Церковный календарь

10 апреля. Память преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 апреля. Память преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского

4-я седмица Великого поста. Поминовение усопших.
День постный. 28 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Преподобного Стефана чудотворца, исповедника, игумена Триглийского (ок. 815).

Преподобномученика Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мучеников Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мученика Бояна, князя Болгарского (ок. 830).

Святого Николая Постникова исповедника, пресвитера (1931); священномученика Василия Малинина пресвитера (1938); мученика Иоанна Чернова (1939).

Преподобный Иларион Новый

Преподобный Иларион, игумен Пеликитский с юности посвятил себя служению Богу. Много лет он провел в затворе. За непорочность и святость жизни праведник получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Благодатной силой молитвы он вызывал дождь во время засухи, наполнял рыбой сети рыбаков в случае неудачного лова, исцелял больных и изгонял бесов. В 754-м году преподобный Иларион погиб мученической смертью во время гонений за почитание святых икон.

Преподобномученик Евстратий Печерский

Евстратий Печерский, родом из Киева, был взят в плен половцами и продан иудею вместе с другими пленниками в византийский Херсонес. Иудей решил принести его в жертву. Когда наступил день Воскресения Христова, он надругался над святым так, как в Евангелии надругались иудеи над Спасителем: пригвоздил подвижника к кресту. Мученик славил Бога на кресте и говорил: «Великой благодати сподобил меня Бог в нынешний день пострадать. И скажет Он мне, как и разбойнику: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Ты же и другие иудеи с тобой заплачете ныне и зарыдаете: пришло вам время дать ответ Богу за кровь мою и кровь всех христиан». В тот же день пришло повеление от императора: изгнать из города всех иудеев, отнявши у них имение, а старейшин казнить, вследствие чего мучителя преподобного Евстратия повесили.

Преподобный Иларион Псковоезерский

Преподобный Иларион Гдовский, Псковоезерский, в 1460 году основал на берегу реки Желчи, недалеко от Гдова, Озерский Покровский монастырь. Обитель находилась на границе с Ливонским орденом, поэтому иноки постоянно претерпевали нападения воинственного ордена. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, преподобный Иларион утвердил в монастыре высокое благочестие. Преставился святой в 1476 г.

Священное Писание

Евр., 313 зач., VI, 9-12

9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Мк., 31 зач., VII, 31-37

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа́", то есть: отверзись.

35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых - говорящими.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 6, 9-12; Мк. 7, 31-37

"Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1 Кор. 15, 50). Следовательно, для получения Царствия надобно обесплотить и обескровить, то есть утвердиться в таком характере жизни, что крови и плоти словно нет. Это достигается совершенным отречением от дел кровяных и плотских. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное". Перечислив все это, апостол прибавляет: "предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 10-21). Имеющий уши слышать, да слышит.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Молитва и пост обретают смысл только тогда, когда меняется состояние нашего сердца, а показателем этого изменения является наша способность прощать и просить прощения. А почему так? А потому что самый большой и опасный грех, от которого проистекают все другие грехи, – это гордыня. И человек опознает присутствие в себе гордыни именно через неспособность испросить прощения или простить другого человека. Это как некий индикатор, как лампочка, которая загорается на приборах, когда наступает некая опасность, например становится недостаточно кислорода или появляются вредные вещества в атмосфере. Есть приборы, которые немедленно реагируют на эту перемену, – загорается лампочка или раздается громкий звук, предупреждая человека об опасности. Вот так и в духовной жизни. Если мы не способны прощать, если мы не способны испрашивать прощения, считайте, что загорелась красная лампочка, предупреждающая нас об опасном состоянии нашей души.

Святитель Филарет Московский о чудотворных иконах

Как рассуждать о том, что многие с верою и усердием прибегают к одной известного наименования иконе Богородицы преимущественно пред другими? На сие ответствую, во‑первых, что человек, имеющий чистую и крепкую веру в благодатную силу Пресвятыя Богородицы, может благоуспешно приносить молитву пред всякою иконою Ея и удостаиваться услышания и благодеяний от Нея; потому что пред всякою иконою Богородицы приносимая молитва восходит к Самой Пресвятой Богородице, и, по вере, может низводить к человеку Ея благодатную силу и помощь; во‑вторых, что молитва, приносимая пред некоторыми чудотворными иконами Пресвятыя Богородицы, может быть особенно благоуспешна, частию по особенному устроению Провидения Божия, частию потому, что, где уже открылись по вере чудеса и благодеяния Божии, там и немощная вера человека близкими опытами удобнее возбуждается, укрепляется и привлекает свыше благодатную помощь. Только бы эта вера не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой Пресвятой Богородице.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Евстратия Печерского

глас 7

Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/ прежде бо воздержанием плоть умертвив,/ последовал еси Христу, нося крест свой./ Последи же и сам на крест вознесен быв/ и копнем в ребра прободен,/ в руце Божий душу предал еси./ Колесницею огненною возносим на Небеса,/ сугубо венчался еси от Христа Бога/ и Спаса душ наших.

Кондак преподобномученика Евстратия Печерского

глас 8

Яко ревнитель страсти Владычней/ и постников усердный последователь сый,/ пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/ и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/ и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.

Тропарь преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского

глас 4

В молитвах бодрствуя,/ пресветлый храм Духа Святаго был еси,/ темже и чудотворец предивный явился еси,/ преподобне отче наш Иларионе./ О нас моли Христа Бога/ светом Божественнаго познания просветити ны/ и спасти души наша.

Теги:
Преподобный Иларион Новый
преподобномученик Евстратий Печерский
преподобный Иларион Псковоезерский
православный календарь

Все публикации