Церковный календарь

28 апреля. Страстная седмица. Великая Среда

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 апреля. Страстная седмица. Великая Среда

Страстная седмица. Великая Среда.
Строгий пост. 15 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мучениц Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мучеников Месукевийских — Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мученика Саввы Готфского (372).

Священномученика Александра Гневушева пресвитера (1930).

Великая среда

В Великую среду Церковь вспоминает событие, происшедшее за два дня до Распятия. Ночь на среду Иисус Христос провел в Вифании и побывал в доме Симона прокаженного, видимо, исцеленного Христом ранее. Там некая блудница возлила драгоценное миро на Его голову (не путать эту женщину с Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, также жившей в Вифании и помазавшей Христа миром четырьмя днями ранее). Так блудница выражала свое искреннее покаяние, не зная, что своим помазанием готовит Спасителя к погребению, о чем Он Сам сказал тогда ученикам, возмутившимся тратой столь дорогого масла. И больше всех возмущался Иуда, который в тот же день сделал свой предательский выбор. Спаситель пришел не к праведным, но к грешным, призывая их к покаянию. И вот теперь, по Его слову, христиане помнят блудницу, очистившуюся своим поступком от проказы грехов.

Апостолы от 70-ти Аристарх, Пуд и Трофим

Святые Аристарх, Пуд и Трофим были одними из тех 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собой с евангельским благовестием. После воскресения Христова Аристарх и Трофим стали учениками и спутниками апостола Павла. Святой Пуд как член римского Сената принимал у себя апостолов Петра и Павла. Свой дом он превратил в христианский храм. Впоследствии его стали называть «Пастырской церковью». При императоре Нероне трое апостолов – Аристарх, Пуд и Трофим – вместе со святым апостолом Павлом приняли мученическую смерть в Риме.

Мученицы Василисса и Анастасия

Две подруги, святые мученицы Василисса и Анастасия, были приведены к христианской вере святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом во время их пребывания в Риме. В период гонения на христиан, устроенного императором Нероном (54–68), святые Василисса и Анастасия днём молились за братьев и сестёр во Христе, попавших в руки мучителя, а по ночам совершали христианское погребение невинно убиенных. Это служение не осталось незамеченным гонителями. Девушки были посажены в темницу и подвергнуты жестоким и продолжительным пыткам, во время которых их принуждали отречься от Христа. В 68 году, через год после кончины апостолов Петра и Павла, обе мученицы, сохранившие верность Спасителю, были обезглавлены. Мощи их пребывают в римском храме Божией Матери Умиротворительницы.

Мученик Савва Готфский

Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года. В то время готфские князья под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан, принуждая их к вкушению идоложертвенного мяса. Во время праздника Пасхи воины военачальника Афарида схватили святого Савву и, влача его обнажённым по терновнику, били палкой и бичами, но мученик остался невредим. Тогда святого растянули на осях телеги и били весь день, затем подвесили к перекладине дома и поднесли идоложертвенное мясо, обещав отпустить на свободу, если он вкусит его. Мученик отказался, и один из палачей в ярости ударил его копьём в грудь, но святой не умер и не чувствовал никакой боли. Тогда Афарид велел утопить его. Святой с радостью шёл на смерть, благодаря Бога. Мучители бросили его в реку Муссова, привязав к шее большой обрубок дерева.

Священное Писание

Утр. - Ин., 41 зач. (от полу́), XII, 17-50

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37 Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42 Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43 ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44 Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня.

45 И видящий Меня видит Пославшего Меня.

46 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

47 И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.

50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

Лит. - Мф., 108 зач., XXVI, 6-16

6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; 16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 26, 6-16

Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, - речью подобного которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него перед очами уже только смерть, - заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше. Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами, и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь сподобил нас достигнуть среды Страстной седмицы. В последний раз мы прочитали молитву преподобного Ефрема Сирина и теперь, полностью закончив поприще Святого и Великого поста, входим в особые дни воспоминаний о страданиях, смерти и Воскресении Господа и Спасителя нашего. Сегодня по уставу читается Евангелие (Мф. 26, 6–16), в котором повествуется о женщине, помазавшей ноги Спасителя драгоценным миром, и об Иуде, который, взирая на ее жертву, принимает страшное решение продать за деньги своего Учителя.

«Поцелуй Иуды»

Выражение «Поцелуй Иуды», восходящее к событиям Страстной седмицы, стало синонимом предательства со стороны близкого человека. История Русской Церкви знает такие примеры. В ХХ веке, когда возник обновленческий раскол, одним из его лидеров стал петроградский священник Александр Введенский. Он хотел «обновить» церковную жизнь за счёт разрешения епископам жениться, второбрачия священников, упразднения монастырей и тому подобного. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, занял жёсткую позицию в отношении обновленцев, что стало причиной его ареста. Когда в 1922 году чекисты пришли арестовать владыку, то привёл их к нему его бывший ученик, отец Александр Введенский. Войдя в покои владыки, Введенский подошёл под благословение, но митрополит сказал: «Отец Александр, мы с вами не в Гефсиманском саду».

О смерти Иуды Искариота

Евангелист Матфей говорит, что после ареста Христа и начавшегося суда над Ним Иуда Искариот пожалел о своём предательстве. Он пришёл к первосвященникам и вернул деньги, сказав, что предал кровь неповинную. После чего в отчаянии пошёл и удавился (Мф. 27:5). Описание последнего этапа смерти Иуды в Деяниях святых апостолов: он «низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян 1:18) – спустя несколько веков начинает искажённо пониматься в околоцерковной среде и рождает много легенд. От еретика Аполлинария Лаодикийского (IV век) распространилось «предание», со ссылкой якобы на святого Папия Иерапольского (II век), что Иуда не смог повеситься – верёвка оборвалась, и он прожил ещё несколько лет, болея водянкой. Это легенда противоречит ясным указаниям Писания – и Евангелию от Матфея, и книге Деяний, в которой апостол Пётр, ещё до наступления дня Пятидесятницы, рассказывает церковной общине о гибели Иуды Искариота и отмечает, что об этом известно всему Иерусалиму (Деян. 1:18–19).

Молитвословия

«Егда славнии ученицы…». Тропарь, глас 8 

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе! 

Песнопение «Егда славнии ученицы…» поется в Великий Четверг и на утрене Великой Пятницы. В течение Великого поста оно также читается в последовании ко Святому Причащению.

Теги:
православный календарь

Все публикации