
Радоница
В этот день совершается память:
Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304).
Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).
Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.
Мученицы Агапии, Ирины и Хионии
Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония — родные сестры-христианки. За исповедание веры они предстали на суд правителя Дулкиция. Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Попытка обнажить перед ним святых мучениц не привела к желаемому, ибо одежды как бы приросли к их телам. В конечном итоге их предали мучению, и они неоскверненными отошли ко Господу в 304 г. Будущая великомученица Анастасия Узорешительница (4 января), узнав о кончине святых сестер, с честью погребла их тела.
Священное Писание
Бог — справедливый судия. Бог будет вершить суд над человеком. Бог осудит грешников и спасёт праведников. Эти выражения и те образы, которые с ними связаны, являются неотъемлемой частью картины мира всякого религиозного человека. Но как именно понимать всё это? Можно ли представить себе это страшное событие по аналогии с трибуналом, где Бог судья, дьявол прокурор, а человек подсудимый, от которого мало что зависит. Который просто заложник ситуации и вынужден подчиниться решению Небесного владыки? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 3.
16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Для того, чтобы лучше уяснить мысль прозвучавшего отрывка, представим себе мир компьютерных игр. Когда я был маленький, эта индустрия только развивалась. Помню в игре-бродилке, чтобы герой выполнил какое-то действие, нужно было вводить команду вручную, на клавиатуре. Например, набрать: «иди вперёд». Или: «открой дверь». И набор действий, которые мог совершить персонаж, был очень невелик. Очень простенькие сюжеты. Простенькая графика. Простенький интерфейс. Предсказуемый финал.
Сейчас всё радикально изменилось. Появились такие игры, которые в буквальном смысле имитируют реальность. Яркий пример — так называемые игры с открытым миром. В них нет линейного сюжета, которому необходимо следовать. Игрок может свободно исследовать игровую вселенную и достигать поставленных целей, как ему вздумается. В мире игры он сам творит свою реальность. Он может быть кровожадным, злым и дерзким. А может быть милосердным, добрым и заботливым. От его характера и поступков зависит то, какие персонажи ему будут встречаться, как они будут на него реагировать, какие события с ним будут происходить. Одним словом, игрок сам создает свою репутацию, а вместе с ней и сюжет своей судьбы.
То, что происходит с нами в этой жизни, очень похоже на игру с открытым миром. Мы — сами архитекторы окружающей нас реальности: и того, что происходит у нас внутри, и того, что нас окружает. Случайностей не бывает. Мы совершаем действия и эти действия определяют нашу репутацию, наш игровой рейтинг. Своими поступками мы притягиваем к себе тех или иных людей и те или иные ситуации. Мы сами формируем линию сюжета. Свободно. По сути, делаем, что хотим. Вот только и сами несём ответственность за свой выбор. Мы можем играть так, что мир будет открыт и отзывчив. А можем сами сделать его злым, агрессивным и враждебным.
Через призму этой метафоры можно взглянуть на тот суд, который всех нас ожидает, когда игра войдёт в свою заключительную фазу. Если я долго и упорно приучал своего персонажа выходить на улицу по ночам, набрасываться на прохожих из-за угла, юлить и лукавить, быть коварным и вероломным, почему он вдруг в итоге должен внезапно превратиться в благородного, светлого рыцаря и получить руку прекрасной дамы? Даже если я вдруг захочу в последний момент что-то изменить в герое, программа не позволит этого сделать. Тип финала определён теми сюжетами, которые я отыгрывал на протяжении всей игры. Я делал выбор, я совершал действия, они сформировали линию моей жизни и потому ответственность тоже моя. Злодеяние притянуло воздаяние, добро — милосердие и прощение.
В этом трагедия человека. Не столько Бог, сколько мы сами подписываем себе приговор. Евангелист Иоанн прямо говорит: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Бог показал нам истину. Он стал человеком, дал нам Своё Евангелие. Он утверждает, что это ключ к той игре, в которой мы все участвуем. Если будем придерживаться тех инструкций-заповедей, которые в нём содержатся, сюжет нашей игры будет оптимальным. Оптимальным для того, чтобы достичь поставленных целей и того финала, который нас не разочарует. Если не будем следовать, — наше право. Но и ответственность на нас. Всё, что нам остаётся в этой ситуации, — сделать выбор и начать создавать собственный мир или без Бога или с Его поддержкой и благословением.
священник Дмитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.
Преподобный Паисий Святогорец о Божией Матери
«Допустим, у какой-то женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит. Люди, по настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она человеческого рода. Богородица передаёт наши просьбы Христу, но и Сама по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтоб Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе. Богородица никогда нас не оставляет, несёт нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети».
Притча
Один старец сказал:
— Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия — любовь.
Что такое Православная вера?
Православная вера — вера, основанная на подлинном, неповрежденном учении, преподанном через Господа Иисуса Христа, хранимая и проповедуемая Вселенской Православной Церковью, единственно истинная и спасительная (Ин.3:18). Слово «Православная», происходит от двух греческих слов, ὀρθός — стоящий прямо, правильный, прямой, — и δοκέω — думаю, полагаю, верю, и обозначает правильное учение о Боге и «правильное славление (прославление) Бога».
Молитвословия
Кондак мучениц Агапии, Ирины и Хионии
глас 4
Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской
глас 4
Днесь светло красуется град Тамбов, / и святитель Христов Питирим радуется. / Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, / юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, / и дивное людем являет Твое заступление, / подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. / Темже умильно вопием Ти: / спасай нас иконою Твоею, / Дево Всепетая.