9 апреля. Память мученицы Матроны Солунской

5497
Фото

Седмица 6-я Великого поста

В этот день совершается память:

Мученицы Матроны Солунской (III—IV).

Мучеников Мануила и Феодосия (304). Преподобного Иоанна прозорливого, Египетского (ок. 395).

Мученица Матрона Солунская

Святая Матрона (III — IV века) жила в Солуни и была служанкой у Пантиллы, жены местного военачальника, которая была иудейской веры. Тайком от госпожи Матрона ходила в христианский храм. Как-то перед Пасхой она задержалась на службе, о чём другие слуги донесли хозяйке. Та разгневалась, заявив, что если Матрона скрыла, что она христианка, то наверняка и в домашних делах нечестна. Святая, исповедав веру в Господа Иисуса Христа, сказала, что она всегда послушна приказам госпожи, за исключением того, что относилось к вере. Хозяйка приказала бить Матрону розгами и палками. Через несколько дней истязаний телесные силы Матроны не выдержали, и она предала дух Богу. Пантилла, чтобы скрыть убийство, приказала сбросить тело Матроны со скалы. В IV веке в Солуни был построен храм в честь мученицы Матроны.

Преподобный Иоанн Прозорливый

Преподобный Иоанн, родившийся в Египте, был плотником, а в 25 лет принял постриг, подвизался в разных монастырях и, наконец, ушел в Фиваидскую пустыню, где провел в затворе 50 лет. С людьми он беседовал через небольшое окошко, через него же принимал и приносимую ему скромную пищу. Святой получил от Бога дар прозорливости. Он предрек императору Феодосию Великому победу над противниками, помогал и простым людям наставлениями, исцелял елеем больных. «Есть много людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть, — напоминал святой. — Смотрите, не возомните себя праведными. Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? Ибо нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него».

Священное Писание

Как избежать враждебного отношения к тем людям, которые нанесли нам душевные раны? Возможный ответ на этот вопрос содержится в том отрывке из 43-й и 45-й глав книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 43.

26И пришел Иосиф домой; и они принесли ему в дом дары, которые были на руках их, и поклонились ему до земли.

27Он спросил их о здоровье и сказал: здоров ли отец ваш старец, о котором вы говорили? жив ли еще он?

28Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. [Он сказал: благословен человек сей от Бога.] И преклонились они и поклонились.

29И поднял глаза свои [Иосиф], и увидел Вениамина, брата своего, сына матери своей, и сказал: это брат ваш меньший, о котором вы сказывали мне? И сказал: да будет милость Божия с тобою, сын мой!

30И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.

31И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье.

Глава 45.

01Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим.

02И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов.

03И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.

04И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;

05но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;

06ибо теперь два года голода на земле: [остается] еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;

07Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.

08Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

09Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли;

10ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;

11и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое.

12И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами;

13скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.

14И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его.

15И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его.

16Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

История Иосифа Прекрасного, наверняка, знакома многим из нас. Он был одним из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Отец не чаял души в своём сыне. А вот братья, напротив, не любили и даже ненавидели его. Они видели в Иосифе опасного конкурента. Несмотря на то, что он был младшим, именно ему отец мог завещать всё своё имущество и сделать его главой рода. Поэтому братья составили заговор с целью убить юношу. Однако Бог вмешался в их планы. Братья не пошли на кровавое преступление. Они просто продали Иосифа в рабство в Египет. Участь рабов незавидна. «Всё равно сгинет на чужбине», — думали они.

Как говорит Писание, Бог не оставлял Иосифа. Чудесным образом из всеми презираемого раба-семита он стал вторым человеком в египетском царстве. В его руках была сосредоточена огромная власть. Он был распорядителем всего хозяйства фараона. В Палестине же тем временем наступил голод. Иаков посылал своих сыновей в Египет купить зерна. Здесь и произошла встреча Иосифа с братьями. Только представьте, какие чувства переполняли Иосифа! Наверняка и горечь, и обида, и желание проучить, отомстить. Всё это очень понятно по-человечески. Однако праведник действует совершенно иначе. Он открывается братьям. Он прощает их. И говорит великие слова: «не вы послали меня сюда, но Бог». Для чего послал? Для того, чтобы сохранить жизнь семье Иакова, его сыновьям и всему еврейскому народу, который произойдёт от них. В том, что случилось с ним, Иосиф отчётливо видит действие Божественного Промысла.

