Церковный календарь

6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

6-я седмица Великого Поста (седмица Ваий)
День постный. 24 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преподобного Захарии монаха. Святителя Артемия (Артемона), епископа Солунского (Селевкийского) (I–II).

Преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Преподобного Иакова исповедника, епископа (VIII–IX).

Священномученика Александра Флегинского пресвитера (1918); священномученика Владимира Панькина пресвитера (1920).

Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора».

Мученики Стефан и Петр Казанские

Святые мученики Стефан и Пётр были татарами-мусульманами из Казанской земли. В феврале 1552 года Стефан пришёл в Свияжск и попросил о Крещении. На вопрос священника Тимофея, почему он хочет стать христианином, Стефан ответил, что он узнал о победах русского оружия, уверовал во всемогущество их Бога и получил исцеление от тяжёлой болезни ног. Приняв святое Крещение, Стефан вернулся домой и исповедал себя христианином. Татары обвинили его в отступничестве и изрубили на части меньше через месяц после Крещения – 24 марта 1552 года. После покорения Казани царём Иоанном Грозным другой татарин принял христианскую веру и был крещён с именем Пётр. Он был схвачен татарами, которые восстали против воеводы, присланного царём. Петра привели к родителям, которые подтвердили, что их сын был воспитан в мусульманстве. Видя, что он остаётся непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти не переставал исповедовать свою веру, взывая: «Христианин есмь».

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XLVIII, 17 — XLIX, 4

17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.

18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские.

19 И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих — как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.

20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова".

21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.

22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Глава 49

1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; 2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; 3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.

На веч.: Быт. XXVII, 1-41

1 Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.

2 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; 3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, 4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи; 6 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: 7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.

8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: 9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, 10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.

11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; 12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

14 Он пошел, и взял, и принес матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его.

15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова; 16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; 17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему.

18 Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

21 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его 24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил.

26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой.

27 Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; 28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; 29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!

30 Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

31 Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

32 Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

33 И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

34 Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

35 Но он сказал [ему]: брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое.

36 И сказал [Исав]: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И еще сказал [Исав отцу своему]: неужели ты не оставил [и] мне благословения?

37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; 40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

41 И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Притч. XIX, 16-25

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

22 Радость человеку — благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Так говорит Господь: «Я Господь Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих — как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною». Под каким условием? «Выходите из Вавилона» (Ис. 48, 17-20). Вавилон — это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, — и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок — благопомышления сердца твоего, и как персть земли — плоды доброделания твоего.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что в дохристианскую эпоху люди, пытаясь обратиться к Богу, видели перед собой солнце, небо, тучи, гром, молнию, горы, океан, и эти образы генерировали в сознании некую связь с божеством, что и приводило к обожествлению грозных явлений природы и даже самого человека. Но то, что произошло в момент Благовещения, – зачатие Господа от Духа Святаго и Пречистой Девы – привело к рождению Младенца, Который есть Сын Божий и Сын Человеческий, в Ком обитает вся полнота Божества телесно, по слову апостола Павла (Кол. 2, 9). Великий Бог – невидимый, непостижимый, недоведомый – явился людям как Человек. Это было бы невозможно по самой природе вещей, если бы в явление Божественного Сына, в Его воплощение не была включена человеческая природа. А человеческую природу Божественный Сын мог получить только от человека, и таким представителем рода человеческого явилась Царица Небесная, Дева Мария, Пречистая и Преблагословенная.

Милосердие в дни Великого поста

В Древней Руси наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Люди в дни поста мирились и прощали обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, «сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир». Милостыня бедным рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». Яков Рейтенфельс в своём «Сказании о Московии» пишет: «Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу». В XVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

Молитвословия

Тропарь мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 4

Мучеников двоица единонравная,/ Стефане и Петре славнии,/ неверие соплеменников обличивше,/ Христу последовали есте,/ во Святую Троицу веровати всех научающе,/ Еяже ради великия страдания приемше,/ молитеся о нас ко Господу,/ да, избавившеся тьмы греховныя,/ Света явимся общницы невечерняго.

Кондак мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре,/ Троицы поборницы преизряднейшии,/ мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчествовавшии,/ ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии,/ от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение.

Кондак предпразднства Благовещения

глас 8

Всем земным начало спасения нашего Ты еси, Богородице Дево,/ Божий бо служитель с Небес послан предстати Тебе,/ великий чиноначальник Гавриил,/ радость обрадованную Ти принесе./ Тем вси зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Теги:
Мученики Петр и Стефан Казанские
православный календарь

Все публикации