Церковный календарь

22 апреля. Память мученика Евпсихия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 апреля. Память мученика Евпсихия

Светлая седмица.
Поста нет. 9 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Евпсихия (362).

Мучеников Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362–364). Преподобномцченика Вадима архимандрита (376). Собор преподобных отцов, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся (переходящее празднование в среду Светлой седмицы).

Мученика Гавриила Фомина (1942).

Мученик Евпсихий

Мученик Евпсихий был из знатной семьи и пострадал в правление императора Юлиана Отступника, восстановившего язычество. В его родной Кесарии стоял храм богини Фортуны. В день, когда Евпсихий вступал в брак, язычники устроили ей жертвоприношение. Святой собрал христиан города и разрушил капище. Зная о неминуемой каре, он раздал свое имение нищим. Разъяренный император, особо почитавший Фортуну, обрушил гнев на весь город. Одних он казнил, более почетных граждан-христиан отправил в изгнание, духовенство забрали в армию, а у церквей было отнято имущество. Город даже был лишен названия Кесария (Царственный). Евпсихий принял мученическую смерть. Юлиан же погиб в походе и не смог исполнить угрозу уничтожить город, если не восстановят капище. А христиане Кесарии воздвигли над гробом святого Евпсихия прекрасную церковь.

Священное Писание

Деян., 5 зач., II, 22-36

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

Ин., 4 зач., I, 35-51

35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.

37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́,— что значит: учитель,— где живешь?

39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 2, 22-36; Ин. 1, 35-51

Истину Воскресения разум может доказывать своими соображениями, на основании Писания, и силу его доводов не может не признать неверующий, скоро не заглушено еще в нем чувство истины. Верующие не требует доказательств, потому что Церковь Божия преисполнена светом Воскресения. Верны и убедительны оба эти указателя истины. Но против соображений разума могут рождаться и встречаться противосоображения, и вера может быть препираема и колеблема недоумениями и сомнениями, извне приходящими и внутри возникающими. Нет ли неприступной ограды для истины Воскресения? Есть. Это будет, когда сила Воскресения, воспринятая еще в крещении, начнет действенно обнаруживаться в истреблении растления души и тела, водворении в них начал новой жизни. Такой будет ходить во свете Воскресения, и ему безумным покажется всякий, говорящий против истины Воскресения, как тому, кто ходит днем, говорящий — будто теперь ночь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сила Воскресения и его особое значение для всех нас в том, что Господь совоскрешает с Собой и всех нас. Он разрушает тяготение, притяжение смерти. Вот почему и говорит святой Иоанн Златоуст, что смерти нет, в том смысле, что совершена победа над злом, над дьяволом, и ад разрушен. Конечно, не каждый человек обретает эту жизнь во Христе, и грешный человек опять-таки наследует адские мучения, то существование, которое нельзя назвать жизнью. Но для тех, кто верит во Христа, для тех, кто исповедует свои грехи, для тех, кто привлекает в Таинствах благодать Божию и, опираясь на эту благодать, преодолевает грех, – для тех нет смерти, нет ада.

Паисий Святогорец о плодах терпение

В духовной жизни происходит нечто удивительное: когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением. То же самое, когда он соучаствует Страстям Господа. Чем больше он проникается мыслью о том, что Христос распялся за наши грехи, и болезнует, тем богаче вознаграждается Божественным ликованием. Он ощущает, словно Христос его ласково гладит по голове и говорит: «Не беспокойся обо Мне». Распятие всегда предшествует Воскресению и приносит победу. Христос, после того как взошел со Крестом на Голгофу и после того как распялся, взошел ко Отцу. Распятый Христос услаждает горечь людей, а распятый человек подражает Богочеловеку Иисусу. Благой Иисус вместе с грехами всего мира принял на Себя и все его горечи, а нам оставил радость и ликование, которое ощущает тот, кто совлекся своего ветхого человека, и в котором теперь живет Христос. Такой человек ощущает на земле часть райской радости, по слову Евангелия: «Царствие Божие внутрь вас есть».

 

Теги:
православный календарь
мученик Евпсихий Кесарийский

Все публикации