Церковный календарь

7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы

6-я седмица Великого Поста (седмица Ваий)
Литургия святителя Иоанна Златоуста.
День постный. разрешается рыба. 25 марта по ст. ст.

В этот день празднует:

Благовещение Пресвятой Богородицы

Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1925). Преподобного Саввы Нового (1948).

Благовещение Пресвятой Богородицы

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников». По Евангелию (Лк. 1:26–38), в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал Архангела Гавриила в Назарет к Пресвятой Деве Марии с вестью о том, что от Нее родится Мессия, Спаситель мира. По одним преданиям, Мария тогда шла к колодцу, по другим – делала пряжу для Храма. Она смутилась, поскольку избрала девственный образ жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…» Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Нам не постичь глубину глубины смирения и чистоты Пресвятой Девы, избранной Богом из всего народа, из всего человечества!

Установление праздника Благовещения

Первые изображения Благовещения — в росписях римских катакомб — датируются рубежом II–III веков, но богослужебное выделение праздника происходит лишь в начале IV века. Повод к этому дали произведённые святой равноапостольной царицей Еленой раскопки на Святой земле и строительство храмов в местах, связанных с евангельскими событиями. Появляется базилика и в Назарете — городе Благовещения. В богослужебном календаре днём Благовещения считается 25 марта (по старому стилю). Эта дата на девять месяцев отстоит от условной даты Рождества Христова. Но изначально отправной точкой расчётов была связь Благовещения и дня Распятия Христа. О том, что Пасха Крестная и Благовещение произошли в один день, 25 марта, впервые сказали Тертуллиан (155/165–220/240) и священномученик Ипполит Римский (около 170–235).

Кончина Патриарха Тихона

Последние годы Патриарха Тихона были ознаменованы безуспешными провокациями ОГПУ, направленными на его полное подчинение богоборческой власти и дискредитацию в народе. Для усиления давления в марте 1925 года против Патриарха в очередной раз начали следствие: его привлекли к делу мифической «шпионской организации церковников», готовился новый арест. В такой гнетущей обстановке в день Благовещения святитель Тихон внезапно скончался в частной московской больнице в возрасте 60 лет, по официальной версии – от сердечной болезни. В народе сразу распространилось сильное подозрение о его отравлении. Если и не с помощью яда, то посредством постоянных преследований жизнь Патриарха действительно была безвременно сокращена. Проститься с почившим святителем в Донской монастырь шли десятки, если не сотни тысяч людей. Епископы, прибывшие в Москву на погребение Патриарха, признали Патриаршим Местоблюстителем Крутицкого митрополита Петра (Полянского) – в соответствии с завещанием почившего святителя Тихона.

Священное Писание

Евр., 306 зач., II, 11-18

11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Лк., 3 зач., I, 24-38

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34 Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, — тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Праздник Благовещения называют второй Пасхой. Действительно, Благая весть о спасении рода человеческого через воплощение Сына Божия явилась величайшим откровением — не только в слове, но и в самой тайне Божественного воплощения. И ныне, со смирением и любовью преклоняя главы перед этой тайной, перед послужившей ей Пресвятой и Преблагословенной Девой, плотию Своей соединившейся с Божеством, испросим у Нее, ибо ближе Нее к Богу нет никого, поддержки наших добрых устремлений в личной, общественной, национальной жизни, чтобы Царица Небесная приклонила милость Свою к Святой Руси, чтобы все историческое Отечество наше сохранило верность Ей и воплощенному Сыну Божию. И мы верим в Ее предстательство. Мы верим, что одним из уделов Пресвятой Богородицы является и наше Отечество. Под Покровом Святой Богородицы в нашей истории происходило множество чудес, и Отечество наше неоднократно спасалось от внешних сил, способных полностью его уничтожить.

Святитель Григорий Палама о событии Благовещения

Бог посылает Архангела к Деве, Которую, при соблюдении Ея девства, делает Своею Матерью силою единого Благовещения; потому что если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха. Посему и Давид сказал: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником Новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был наследником прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества и сделать Свою плоть неиссякаемым источником освящения, как не мог бы и осквернение прародителей смыть преизбытком силы. Поэтому не Ангел, не человек, но Сам Господь, воплотившись во чреве Девы и пребыв неизменным Богом, пришёл и спас нас.

Молитвословия

Тропарь Благовещения

глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Благовещения

глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание праздника Благовещения

Архангельский глас/ вопием Ти, Чистая:/ радуйся,/ Благодатная,// Господь с Тобою.

Теги:
Благовещение Пресвятой Богородицы
православный календарь

Все публикации