
Светлая седмица
В этот день совершается память:
Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Мученика Евпсихия (362).
Мучеников Дисана епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти (362—364). Преподобномцченика Вадима архимандрита (376).
Мученика Гавриила Фомина (1942).
Мученик Евпсихий
Мученик Евпсихий был из знатной семьи и пострадал в правление императора Юлиана Отступника, восстановившего язычество. В его родной Кесарии стоял храм богини Фортуны. В день, когда Евпсихий вступал в брак, язычники устроили ей жертвоприношение. Святой собрал христиан города и разрушил капище. Зная о неминуемой каре, он раздал свое имение нищим. Разъяренный император, особо почитавший Фортуну, обрушил гнев на весь город. Одних он казнил, более почетных граждан-христиан отправил в изгнание, духовенство забрали в армию, а у церквей было отнято имущество. Город даже был лишен названия Кесария (Царственный). Евпсихий принял мученическую смерть. Юлиан же погиб в походе и не смог исполнить угрозу уничтожить город, если не восстановят капище. А христиане Кесарии воздвигли над гробом святого Евпсихия прекрасную церковь.
Священное Писание
Опыт пребывающего вне Христа человечества свидетельствует, что после смерти наступает небытие, что смерть уничтожает саму личность человека. Христианство же смотрит на этот вопрос иначе: смерти нет, от неё «освободила нас смерть Спасителя». А если нет смерти, то и личность человека неустранима. Впрочем, осознать это бывает очень непросто, Евангелие свидетельствует, что даже апостолы смогли это сделать далеко не сразу. Сегодня во время Литургии в православных храмах звучит отрывок из 24-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок содержит рассказ о том, с какими трудностями сталкивались апостолы на пути обретения веры в Христово Воскресение.
Глава 24.
12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
14и разговаривали между собою о всех сих событиях.
15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.
16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними,
34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Любому внимательному воцерковленному человеку на собственном опыте известно, что переход из жизни временной в жизнь вечную не устраняет личность. В храмах мы окружены иконописными изображениями тех, кто уже осуществил этот переход, эти изображения имеют вовсе не мемориальный характер — это лики святых, к святым же мы обращаемся точно также, как обращаемся к живым людям. Мы имеем опыт общения со святыми как с нашими современниками. Обращаемся же мы к прославленным Церковью святым по одной простой причине: у них больше фактических возможностей, чем у нас, и, помогая, они ничего не требуют взамен, ведь им абсолютно неинтересно то, что может дать тленный физический мир. Однако они готовы помогать и помогают нам даже в самых мелких бытовых нуждах. Всё это мы знаем из опыта. Как из своего личного, так и из опыта всей Церкви.
Тем удивительнее слышать слова апостолов, которые они обратили к ещё неузнанному ими Воскресшему Христу на пути в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24:21). Они надеялись, но Его казнили и потому у них не осталось надежды. В этом легко увидеть отличие христианского образа мысли, сформированного верой в воскресение и опытом приобщения Христову Воскресению, от образа мысли людей Ветхого Завета, таких, какими были в то время Лука и Клеопа. Они мыслили, что если нет человека, то нет и надежды на его участие в каких-либо делах этого мира. Это тоже не было заученной формулой. До Христова Воскресения именно так и получалось: со смертью человека умирала не только перспектива его участия в земных делах, умирала и надежда. Да, люди Ветхого Завета почитали праведников, таких, какими были праотцы, они почитали пророков, но почитание это существенным образом отличалось от нашего почитания святых: святые здесь и с нами, они нам помогают, они нас поддерживают, их присутствие в нашей жизни абсолютно реально. Праведников же Ветхого Завета просто помнили. Ориентировались на их слова. Старались выполнять их наставления. Но живого общения с ними не было.
Дай нам Бог не забывать о нашем бессмертии. Помнить, что у нас есть святые, она всегда рядом, они всегда готовы прийти на помощь. Они поймут и утешат, и никогда не потребуют взамен ничего, кроме веры во Христа Воскресшего.
епископ Переславский и Угличский Феоктист // Радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Паисий Святогорец о плодах терпения
В духовной жизни происходит нечто удивительное: когда человек терпит что-то ради любви Христовой, даже мучения, то его сердце наполняется Божественным наслаждением. То же самое, когда он соучаствует Страстям Господа. Чем больше он проникается мыслью о том, что Христос распялся за наши грехи, и болезнует, тем богаче вознаграждается Божественным ликованием. Он ощущает, словно Христос его ласково гладит по голове и говорит: «Не беспокойся обо Мне». Распятие всегда предшествует Воскресению и приносит победу. Христос, после того как взошел со Крестом на Голгофу и после того как распялся, взошел ко Отцу. Распятый Христос услаждает горечь людей, а распятый человек подражает Богочеловеку Иисусу. Благой Иисус вместе с грехами всего мира принял на Себя и все его горечи, а нам оставил радость и ликование, которое ощущает тот, кто совлекся своего ветхого человека, и в котором теперь живет Христос. Такой человек ощущает на земле часть райской радости, по слову Евангелия: «Царствие Божие внутрь вас есть».
Богооткровенный нравственный закон
Богооткровенный нравственный закон — нравственный закон, представленный посредством Сверхъестественного Божественного Откровения. По сути он не отличается от естественного нравственного закона, а по форме представляет собой совокупность требований, норм, правил нравственного характера, преподанных человеку сверхъестественным образом.
Такого рода требования, правила, нормы, озвучивались людям на протяжении всего ветхозаветного периода. Господь Иисус Христос преподал людям дополнительные требования, правила, дополнил перечень нравственных норм. Впоследствии Церковь раскрыла множество норм, правил и требований Богооткровенного закона в формате христианского нравоучения. На сегодняшний день вопросы нравственного характера рассматриваются в рамках Нравственного Богословия.