
Седмица 2-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).
Мучениц Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мучеников Месукевийских — Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мученика Саввы Готфского (372).
Священномученика Александра Гневушева пресвитера (1930).
Апостолы от 70-ти Аристарх, Пуд и Трофим
Святые Аристарх, Пуд и Трофим были одними из тех 70-ти апостолов, которых Господь Иисус Христос послал перед Собой с евангельским благовестием. После воскресения Христова Аристарх и Трофим стали учениками и спутниками апостола Павла. Святой Пуд как член римского Сената принимал у себя апостолов Петра и Павла. Свой дом он превратил в христианский храм. Впоследствии его стали называть «Пастырской церковью». При императоре Нероне трое апостолов — Аристарх, Пуд и Трофим — вместе со святым апостолом Павлом приняли мученическую смерть в Риме.
Мученицы Василисса и Анастасия
Две подруги, святые мученицы Василисса и Анастасия, были приведены к христианской вере святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом во время их пребывания в Риме. В период гонения на христиан, устроенного императором Нероном (54—68), святые Василисса и Анастасия днём молились за братьев и сестёр во Христе, попавших в руки мучителя, а по ночам совершали христианское погребение невинно убиенных. Это служение не осталось незамеченным гонителями. Девушки были посажены в темницу и подвергнуты жестоким и продолжительным пыткам, во время которых их принуждали отречься от Христа. В 68 году, через год после кончины апостолов Петра и Павла, обе мученицы, сохранившие верность Спасителю, были обезглавлены. Мощи их пребывают в римском храме Божией Матери Умиротворительницы.
Мученик Савва Готфский
Святой Савва пострадал 12 апреля 372 года. В то время готфские князья под влиянием языческих жрецов начали гонение на христиан, принуждая их к вкушению идоложертвенного мяса. Во время праздника Пасхи воины военачальника Афарида схватили святого Савву и, влача его обнажённым по терновнику, били палкой и бичами, но мученик остался невредим. Тогда святого растянули на осях телеги и били весь день, затем подвесили к перекладине дома и поднесли идоложертвенное мясо, обещав отпустить на свободу, если он вкусит его. Мученик отказался, и один из палачей в ярости ударил его копьём в грудь, но святой не умер и не чувствовал никакой боли. Тогда Афарид велел утопить его. Святой с радостью шёл на смерть, благодаря Бога. Мучители бросили его в реку Муссова, привязав к шее большой обрубок дерева.
Священное Писание
Нередко у современного, далёкого от религии человека христианская вера может вызывать весьма мрачные ассоциации: потемневшие от времени лики икон, строгие правила и уставы, бесконечная борьба со страстями, отпевание и похороны, длинные юбки и тёмные платки, пост и разнообразные ограничение себя в еде и развлечениях. Согласитесь, картина довольно безрадостная. Проблема подобного представления о церковной жизни — не только в незнании традиции православной веры. Проблема в том, что нередко именно такой образ христианства нецерковным людям преподносят сами христиане. Многие верующие неосознанно разделяют установку: жизнь — это страдание, а тот, кто сегодня смеётся, завтра будет плакать. Что по этому поводу думает Евангелие? Ответ находим в том отрывке из 2-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 2.
01На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
02Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
03И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
04Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
05Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
06Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаюочищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
07Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
08И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
09Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха
10и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
11Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Земная проповедь Иисуса Христа проходила в непростых условиях. Боль и страдания людей были её фоном. А потому те чудеса, которые Господь совершал, имели чёткую цель. Господь исцелял тяжко больных, изгонял бесов и воскрешал мёртвых, чтобы помочь людям справиться с печалью, унынием и безысходностью. Вернуть им бодрость духа, надежду и силы.
В только что прозвучавшем отрывке мы видим иную картину. Здесь тоже чудо. Здесь также Христос проявляет Свою божественную силу и демонстрирует, что имеет власть над материей этого мира. Однако, в отличие от всех других случаев, Он делает это не для того, чтобы избавить людей от горя. А для того, чтобы увеличить радость, которой и так наполнен дом.
На масштабы чуда указывает размер водоносов. Их было 6 штук. Говорится, что каждый вмещал по 2-3 меры жидкости. Одна мера — это приблизительно 40 литров. Следовательно, в каждом водоносе около ста-ста двадцати литров. Умножим это на шесть и получим около 700 литров. 700 литров вина! Этого хватит не только для того, чтобы напоить гостей на свадьбе. Но чтобы напоить весь городок.
И это примечательный момент. В ответ на просьбы людей Господь не начинает читать морали и занудствовать: «хватит, вы и так уже все весёлые. Завтра голова будет болеть. Вон за тем столом совсем уже напились. А ну ка, давайте потихоньку расходиться». Господь Сам радуется от души. Ему Самому здесь очень хорошо. Он очень прост и участлив. А потому Он не только увеличивает и продолжает радость, но делает это с царским размахом.
Почему же тогда мы, те, кто считает себя учениками Христа, так порой боимся радости? По одной простой причине. У нас нет того чувства меры, каким обладал Спаситель. Яркий пример — мы сначала, как безумные, работаем, а потом отдыхаем так, чтобы забыть о том, как мы работали. Эта схема переносится и на религиозную жизнь. Вне Церкви мы живём, как все, как получится, на неконтролируемых эмоциях, действуем нередко на своих страстях, забывая о Боге. А когда возвращаемся в храм, то на чувстве вины и раскаянии закручиваем гайки. Стараемся быть хорошими мальчиками и девочками. Не позволяем себе простых, человеческих проявлений. Ведь вне Церкви у нас этого всегда через край. И нередко это приносит боль и страдания нам самим и нашим ближним.
Поэтому далеко не случайно, что чудо в Кане Галилейской — это первое чудо Иисуса Христа перед выходом на проповедь. Так Церковь указывает нам на ту основу, которая должна стать фундаментом всей нашей жизни. На эту основу прямо указывает и апостол Павел словами: «всегда радуйтесь». И этой радости следует учиться. Она будет возможна лишь в том случае, если во всех своих делах мы будем понуждать себя искать волю Бога. Если мы будем потихоньку учиться отдавать Ему и наши трудовые будни, и наш досуг. Быть христианами не только в стенах храма, но и вне его. Тогда в нашем сердце постепенно будет проступать чувство меры. Во всех наших делах у нас появиться ладность, и тихая радость равномерно наполнит всю нашу жизнь.
священник Дмитрий Барицкий // Радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
На чем основывается вера современных людей? Чаще всего на чуде. Большинство людей в жизни своей сталкивались с чудом. Кто-то получил исцеление, кто-то спасение по молитвам — может быть, не столько своим, сколько родителей или близких. Кто-то, всматриваясь в свой жизненный путь, видит руку Божию. На этом восприятии чуда, на этом осознании присутствия Бога в жизни и основывается наша вера. У каждого эта встреча с чудом своя. Кому-то нужны видимые, зримые, потрясающие сознание знаки. Другому достаточно лишь повнимательнее посмотреть на мир Божий, на окружающий мир, на самого себя, чтобы увидеть Божие присутствие. И чем больше человеку нужно потрясающее воображение чудо, тем меньше этот человек готов к тому, чтобы в чуде увидеть Бога. Даже если родная мать воскреснет, не станет верующим тот человек, который считает, что в таком случае он поверит.