Церковный календарь

5 апреля. Память мученика Василия Мангазейского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 апреля. Память мученика Василия Мангазейского

Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской
День постный. 23 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Преподобномученика Никона епископа и 199-ти учеников его (251).

Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мучеников Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117–138). Мученика Василия Мангазейского (1600).

Священномученика Константина Снятиновского пресвитера (1918); священномученика Макария Квиткина пресвитера (1931); священномученика Стефана Преображенского пресвитера (после 1937); священномученика Василия Коклина пресвитера, преподобномученика Илии Вятлина, преподобномучениц Анастасии Бобковой и Варвары Конкиной, мученика Алексия Скоробогатова (1938); преподобного Сергия Сребрянского, исповедника (1948).

Преподобная Мария Египетская

Мария в 12 лет ушла из дома. Стать блудницей в ее родной портовой Александрии, полной пороков и соблазнов, было легче легкого. 17 лет провела Мария в грехе, пока не прибилась к паломникам, отплывавшим в Иерусалим. Видно, сам диавол толкнул ее соблазнять верующих, но враг не знал о Промысле Божием. Вместе с ними Мария подошла к храму Воскресения Господня – и вдруг словно наткнулась на стену. Видя вошедших попутчиков, она осознала, что Господь не допускает ее в святое место. Охваченная ужасом и глубоким раскаянием, она у входа, перед иконой Богородицы, стала просить Ее заступиться перед Богом. Внезапно на грешницу нашло просветление, она беспрепятственно вошла в храм – и вышла от Гроба Господня в мир другим человеком. Мария удалилась в пустыню и полвека провела в полном уединении, посте и молитве.

Мученик Василий Мангазейский

Еще в юности он отличался любовью к молитве, храму, Господу. Святой Василий работал в заполярном городе Мангазея, нанявшись управляющим по продаже товаров к богатому купцу. Однажды, когда Василий молился в храме на Пасхальной заутрене, грабители залезли в лавку его хозяина. Тот несколько раз звал юношу, но праведный Василий оставался в храме до окончания Литургии. Купец, заподозрив управляющего в краже, жестоко истязал его, пока тот не умер, а затем закопал без чина погребения. Но через полвека Всемогущий Господь благоволил представить страстотерпца из недр земли и прославить многими чудесами. В средине 17-го века праведный Василий был прославлен Церковью.

Преподобномученик Никон Сицилийский

Преподобный Никон был первым учеником и сподвижником преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, будучи уже иереем. Он постригал в монастыре всех новоприходящих иноков. Когда в обители собралось много братии, Никон для уединения и безмолвия удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте. Со временем там был основан монастырь с церковью во имя Божией Матери. Скончался святой в глубокой старости и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.

Мученики Филит, Лидия и другие с ними

Святой Филит был сановником при дворе императора Адриана. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого Филита с женой святой Лидией и сыновьями святыми Македоном и Феопрепием отправили в Иллирию к военачальнику Амфилохию, чтобы подвергнуть истязаниям. Амфилохий повелел вскипятить в медном котле масло вместе с серою и бросить туда подвижников. Но когда мученики попали в котёл, он тотчас охладился. Поражённый чудом, Амфилохий уверовал во Христа и, решившись войти в котёл, сказал: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Тогда послышался голос: «Молитва твоя услышана, войди сюда». Вскоре Адриан сам прибыл в Иллирию и повторил пытку: мучеников снова и снова бросали в кипящее масло, но они силою Божией оставались живы. Посрамлённый император вернулся в Рим, а мученики предали Спасителю свои души.

Священное Писание

Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Мк., 47 зач., X, 32-45

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 9, 11-14; Мк. 10, 32-45

Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк. 7, 36-39). Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь к Господу. За то и сказано было о ней: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: «Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него». Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечно - умною молитвою, а для видимого - делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как замечательно сказал святой Иоанн Златоуст: «Я не верю, чтобы мог спастись кто-то из тех, кто не служит спасению ближнего». Спасение закрыто для любого, в том числе иерарха, священника, мирянина, кто не содействует спасению ближних своих. А потому никакие человеческие соблазны, никакие сиюминутные цели не должны закрывать перед нами величие и красоту Божиего замысла о спасении мира. И нам дается пример с апостолами Иаковом и Иоанном (см. Мк. 10, 32–45), чтобы мы могли понять: кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Евхаристия в апостольский век

После сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы началась благодатная жизнь Церкви, стали совершаться Таинства. Для участия в главном Таинстве Церкви – Евхаристии – христиане собирались по домам; это совершалось в первый день недели, то есть в воскресенье (суббота тогда считалась последним, седьмым днём). Первый день недели, когда Господь воскрес, именовали «днём Господним». Святой Иустин Философ называл его «днём Солнца», ибо Господь есть Солнце Правды. Таинство Евхаристии сопровождалось проповедью и чтением Писаний. Книга Деяний повествует о том, что во время второго миссионерского путешествия апостола Павла христиане собрались ночью для совершения Евхаристии. Во время проповеди апостола юноша Евтих заснул, упал с третьего этажа и умер. Апостол Павел воскресил его, после чего все причастились.

Молитвословия

Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца

глас 8

Богатство видев чистыя души твоей, Василие,/ украсти тщашеся праведных враг,/ подусти господина твоего,/ иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/ и от того неповинне многия претерпел еси муки,/ непобедим пребыв до смерти./ Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/ моли всем от напастей свободным быти,/ чтущим любовию святую память твою.

Кондак праведного Василия Мангазейского

глас 4

Страдание совершив, святе,/ погребения же честнаго не сподобився,/ в тинное место ввержен/ и попираемь был еси от мимоходящих,/ но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/ прославляяйся во святых Своих,/ даяй страдальцем венец нетленный.

Теги:
Мученик Василий Мангазейский
преподобномученик Никон Сицилийский
православный календарь

Все публикации