Церковный календарь

5 апреля. Память мученика Василия Мангазейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 апреля. Память мученика Василия Мангазейского

4-я седмица Великого поста.
День постный. 23 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его (251).

Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мучеников Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117–138). Мученика Василия Мангазейского (1600).

Священномученика Константина Снятиновского пресвитера (1918); священномученика Макария Квиткина пресвитера (1931); священномученика Стефана Преображенского пресвитера (после 1937); священномученика Василия Коклина пресвитера, преподобномученика Илии Вятлина, преподобномучениц Анастасии Бобковой и Варвары Конкиной, мученика Алексия Скоробогатова (1938); преподобного Сергия Сребрянского, исповедника (1948).

Мученик Василий Мангазейский

Еще в юности он отличался любовью к молитве, храму, Господу. Святой Василий работал в заполярном городе Мангазея, нанявшись управляющим по продаже товаров к богатому купцу. Однажды, когда Василий молился в храме на Пасхальной заутрене, грабители залезли в лавку его хозяина. Тот несколько раз звал юношу, но праведный Василий оставался в храме до окончания Литургии. Купец, заподозрив управляющего в краже, жестоко истязал его, пока тот не умер, а затем закопал без чина погребения. Но через полвека Всемогущий Господь благоволил представить страстотерпца из недр земли и прославить многими чудесами. В средине 17-го века праведный Василий был прославлен Церковью.

Преподобномученик Никон Сицилийский

Преподобный Никон был первым учеником и сподвижником преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, будучи уже иереем. Он постригал в монастыре всех новоприходящих иноков. Когда в обители собралось много братии, Никон для уединения и безмолвия удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Со временем там был основан монастырь с церковью во имя Божией Матери. Скончался святой в глубокой старости и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.

Мученики Филит, Лидия и другие с ними

Святой Филит был сановником при дворе императора Адриана. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого Филита с женой святой Лидией и сыновьями святыми Македоном и Феопрепием отправили в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы подвергнуть истязаниям. Амфилохий повелел вскипятить в медном котле масло вместе с серою и бросить туда подвижников. Но когда мученики попали в котёл, он тотчас охладился. Поражённый чудом, Амфилохий уверовал во Христа и, решившись войти в котёл, сказал: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Тогда послышался голос: «Молитва твоя услышана, войди сюда». Вскоре Адриан сам прибыл в Иллирию и повторил пытку: мучеников снова и снова бросали в кипящее масло, но они силою Божией оставались живы. Посрамлённый император вернулся в Рим, а мученики предали Спасителю свои души.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XIV, 24-32

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, 25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, 27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,— и кто отвратит ее?

28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32 Что же скажут вестники народа? — То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

На веч.: Быт. VIII, 21 — IX, 7

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

ГЛАВА 9.

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Притч. XI, 19 — XII, 6

19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.

20 Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.

21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.

22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.

23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.

24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.

27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.

29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.

30 Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.

31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Глава 12

1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

5 Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.

6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает..." (1 Пет. З, 21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7, 30).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Крест — в центре наших убеждений, в центре нашего христианского мировоззрения, но он должен также быть и в центре нашего мироощущения. Вот этого добиться очень тяжело. Умозрительно, философски, богословски мы знаем, почему Крест в центре. А вот пережить на собственном опыте, что означает расположить в центре своей жизни скорбь, страдания, — очень тяжело. Как часто несение своего креста сопровождается непониманием, ропотом на Бога, а нередко озлоблением, осложнением отношений с ближними и дальними и даже потерей веры! Для того чтобы мы могли легче нести свой крест, нам надлежит очень ясно уразуметь одну истину: именно Крестом Бог возжелал спасти мир.

Евхаристия в апостольский век

После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы началась благодатная жизнь Церкви, стали совершаться Таинства. Для участия в главном Таинстве Церкви — Евхаристии — христиане собирались по домам; это совершалось в первый день недели, то есть в воскресенье (суббота тогда считалась последним, седьмым днём). Первый день недели, когда Господь воскрес, именовали «днём Господним». Святой Иустин Философ называл его «днём Солнца», ибо Господь есть Солнце Правды. Таинство Евхаристии сопровождалось проповедью и чтением Писаний. Книга Деяний повествует о том, что во время второго миссионерского путешествия апостола Павла христиане собрались ночью для совершения Евхаристии. Во время проповеди апостола юноша Евтих заснул, упал с третьего этажа и умер. Апостол Павел воскресил его, после чего все причастились.

О посте и молитве

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», — говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом — молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир — это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев, «Время веселое поста»

Что такое христианское нравственное самосознание?

Важнейшая черта, присущая человеку — самосознание. Под самосознанием человека подразумевается сознание им самого себя, в отличие от других объектов (предметов) окружающего его мира и мира в целом. В более широком значении, а в определенном отношении и в более глубоком, под сознанием разумеется представление человека о самом себе, о своих качествах, способностях, возможностях, состояниях. Этим (помимо прочего) человек принципиально отличается от бессловесных творений — животных.

Между тем, для того чтобы человек реализовал своё высшее предназначение, ему не достаточно только осознавать себя человеком, существом возвышенным, отличающимся от всех прочих существ нашего мира. Для этого ему необходимо осознавать себя Божьим творением, осознавать, для чего его создал Господь, каковы его нравственные обязанности перед Богом, ближними, окружающим миром и какова высшая цель его земного бытия.

Эти вопросы раскрыты в христианстве, в учении Церкви Христовой, и, стало быть то, о чём сказано выше, связано не просто с самосознанием, а с христианским самосознанием, подразумевающим принадлежность Церкви и следование её учению. Таким образом, понимаем, что христианским самосознанием называется осознание человеком себя творением Божьим, как существа нравственного, ответственного перед Творцом, ближними, перед собой, предназначенного к высокой духовной цели: богоподобию и богообщению.

Молитвословия

Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца

глас 8

Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак праведного Василия Мангазейского

глас 4

Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.

Теги:
Мученик Василий Мангазейский
преподобномученик Никон Сицилийский
православный календарь

Все публикации