Церковный календарь

21 апреля. Страстная седмица. Великий Четверток

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 апреля. Страстная седмица. Великий Четверток

Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
Строгий пост. 8 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70 Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

Мученика Павсилипа (ок. 117-138). Святителя Келестина, папы Римского (432). Святителя Нифонта, епископа Новгородского (1156). Преподобного Руфа, затворника Печерского (XIV). Преподобномучеников 600 отцев Давидо-Гареджийских (1616) (Груз.). Мучеников Христодула и Анастасии Патрских, убиенных в Ахаии (1821).

Священномученика Сергия пресвитера (1933).

Шуйской иконы Божией Матери «Одигитрия».

Великий Четверток

В Великий Четверг Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни. По вере Церкви в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. За богослужением Страстного Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, омовение Христом Спасителем ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Чтение двенадцати Евангелий

Вечером Великого Четверга совершается «Последование Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Это единственная утреня, по уставу совершающаяся вечером. Во время неё читают 12 Страстных Евангелий. По уставу служба начинается во 2-м часу ночи (около 20:00) и продолжается всю ночь, по сути это всенощная. Так как утреня Великой Пятницы начинается в Четверг, в её начале звучит тропарь Четверга «Егда славнии ученицы», в конце же – тропарь Пятницы «Искупил ны еси от клятвы законныя». В основе «Последования», судя по «Паломничеству Эгерии» (IV век), лежит палестинская традиция: в ночь с Великого Четверга на Пятницу в Иерусалиме христиане во главе с епископом посещали места, связанные со страданиями Спасителя (Елеонская гора, Гефсиманский сад, место претории и так далее), воспоминали различные эпизоды Страстей Христовых и читали соответствующие евангельские фрагменты. Во время перемещений от одного места к другому пели антифоны. 15 антифонов входят и в современное «Последование».

Апостолы от 70 Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм

Святые входят в число 70-ти апостолов, избранных Христом. Иродион был родственником апостола Павла. Апостолы Петр и Павел поставили его епископом города Патары. Он обратил в христианство многих греков и иудеев. Прочие язычники и иудеи, сговорившись, напали на святого, стали избивать его палками, забрасывать камнями, ударили ножом. Когда мучители ушли, Господь поднял апостола невредимым. Позже Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда Петра распяли, был усечен мечом и Иродион. Апостол Агав проповедовал в разных странах, он предрек страдания апостола Павла в Иерусалиме. Апостол Руф был епископом в греческих Фивах, а Асинкрит – в малоазийской Гиркании. Апостол Флегонт был поставлен епископом в Далматии, а Ерм – во Фракии. Все они подверглись истязаниям и удостоились мученической кончины.

Святитель Келестин, папа Римский

Святитель Келестин родился в конце IV века в Риме, был учеником и другом великих святых – Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного. За благочестие и добродетели Келестин был избран главой Римской Церкви. Основной заботой папы стала защита чистоты Православия. На Поместном Соборе в 430 году святитель изобличил ересь Нестория, в которой умаляется Божественная природа Иисуса Христа. На III Вселенском Соборе посланники папы Келестина также засвидетельствовали верность Рима истинному учению о Христе как о Богочеловеке. Святитель мирно скончался 6 апреля 432 года.

Святитель Нифонт, епископ Новгородский

Святитель Нифонт, епископ Новгородский, принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. В 1130-м году он был возведен на Новгородскую кафедру. Новгород высоко ценил своего пастыря как зодчего храмов и знатока церковных канонов. В 1135-м году Нифонт проявил себя как миротворец. Он прекратил вражду между киевлянами и черниговцами, обратившись к князьям с просьбами. Когда князь Изяслав II Мстиславович без благословения Константинополя поставил митрополитом Киевским Климента, Нифонт не признал последнего и был сослан в Печерский монастырь. При князе Юрии Долгоруком он вернулся на кафедру. В 1156-м году Нифонт снова оказался в Киеве, где после непродолжительной болезни скончался. Ныне его мощи покоятся в Ближних пещерах Киевской Лавры.

Священное Писание

Утр. — Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 6и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, 11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

20Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.

