29 апреля. Радоница. Поминовение усопших

4796
Фото

Радоница

В этот день совершается память:

Мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304).

Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).

Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.

Мученицы Агапии, Ирины и Хионии

Святые мученицы Агапия, Ирина и Хиония — родные сестры-христианки. За исповедание веры они предстали на суд правителя Дулкиция. Когда он увидел красоту святых мучениц, то воспылал нечистой страстью. Попытка обнажить перед ним святых мучениц не привела к желаемому, ибо одежды как бы приросли к их телам. В конечном итоге их предали мучению, и они неоскверненными отошли ко Господу в 304 г. Будущая великомученица Анастасия Узорешительница (4 января), узнав о кончине святых сестер, с честью погребла их тела.

Священное Писание

Бог — справедливый судия. Бог будет вершить суд над человеком. Бог осудит грешников и спасёт праведников. Эти выражения и те образы, которые с ними связаны, являются неотъемлемой частью картины мира всякого религиозного человека. Но как именно понимать всё это? Можно ли представить себе это страшное событие по аналогии с трибуналом, где Бог судья, дьявол прокурор, а человек подсудимый, от которого мало что зависит. Который просто заложник ситуации и вынужден подчиниться решению Небесного владыки? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 3-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 3.

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

20ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,

21а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Для того, чтобы лучше уяснить мысль прозвучавшего отрывка, представим себе мир компьютерных игр. Когда я был маленький, эта индустрия только развивалась. Помню в игре-бродилке, чтобы герой выполнил какое-то действие, нужно было вводить команду вручную, на клавиатуре. Например, набрать: «иди вперёд». Или: «открой дверь». И набор действий, которые мог совершить персонаж, был очень невелик. Очень простенькие сюжеты. Простенькая графика. Простенький интерфейс. Предсказуемый финал.

Сейчас всё радикально изменилось. Появились такие игры, которые в буквальном смысле имитируют реальность. Яркий пример — так называемые игры с открытым миром. В них нет линейного сюжета, которому необходимо следовать. Игрок может свободно исследовать игровую вселенную и достигать поставленных целей, как ему вздумается. В мире игры он сам творит свою реальность. Он может быть кровожадным, злым и дерзким. А может быть милосердным, добрым и заботливым. От его характера и поступков зависит то, какие персонажи ему будут встречаться, как они будут на него реагировать, какие события с ним будут происходить. Одним словом, игрок сам создает свою репутацию, а вместе с ней и сюжет своей судьбы.

То, что происходит с нами в этой жизни, очень похоже на игру с открытым миром. Мы — сами архитекторы окружающей нас реальности: и того, что происходит у нас внутри, и того, что нас окружает. Случайностей не бывает. Мы совершаем действия и эти действия определяют нашу репутацию, наш игровой рейтинг. Своими поступками мы притягиваем к себе тех или иных людей и те или иные ситуации. Мы сами формируем линию сюжета. Свободно. По сути, делаем, что хотим. Вот только и сами несём ответственность за свой выбор. Мы можем играть так, что мир будет открыт и отзывчив. А можем сами сделать его злым, агрессивным и враждебным.

Через призму этой метафоры можно взглянуть на тот суд, который всех нас ожидает, когда игра войдёт в свою заключительную фазу. Если я долго и упорно приучал своего персонажа выходить на улицу по ночам, набрасываться на прохожих из-за угла, юлить и лукавить, быть коварным и вероломным, почему он вдруг в итоге должен внезапно превратиться в благородного, светлого рыцаря и получить руку прекрасной дамы? Даже если я вдруг захочу в последний момент что-то изменить в герое, программа не позволит этого сделать. Тип финала определён теми сюжетами, которые я отыгрывал на протяжении всей игры. Я делал выбор, я совершал действия, они сформировали линию моей жизни и потому ответственность тоже моя. Злодеяние притянуло воздаяние, добро — милосердие и прощение.

В этом трагедия человека. Не столько Бог, сколько мы сами подписываем себе приговор. Евангелист Иоанн прямо говорит: «Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Бог показал нам истину. Он стал человеком, дал нам Своё Евангелие. Он утверждает, что это ключ к той игре, в которой мы все участвуем. Если будем придерживаться тех инструкций-заповедей, которые в нём содержатся, сюжет нашей игры будет оптимальным. Оптимальным для того, чтобы достичь поставленных целей и того финала, который нас не разочарует. Если не будем следовать, — наше право. Но и ответственность на нас. Всё, что нам остаётся в этой ситуации, — сделать выбор и начать создавать собственный мир или без Бога или с Его поддержкой и благословением.

священник Дмитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение — это в первую очередь осознание своего недостоинства пред Богом. Когда мы осознаем себя недостойными пред Богом, мы становимся менее кичливыми в отношении людей. Смиренный человек не осуждает другого, хотя это не мешает ему быть объективным в оценке других людей, особенно если он, занимая властное положение, призван к тому, чтобы влиять на жизнь окружающих, в том числе через различного рода назначения. Смирение есть состояние полного и окончательного предания себя Господу. И, пребывая пред лицом Божиим, исповедуя свои грехи, смиренный человек обретает внутренний покой, даже если находится в гуще событий.

Преподобный Паисий Святогорец о Божией Матери

«Допустим, у какой-то женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего, а будет просить сына-министра, который в силу своей должности может помочь и поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит. Люди, по настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она человеческого рода. Богородица передаёт наши просьбы Христу, но и Сама по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу. Я прошу Божию Матерь, чтоб Она взяла моё сердце, очистила его, а потом разделила бы на четыре части: три части дала Пресвятой Троице и одну взяла бы Себе. Богородица никогда нас не оставляет, несёт нас на Своих плечах, главное, чтобы мы сами этого хотели и не дрыгали бы ногами, как непослушные дети».

Притча

Один старец сказал:

— Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия — любовь.

Что такое Православная вера?

Православная вера — вера, основанная на подлинном, неповрежденном учении, преподанном через Господа Иисуса Христа, хранимая и проповедуемая Вселенской Православной Церковью, единственно истинная и спасительная (Ин.3:18). Слово «Православная», происходит от двух греческих слов, ὀρθός — стоящий прямо, правильный, прямой, — и δοκέω — думаю, полагаю, верю, и обозначает правильное учение о Боге и «правильное славление (прославление) Бога».

Молитвословия

Кондак мучениц Агапии, Ирины и Хионии

глас 4

Крепко душу, Ирино, ополчила еси верою,/ яве лукаваго посрамивши,/ и ко Христу привела еси тьмы людей множества, блаженная,/ и, порфиру от кровей носящи,/ со Ангелы ныне веселишися.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Тамбовской

глас 4

Днесь светло красуется град Тамбов, / и святитель Христов Питирим радуется. / Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, / юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, / и дивное людем являет Твое заступление, / подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. / Темже умильно вопием Ти: / спасай нас иконою Твоею, / Дево Всепетая.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года