Подобно Иосифу мы также можем воспитать в себе способность замечать действие Промысла Божия в своей жизни. Особенно в тех обстоятельствах, которые нам кажутся случайными и неприятными. Начать можно с малого. Стараться благодарить Бога не только за Его явные благодеяния и подарки. Но и за те вещи, которые приносят нам боль. Говорить спасибо и за хорошее, и за плохое. Даже если это приходиться делать сквозь слёзы, с ненавистью в душе и с желанием отмстить. За наше усердие Господь даст Свою благодать. Он откроет нам истинные причины произошедшего. И в наше сердце придут благодарность и прощение, а вместе с ними мир и покой.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нельзя соединиться с Богом, не будучи Ему подобным. Нельзя войти в общение с Богом, будучи Его противоположностью, потому что Бог не может быть вместе с тем, кто противоположен Ему. А потому и спасение — через Крест. Не через человеческую мудрость, не через силу знания, не через политическую силу, не через организацию общества, а через Крест Христов, в котором и через который в полной мере явилась спасающая любовь Божия. И как важно, чтобы в первую очередь на основе этой любви строились отношения в Церкви. К сожалению, не всегда это происходит: в наших приходах, монастырях нередко возникают конфликты. Люди забывают о том, что они христиане: проходя мимо креста, перекрестятся, поцелуют его, поклонятся ему, а в сердце — та же злоба. Нельзя поклоняться кресту со злобой, с дурными мыслями о людях. Нужно выкинуть их из головы как страшное диавольское искушение. И тогда благодать креста привлечет нас ко спасению. Тогда мы любому скажем, что поклоняемся кресту не как орудию казни, а как жертвеннику, на котором была принесена Божественная Жертва за весь род человеческий по любви Божией.

Откровение преподобному Парфению Киевскому

Преподобный Парфений Киевский очень почитал Пресвятую Богородицу. Окно своей келлии он на несколько лет загородил Её иконою, говоря: «На что мне свет чувственный: Пречистая — свет очей и души моей». Молясь однажды, чтобы Владычица открыла ему, что есть схимничество, он услышал голос: «Посвятить себя на молитву за весь мир». Богородица благословила его на принятие священства, сказав: «Пафнутий, Я поручаюсь за тебя». Однажды он где-то прочитал, что Пресвятая Дева была первой инокиней на земле. Размышляя об этом с некоторым сомнением, он задремал и увидел величественную монахиню в мантии, с жезлом в руках, идущую от Святых врат Лавры в сопровождении многочисленного сонма иноков. Приблизившись к нему, Она сказала: «Парфений, Я монахиня!» С той поры он именовал Богородицу Пещеро-Лаврской Игуменией.

Таинство Покаяния (Исповедь)

Покаяние по-гречески перемена ума — прозрение, имеет библейское основание в 1Ин.1:9 и Ин.20:23. Нередко покаяние начинается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Покаяние — это желание преобразиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Исповедь — лишь финальная точка определённого этапа покаяния. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не Таинством перечисления грехов при свидетельстве священнослужителя.

Покаяние в грехе состоит из 3-х этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения; исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве.

Какова цель этого Таинства? Молитва священника после Исповеди: «Приими и соедини святой Твоей Церкви». Исповедь — это положительное, а не отрицательное Таинство. Стратегическая задача исповеди не только в том, чтобы снять с себя грехи, а и в том, чтобы вновь сделаться подлинным членом Церкви.

Какие грехи прощаются в этом Таинстве? Все, кроме сознательно скрытых. Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Священник в Таинстве Покаяния выступает как: 1. свидетель искренности покаяния, 2. выразитель прощения от имени Бога, 3. духовный наставник.

Состояния совести и формы её возможного повреждения

По действиям (функциям) в совести видят законодателя, свидетеля или судию и воздаятеля. Относительно всех этих форм проявления совести у доброго христианина и у человека-грешника, отпадшего от Бога, усматривается большая разница.

Как законодатель совесть бывает неведущей (повреждённость человека грехом препятствует правильному её проявлению как законодателя), колеблющейся (Еф.4:14) и погрешающей (Ис.5:20).

Совесть, как свидетель и судия, может быть немощной (не побуждающей к исполнению естественного нравственного закона). В этом случае грешник может почти что не слышать её голоса, может иметь развитую склонность к самооправданию, склонность ожесточенно относиться к Добру.

Совесть как мздовоздаятель бывает усыпленной, сожженной (1Тим.4:2). Это может способствовать развитию в грешнике мнительности, самоедства, что, в свою очередь, может довести его до отчаяния.

Укоры совести — это предупреждения об опасности. Стыд — последствие ущемления совести. Не каждый укор совести сопровождается стыдом, а только тот, который осознан как безнравственный, греховный. Искажённая форма стыда обнаруживается тогда, когда человеку стыдно исповедовать грехи, а не грешить.

Тропарь на Вход Господень во Иерусалим

глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак на Вход Господень во Иерусалим

глас 1

На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Новости по теме

Мученица Матрона Солунская (3-4 век)
Жития святых 9 апреля 2018
Мученица Матрона Солунская (3-4 век)

Пострадала за Христа в III или IV вв. Она была рабыней у одной госпожи-иудейки, которая принуждала ее к отступничеству и обращению в иудейство.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.