25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Лит. — 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32

23 Ибо я от Самого Господа принял то́, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 4, 13-22; Ин. 5, 17-24

«Судите справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Так говорили властям св. апостолы Петр и Иоанн, когда им запрещали говорить о Господе Иисусе воскресшем, после того, когда они именем Его исцелили хромого от детства. Не побоялись они угроз, ибо очевидность истины не позволяла им молчать: мы видели и слышали, говорили они, и руки наши осязали, как после прибавил св. Иоанн (1 Ин. 1, 1). Они очевидцы: очевидцы же, по началам человеческого познания, — первые надежные свидетели истины. В этом отношении, ни одна область человеческих знаний не имеет подобных свидетелей. Оттого, что с того времени прошло 18 1/2 веков (теперь уже 19 1/2 — ред.), сила свидетельства их не умалилась нисколько, а следовательно, не умалилась и очевидность истины, ими свидетельствуемой. Если отпадают в неверие, — а ныне отпадающих очень много, — то отпадают не почему другому как по недостатку здравомыслия. Не хотят обсудить и увлекаются призраками, которым лесть сердца порочного охотно придает некоторую вероятность. Бедные души! Гибнут, воображая, что попали, наконец, на должный след, и радуясь тому особенно, что первые вступили в эту колею и стали для других передовыми вожаками. Но не велика радость сидеть на седалище губителей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Главное богослужение Церкви называется Евхаристией, потому что мы совершаем ее в воспоминание жертвы благодарения, которую Бог принял от Своего Сына и Спасителя нашего. То была действительно жертва искупления и одновременно жертва благодарения, жертва хвалы Богу. Именно так Церковь всегда воспринимала Голгофскую Жертву. Именно поэтому воспоминание об этой жертве стало центральным богослужением христианской общины. И всякий раз, когда мы совершаем Божественную литургию, когда мы совершаем Евхаристию, мы прославляем Господа за все то, что от творения мира и до сего дня было совершено силой Божией для спасения рода человеческого.

Недостаточность действия естественного нравственного закона для полноценной духовно-нравственной жизни

Действие естественного (врождённого) нравственного закона, обнаруживаемое в проявлении нравственного чувства, способствует тому, что человек, как правило, сознает, что такое добро и что такое зло. Однако одного только этого чувства бывает для этого недостаточно. Это может быть связано с его воспитанием, с влиянием на его мировоззрение общественной морали, общественных традиций и норм социального поведения, с проявлением в нём различных греховных пристрастий и страстей.

Конкретные, четко сформулированные формы требований нравственного закона даны человеку посредством Сверхъестественного Откровения. Они конкретно диктуют человеку, что он должен, а чего не должен делать, чтобы соответствовать своему призванию и предназначению.

Довольно лаконично важнейшие требования нравственного закона отражены в 10 заповедях, данных еврейскому народу во времена Ветхого Завета. В новозаветные времена Господь Иисус Христос дал людям углубленное толкование этих заповедей и дополнил их перечень множеством других.

Молитвословия

«Вечери Твоея тайныя…»

Тропарь, глас 6

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Песнопение «Вечери Твоея тайныя…» поется во Святой и Великий Четверг вместо Херувимской песни.

***

Тропарь святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 3

Яко сый нравом православных/ Восточныя Церкве преданий истинный защитник,/ сподобился еси великаго во отцех Феодосия/ видети по смерти яко жива,/ возвещающа тебе Царствия Небеснаго наследие,/ егоже неизреченных доброт/ ныне с ним неразлучно наслаждаяся,/ моли и о нас, чадех своих, Нифонте прехвальне.

Кондак святителя Нифонта, епископа Новгородского

глас 5

Ревности древних отец/ в твердом истинных догмат хранении подобней,/ крепкоумне Нифонте,/ не восхотел еси восхитившему самовольне престол Митрополии Климу сослужитель быти,/ избранному же на се от всех, покорен,/ священнолепне с ним служил еси/ и, жизнь свою скончав,/ обрел еси безконечное Царство Христово.

Тропарь преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Послушание святое, нарицающееся живот,/ преподобне отче Руфе, прием,/ живот вечный оным постигл еси,/ идеже живя, не забуди и нас, хвалящих тя.

Кондак преподобного Руфа послушливого, затворника Печерского, в Дальних пещерах

глас 6

Честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем,/ честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси./ Тем тя убо почитаем,/ яко послушником образ и наставник.

 

Теги:
православный календарь

Все публикации