Церковный календарь

3 апреля. Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 апреля. Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника.
День постный. 21 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста). 

Преподобного Иакова исповедника, епископа (VIII–IX). Преподобного Серафима Вырицкого (1949).

Святителя Кирилла, епископа Катанского (I–II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольского (610).

Священномученика Владимира Введенского пресвитера (1931).

«Лествица» преподобного Иоанна

Преподобный Иоанн (VI–VII века), игумен Синайского монастыря, получил именование «Лествичник» как автор книги, ставшей классикой аскетической письменности, — «Лествицы Божественного восхождения» (второе название — «Лествица рая»). Она написана по просьбе игумена Иоанна из Раифского монастыря (в 30 километрах от Синая), он убедил святого «сойти помышлением с горы Синайской» и составить руководство духовной жизни для раифской братии. Название подсказывает главную идею книги: она построена как восхождение по «умопостигаемой лествице», чтобы возрасти «в меру возраста Христова». «Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определённой добродетели или пороку. Язык книги лёгкий, образный и афористичный: для пояснения своей мысли преподобный Иоанн часто обращается к поговоркам и пословицам.

Преподобный Серафим Вырицкий

Великий русский святой ХХ века иеросхимонах Серафим (в миру Василий Муравьев) родился в деревенской семье. Он с детства стремился к монашеству, но, когда оказался в Александро-Невской лавре в Петербурге и сказал о том старцу, тот велел ему оставаться в миру, завести семью, воспитать детей, а уж потом вместе с супругой принять монашество. Мальчик и вообразить не мог, что ему было суждено стать успешным коммерсантом, миллионером-благотворителем, а через 40 лет, после революции, — быть принятым в лавру и даже стать ее духовником. Бог дал схимнику поразительную прозорливость, он помог своими духовными советами очень многим. Будущему Патриарху Алексию I он за 20 лет предсказал, что тот станет Предстоятелем Церкви и будет править 25 лет, предсказал он ему и войну. В Вырицу из Петербурга святой переехал по состоянию здоровья и там он прожил до своей кончины, принимая множество страждущих, удивляя многих своей прозорливостью. В начале 1941 года ему пришлось пережить арест, а осенью расстреляли его единственного сына. Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги… отвратят людей от Бога».

Святитель Фома, Патриарх Константинопольский

Святитель Фома I был Патриархом Константинопольским с 607 по 610 год. Во время его патриаршества, когда совершался крестный ход в Малой Азии, большие кресты сами собою с дивной и неудержимой силой стали колебаться, ударяясь друг о друга и разбиваясь. Преподобный Феодор Сикеот истолковал это как указание на предстоящее разорение и беды Церкви. Действительно, вскоре Византийская империя вступила в войну с Персией, войска Хосрова II захватили Иерусалим и вывезли из него Древо Животворящего Креста Господня.

Священное Писание

Евр., 314 зач., VI, 13-20

13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Мк., 40 зач., IX, 17-31

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 6, 13-20; Мк. 9, 17-31

В изречениях Своих о блаженствах Господь изображает райское сердце (Мф. 5, 1-12). В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост является совершенно особым временем возвращения в рай, возвращения к общению с Богом. Пост дает нам возможность переосмыслить свою жизнь, подвергнуть свои мысли и дела тщательному анализу, посмотреть, где мы находимся в системе координат «Бог и человек». Что означает для нас Бог? Верим ли мы в Него? Доверяем ли Ему? Готовы ли слышать Его слово, или мы только по установившемуся обычаю время от времени приходим в храм? Если в результате Великого поста мы почувствуем горячее желание быть с Богом, разделять с Ним свои мысли, каяться пред Ним в своих прегрешениях, причащаться Тела и Крови Его Сына, то это означает, что пост помог нам приблизиться к вратам рая.

Святитель Иоанн Златоуст о молитве

Все, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21). Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты плохо просил — или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, — и тогда получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни.

…Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходящим к Бессмертной жизни.

Что такое христианская нравственность?

Нравственность — это особое качество человека, обусловленное нормами нравственного закона, выражаемое в соблюдении им этих норм. В другом понимании, нравственность — совокупность норм, правил поведения человека, соответствующих нравственному закону (в светском обществе: соответствующих общественной морали).

Человека, грубо нарушающего требования нравственного закона, нередко называют «безнравственным». Этим подчеркивается, что он является не просто нарушителем нравственного закона (общественной морали): он нездоров в нравственном отношении.

Под христианской нравственностью подразумевается совокупность христианских норм и правил поведения человека, образа его жизни. Образцом (идеалом) нравственного Человека для христиан является Господь Иисус Христос.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанне, отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

глас 1

Плоды присноцветущия,/ от твоей книги принося учения, премудре,/ услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне:/ лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе/ верою чтущих тя.

Тропарь преподобного Серафима Вырицкого

глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Кондак преподобного Серафима Вырицкого

глас 5

Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, / милостивый наш предстателю пред Господем.

Теги:
Преподобный Серафим Вырицкий
святитель Фома Константинопольский
православный календарь

Все публикации