Церковный календарь

28 апреля. Память апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 апреля. Память апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима

2-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 15 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Радоница. Поминовение усопших. Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мучениц Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мучеников Месукевийских — Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мученика Саввы Готфского (372).

Священномученика Александра Гневушева пресвитера (1930).

Радоница

Во вторник Фоминой седмицы совершается поминовение усопших. Основанием для этого служит воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, а также разрешение церковного устава творить обычное поминовение усопших начиная с Фомина понедельника, так как на Пасху и всю Светлую седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются панихиды и гласное поминовение усопших, а отпевание совершается особым пасхальным чином. В Триоди нет специального последования службы для этого дня. Обычно после вечернего богослужения и литургии совершается великая панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Поминовение усопших в этот день совершается и на кладбищах. Верующие приходят на могилы близких с радостною вестью о Воскресении Христовом, поэтому сегодняшний день поминовения и называется Радоницей.

Апостолы от 70-ти Аристарх, Пуд и Трофим

Святые Аристарх, Пуд и Трофим были одними из тех 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собой с евангельским благовестием. После воскресения Христова Аристарх и Трофим стали учениками и спутниками апостола Павла. Святой Пуд как член римского Сената принимал у себя апостолов Петра и Павла. Свой дом он превратил в христианский храм. Впоследствии его стали называть «Пастырской церковью». При императоре Нероне трое апостолов – Аристарх, Пуд и Трофим – вместе со святым апостолом Павлом приняли мученическую смерть в Риме.

Мученицы Василисса и Анастасия

Две подруги, святые мученицы Василисса и Анастасия, были приведены к христианской вере святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом во время их пребывания в Риме. В период гонения на христиан, устроенного императором Нероном (54–68), святые Василисса и Анастасия днём молились за братьев и сестёр во Христе, попавших в руки мучителя, а по ночам совершали христианское погребение невинно убиенных. Это служение не осталось незамеченным гонителями. Девушки были посажены в темницу и подвергнуты жестоким и продолжительным пыткам, во время которых их принуждали отречься от Христа. В 68 году, через год после кончины апостолов Петра и Павла, обе мученицы, сохранившие верность Спасителю, были обезглавлены. Мощи их пребывают в римском храме Божией Матери Умиротворительницы.

Мученик Савва Готфский

Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года. В то время готфские князья под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан, принуждая их к вкушению идоложертвенного мяса. Во время праздника Пасхи воины военачальника Афарида схватили святого Савву и, влача его обнажённым по терновнику, били палкой и бичами, но мученик остался невредим. Тогда святого растянули на осях телеги и били весь день, затем подвесили к перекладине дома и поднесли идоложертвенное мясо, обещав отпустить на свободу, если он вкусит его. Мученик отказался, и один из палачей в ярости ударил его копьём в грудь, но святой не умер и не чувствовал никакой боли. Тогда Афарид велел утопить его. Святой с радостью шёл на смерть, благодаря Бога. Мучители бросили его в реку Муссова, привязав к шее большой обрубок дерева.

Священное Писание

Деян., 10 зач., IV, 1-10

1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, 2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; 3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.

4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.

5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники, 6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического; 7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?

8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!

9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

Ин., 10 зач., III, 16-21

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 1-10; Ин. З, 16-21

«Неверующий в Сына Божия уже осужден». За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме, по любви к ней. Тьмолюбие, ненавидение света делает его кругом виноватым, даже без определения в чем истина; потому что у кого есть эта искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример в св. ап. Павле. Он был искренний истинолюбец, вседушно преданный тому, что считал истинным, без всяких интересов. Потому, как скоро указана была ему истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это древнее, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, осязательно доказанному истинным. То же самое бывает со всяким искренним истинолюбцем. Истина о Христе ясна как день: ищи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. Потому, если кто остается во тьме неверия, тот остается только по любви ко тьме, и за это уже осужден.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будем молиться за наших усопших родственников, близких, родных. Если живой человек — а ведь мы и за живых молимся — сам еще может о себе молиться, то тем людям такая возможность закрыта. Они не могут о себе молиться, о них может молиться только Церковь, на земле пребывающая. Кроме того, у каждого из нас есть какие-то долги перед теми, кто ушел. Мы иногда чувствуем угрызения совести в отношении родных, близких, родителей, которым не отдали должной любви, внимания при земной жизни, и чувствуем, как, молясь за покойных наших близких и родных, сами получаем облегчение на сердце, потому что так и должно быть. Молясь за усопших людей, мы тем самым как бы и свой долг перед ними выполняем, а может быть, и свою вину перед ними искупаем. Вот почему день поминовения усопших так всегда почитается в нашем народе... Потому что такова внутренняя потребность людей — помолиться о своих близких и родных в светлые дни Христова Воскресения.

Задостойник Пасхи

«Ангел вопияше…» — задостойник Пасхи, который до Вознесения поётся или читается вместо «Достойно есть». Он взят из 9-й песни пасхального канона Иоанна Дамаскина. Этим песнопением преподобный отсылает нас к церковному преданию, согласно которому первой о Воскресении узнала Богородица. Архангел Гавриил, предвозвестивший Ей рождение от Неё Спасителя, явился к Ней с радостной вестью о Воскресении Христа. Как пишет Иоанн Дамаскин: «Радостную весть о Господнем Воскресении прежде всех получила Богородица, как то и было Ей прилично и справедливо. Она прежде всех увидела Его воскресшим и наслаждалась Его божественной беседой…» Далее Архангел обращается к Новозаветной Церкви со словами пророка Исаии о Воскресении Христа: «Светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе». Под Сионом, по мнению блаженного Иеронима, подразумеваются святые, стоящие на вершине добродетелей. В конце задостойника Архангел вновь призывает Богородицу радоваться о Воскресении Рождённого Ей Христа.

Теги:
православный календарь

Все публикации