Церковный календарь

9 апреля. Память мученицы Матроны Солунской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 апреля. Память мученицы Матроны Солунской

4-я седмица Великого поста.
День постный. 27 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Матроны Солунской (III–IV).

Мучеников Мануила и Феодосия (304). Преподобного Иоанна прозорливого, Египетского (ок. 395).

Мученица Матрона Солунская

Святая Матрона (III — IV века) жила в Солуни и была служанкой у Пантиллы, жены местного военачальника, которая была иудейской веры. Тайком от госпожи Матрона ходила в христианский храм. Как-то перед Пасхой она задержалась на службе, о чём другие слуги донесли хозяйке. Та разгневалась, заявив, что если Матрона скрыла, что она христианка, то наверняка и в домашних делах нечестна. Святая, исповедав веру в Господа Иисуса Христа, сказала, что она всегда послушна приказам госпожи, за исключением того, что относилось к вере. Хозяйка приказала бить Матрону розгами и палками. Через несколько дней истязаний телесные силы Матроны не выдержали, и она предала дух Богу. Пантилла, чтобы скрыть убийство, приказала сбросить тело Матроны со скалы. В IV веке в Солуни был построен храм в честь мученицы Матроны.

Преподобный Иоанн Прозорливый

Преподобный Иоанн, родившийся в Египте, был плотником, а в 25 лет принял постриг, подвизался в разных монастырях и, наконец, ушел в Фиваидскую пустыню, где провел в затворе 50 лет. С людьми он беседовал через небольшое окошко, через него же принимал и приносимую ему скромную пищу. Святой получил от Бога дар прозорливости. Он предрек императору Феодосию Великому победу над противниками, помогал и простым людям наставлениями, исцелял елеем больных. «Есть много людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть, — напоминал святой. — Смотрите, не возомните себя праведными. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? Ибо нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него».

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XXIX, 13-23

13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

15 Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?" 16 Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"?

17 Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?

18 И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.

19 И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, 20 потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, 21 которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого.

22 Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет.

23 Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым.

На веч.: Быт. XII, 1-7

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи.

7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.

Притч. XIV, 15-26

15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника.

20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

24 Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть. 25 Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

26 В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12, 1). Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно - верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего - самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой - свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляют землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нельзя соединиться с Богом, не будучи Ему подобным. Нельзя войти в общение с Богом, будучи Его противоположностью, потому что Бог не может быть вместе с тем, кто противоположен Ему. А потому и спасение — через Крест. Не через человеческую мудрость, не через силу знания, не через политическую силу, не через организацию общества, а через Крест Христов, в котором и через который в полной мере явилась спасающая любовь Божия. И как важно, чтобы в первую очередь на основе этой любви строились отношения в Церкви. К сожалению, не всегда это происходит: в наших приходах, монастырях нередко возникают конфликты. Люди забывают о том, что они христиане: проходя мимо креста, перекрестятся, поцелуют его, поклонятся ему, а в сердце — та же злоба. Нельзя поклоняться кресту со злобой, с дурными мыслями о людях. Нужно выкинуть их из головы как страшное диавольское искушение. И тогда благодать креста привлечет нас ко спасению. Тогда мы любому скажем, что поклоняемся кресту не как орудию казни, а как жертвеннику, на котором была принесена Божественная Жертва за весь род человеческий по любви Божией.

Откровение преподобному Парфению Киевскому

Преподобный Парфений Киевский очень почитал Пресвятую Богородицу. Окно своей келлии он на несколько лет загородил Её иконою, говоря: «На что мне свет чувственный: Пречистая — свет очей и души моей». Молясь однажды, чтобы Владычица открыла ему, что есть схимничество, он услышал голос: «Посвятить себя на молитву за весь мир». Богородица благословила его на принятие священства, сказав: «Пафнутий, Я поручаюсь за тебя». Однажды он где-то прочитал, что Пресвятая Дева была первой инокиней на земле. Размышляя об этом с некоторым сомнением, он задремал и увидел величественную монахиню в мантии, с жезлом в руках, идущую от Святых врат Лавры в сопровождении многочисленного сонма иноков. Приблизившись к нему, Она сказала: «Парфений, Я монахиня!» С той поры он именовал Богородицу Пещеро-Лаврской Игуменией.

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние по-гречески перемена ума — прозрение, имеет библейское основание в 1Ин.1:9 и Ин.20:23. Нередко покаяние начинается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Покаяние — это желание преобразиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Исповедь — лишь финальная точка определённого этапа покаяния. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не Таинством перечисления грехов при свидетельстве священнослужителя.

Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве.

Какова цель этого Таинства? Молитва священника после Исповеди: «Приими и соедини святой Твоей Церкви». Исповедь — это положительное, а не отрицательное Таинство. Стратегическая задача исповеди не только в том, чтобы снять с себя грехи, а и в том, чтобы вновь сделаться подлинным членом Церкви.

Какие грехи прощаются в этом Таинстве? Все, кроме сознательно скрытых. Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Священник в Таинстве Покаяния выступает как: 1. свидетель искренности покаяния, 2. выразитель прощения от имени Бога, 3. духовный наставник.

Состояния совести и формы её возможного повреждения

По действиям (функциям) в совести видят законодателя, свидетеля или судию и воздаятеля. Относительно всех этих форм проявления совести у доброго христианина и у человека-грешника, отпадшего от Бога, усматривается большая разница.

Как законодатель совесть бывает неведущей (повреждённость человека грехом препятствует правильному её проявлению как законодателя), колеблющейся (Еф.4:14) и погрешающей (Ис.5:20).

Совесть, как свидетель и судия, может быть немощной (не побуждающей к исполнению естественного нравственного закона). В этом случае грешник может почти что не слышать её голоса, может иметь развитую склонность к самооправданию, склонность ожесточенно относиться к Добру.

Совесть как мздовоздаятель бывает усыпленной, сожженной (1Тим.4:2). Это может способствовать развитию в грешнике мнительности, самоедства, что, в свою очередь, может довести его до отчаяния.

Укоры совести — это предупреждения об опасности. Стыд — последствие ущемления совести. Не каждый укор совести сопровождается стыдом, а только тот, который осознан как безнравственный, греховный. Искажённая форма стыда обнаруживается тогда, когда человеку стыдно исповедовать грехи, а не грешить.

Теги:
Мученица Матрона Солунская
преподобный Иоанн Прозорливый
православный календарь

Все публикации