонского, ревностно защищал православную веру от еретиков-иконоборцев и до конца оставался верным православию. За это был изгнан иконоборцами с кафедры и сослан в заточение. От непрестанных гонений святой Косма ослабел телом и преставился около 815—820 г.
Мученик Иоанн Новый из Янины
Святой мученик Иоанн Новый был ремесленником в Константинополе, который в то время находился под властью турок. Многие христиане из-за притеснений переходили в магометанство. Святой Иоанн упрекал их за измену Христу и поддерживал не изменивших вере. Отступники возненавидели Иоанна и желали его гибели. Испросив у духовника благословение на мученический подвиг, святой горячо молился Господу об укреплении своих сил. Перед судом мученик исповедал себя христианином. В течение нескольких дней его подвергали жестоким мучениям и приговорили к сожжению на костре. Мучители, видя, что он смело вступил в середину пламени, вытащили его из огня и усекли мечом. Христиане собрали кости мученика и благоговейно перенесли в храм.
Священное Писание
Деян., 17 зач., VI, 8 — VII, 5, 47-60
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
Ин., 13 зач., IV, 46-54
46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.
48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Деян. 6, 8-7, 5, 47-60; Ин. 4, 46-54
Св. Стефан говорит: "Всевышний не в рукотворенных храмах живет. . . Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?". Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Как это совершается — непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда "Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению" (Фил. 2, 13). Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито — и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы, ставшие рядом со Христом, стоим на стороне силы, хотя эта сила представляется невероятной слабостью очень многим. Мы стоим вместе с Богом, сила Которого превышает всякую человеческую силу. И наш долг, в первую очередь служителей Церкви, но не только, долг каждого, кто называет себя христианином, — утверждать Божию правду, борясь со злом, временным и преходящим, очень часто субъективным и виртуальным, но приносящим реальную скорбь людям. Мы призваны утверждать Божию правду и в больших, и в малых делах, и в личной, и в семейной жизни, и в жизни нашего общества. Служить Воскресшему Христу и означает утверждать Его правду о мире и о человеке, и это величайшее призвание.
Святитель Филарет Московский о крестном ходе
Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идёшь под предводительством святых, иконы которых в нём шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и святых икон и кропление освящённою водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет тёмные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай её бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву; а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинаю щему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким только необходимым словом.
Молитвословия
Тропарь преподобного Григория Декаполита
глас 3
Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Иоанна
глас 4
Воздержанием, отче, житие украсив,/ и плоть умертвил еси,/ темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/ и прешел еси к Богу/ в безскорбный и вечный живот,/ яко достоин наследник, Иоанне,// Емуже молися спастися нам.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской
глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ радостно совершая, Владычице,/ праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго,/ о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему,/ да непоколебиму утвердит Церковь Православную,/ град наш Владимир и всю Русскую землю/ в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской
глас 6
Призри на нас, Всепетая Богородице,/ возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая,/ елика бо хощеши и можеши,/ яко Мати сущи Зиждителя,/ и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами,/ и никтоже возможет на вы.