Церковный календарь

6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 апреля. Память мучеников Стефана и Петра Казанских

4-я седмица Великого поста.
День постный. 24 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преподобного Захарии монаха. Святителя Артемия (Артемона), епископа Солунского (Селевкийского) (I–II).

Преподобного Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Стефана и Петра Казанских (1552). Преподобного Иакова исповедника, епископа (VIII–IX).

Священномученика Александра Флегинского пресвитера (1918); священномученика Владимира Панькина пресвитера (1920).

Иконы Божией Матери, именуемой «Тучная Гора».

Мученики Стефан и Петр Казанские

Святые мученики Стефан и Пётр были татарами-мусульманами из Казанской земли. В феврале 1552 года Стефан пришёл в Свияжск и попросил о Крещении. На вопрос священника Тимофея, почему он хочет стать христианином, Стефан ответил, что он узнал о победах русского оружия, уверовал во всемогущество их Бога и получил исцеление от тяжёлой болезни ног. Приняв святое Крещение, Стефан вернулся домой и исповедал себя христианином. Татары обвинили его в отступничестве и изрубили на части меньше через месяц после Крещения — 24 марта 1552 года. После покорения Казани царём Иоанном Грозным другой татарин принял христианскую веру и был крещён с именем Пётр. Он был схвачен татарами, которые восстали против воеводы, присланного царём. Петра привели к родителям, которые подтвердили, что их сын был воспитан в мусульманстве. Видя, что он остаётся непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти не переставал исповедовать свою веру, взывая: «Христианин есмь».

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XXV, 1-9

1 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.

2 Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.

3 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, 4 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.

5 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.

6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.

8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.

9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

На веч.: Быт. IX, 8-17

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

16И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Притч. XII, 8-22

8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.] 12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. 

13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] 14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.

18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.

20 Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

22 Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Крещение по апостолу Петру есть "обещание Богу доброй совести" (1 Пет. З, 21). Крестившийся дает обет жить остальное время по чистой совести, по всей широте заповедей Господних, принятых в совесть. Нравственная чистота есть черта крещеного. Апостол Павел светлость жизни его сравнивает с светлостью воскресшего Господа. "Чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 4). В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает, и восстает человек новый, ревнитель добрым делам. "Так и вы", крещенные, "почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над нами господствовать" (Рим. 6, 11-14).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь призывает нас трудиться — каждого на своем месте. Один употребляет физические силы, другой — умственные, третий — духовные; и каждый достоин пропитания (Мф. 10, 10). Когда в результате своего труда мы получаем вознаграждение — это закон жизни, и Христос никого за это не осуждал. Но, обретая материальные блага, мы никогда не должны порабощать свою душу и обязаны оставаться господами над ними — людьми, свободными во Христе, способными управлять теми ценностями, которые обрели и которые, по слову Божию, нужно употреблять во благо. Тогда ни деньги, ни имущество не отлучат нас от Спасителя, тогда в сердце нашем никоим образом не возникнет желания предать Господа, продолжая при этом называть себя христианином.

Милосердие в дни Великого поста

В Древней Руси наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Люди в дни поста мирились и прощали обиды. Так, например, Киевский князь Владимир Мономах, воюя с Муромским князем Глебом, «сжалился тем, еже проливашеся кровь в дни Великого поста, и вдаст ему мир». Милостыня бедным рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность. «Аще кто постится, не творя милостыни, то не успевает ничтоже». Яков Рейтенфельс в своём «Сказании о Московии» пишет: «Русские отличаются беспримерною благотворительностью по отношению к бедным, для их просьб у них всегда открыты уши и разжаты руки, так что в Москве можно видеть, как целые толпы нищих получают около домов богатых людей пищу». В XVII веке Павел Алеппский отмечал, что в Москве мало бедных, просящих милостыню, так как было «много домов для помещения их и ежедневная выдача потребного для жизни». Кроме того, бедные были распределены по разрядным спискам между боярами для получения ежедневного пропитания.

Что такое совесть? Каковы её функции?

Совесть присуща каждому человеку вне зависимости от его возраста, пола, религиозных и философско-этических предпочтений и пр., присуща в силу того, что он — человек. Совесть является носительницей и выразительницей естественного нравственного закона. Она отчетливо обнаруживается в человеке тогда, когда он слышит её голос, проявляющийся в форме нравственного чувства: совершая тот или иной нравственно оцениваемый поступок (даже и просто производя мысль), человек понимает: плохо это или хорошо.

Среди функций совести обыкновенно отмечают три: 1) законодательную, 2) свидетельствующую, 3) судящую и воздаятельную. Первая состоит в том, что совесть служит внутренним мерилом мыслей, желаний, поступков, действий, поведения человека. Как свидетель совесть указывает ему, как он проявил себя по отношению к нравственному закону, а как судия и воздаятель угрызает его (в том числе через воспламенение чувства стыда, скорби, недовольства собой и пр.), когда он совершил зло, и награждает добрым внутренним настроением — когда совершил добро.

Молитвословия

Тропарь мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 4

Мучеников двоица единонравная,/ Стефане и Петре славнии,/ неверие соплеменников обличивше,/ Христу последовали есте,/ во Святую Троицу веровати всех научающе,/ Еяже ради великия страдания приемше,/ молитеся о нас ко Господу,/ да, избавившеся тьмы греховныя,/ Света явимся общницы невечерняго.

Кондак мучеников Стефана и Петра Казанских

глас 3

Святии страстотерпцы Стефане и Петре,/ Троицы поборницы преизряднейшии,/ мук треволнения и страшную смерть на вечную жизнь пременившии/ во граде Казани страдальчествовавшии,/ ныне же в Небесных чертозех Всецарю предстоящии,/ от всяких нас грехопадений избавити Христа Бога молите,/ Той бо есть верных утверждение.

Кондак предпразднства Благовещения

глас 8

Всем земным начало спасения нашего Ты еси, Богородице Дево,/ Божий бо служитель с Небес послан предстати Тебе,/ великий чиноначальник Гавриил,/ радость обрадованную Ти принесе./ Тем вси зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Теги:
Мученики Петр и Стефан Казанские
православный календарь

Все публикации