Церковный календарь

3 апреля. Память преподобного Серафима Вырицкого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 апреля. Память преподобного Серафима Вырицкого

3-я седмица Великого поста. Поминовение усопших.
День постный. 21 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Иакова исповедника, епископа (VIII–IX). Преподобного Серафима Вырицкого (1949).

Святителя Кирилла, епископа Катанского (I–II). Святителя Фомы, патриарха Константинопольского (610).

Священномученика Владимира Введенского пресвитера (1931).

Преподобный Серафим Вырицкий

Великий русский святой ХХ века иеросхимонах Серафим (в миру Василий Муравьев) родился в деревенской семье. Он с детства стремился к монашеству, но, когда оказался в Александро-Невской лавре в Петербурге и сказал о том старцу, тот велел ему оставаться в миру, завести семью, воспитать детей, а уж потом вместе с супругой принять монашество. Мальчик и вообразить не мог, что ему было суждено стать успешным коммерсантом, миллионером-благотворителем, а через 40 лет, после революции, — быть принятым в лавру и даже стать ее духовником. Бог дал схимнику поразительную прозорливость, он помог своими духовными советами очень многим. Будущему Патриарху Алексию I он за 20 лет предсказал, что тот станет Предстоятелем Церкви и будет править 25 лет, предсказал он ему и войну. В Вырицу из Петербурга святой переехал по состоянию здоровья и там он прожил до своей кончины, принимая множество страждущих, удивляя многих своей прозорливостью. В начале 1941 года ему пришлось пережить арест, а осенью расстреляли его единственного сына. Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги… отвратят людей от Бога».

Святитель Фома, Патриарх Константинопольский

Святитель Фома I был Патриархом Константинопольским с 607 по 610 год. Во время его патриаршества, когда совершался крестный ход в Малой Азии, большие кресты сами собою с дивной и неудержимой силой стали колебаться, ударяясь друг о друга и разбиваясь. Преподобный Феодор Сикеот истолковал это как указание на предстоящее разорение и беды Церкви. Действительно, вскоре Византийская империя вступила в войну с Персией, войска Хосрова II захватили Иерусалим и вывезли из него Древо Животворящего Креста Господня.

Священное Писание

Евр., 325 зач., X, 32-38

32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Мк., 8 зач., II, 14-17

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Души праведных в руке Божией» (Прем. 3, 1). А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа - в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет. От того у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост является совершенно особым временем возвращения в рай, возвращения к общению с Богом. Пост дает нам возможность переосмыслить свою жизнь, подвергнуть свои мысли и дела тщательному анализу, посмотреть, где мы находимся в системе координат «Бог и человек». Что означает для нас Бог? Верим ли мы в Него? Доверяем ли Ему? Готовы ли слышать Его слово, или мы только по установившемуся обычаю время от времени приходим в храм? Если в результате Великого поста мы почувствуем горячее желание быть с Богом, разделять с Ним свои мысли, каяться пред Ним в своих прегрешениях, причащаться Тела и Крови Его Сына, то это означает, что пост помог нам приблизиться к вратам рая.

Святитель Иоанн Златоуст о молитве

Все, что ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 21). Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно это потому, что ты плохо просил — или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, — и тогда получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь все, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной жизни.

…Бог нас услышит, если, во-первых, мы достойны получить просимое; во-вторых, если мы молимся согласно с заповедями Божиими; в-третьих, если молимся непрестанно; в-четвертых, если не просим ничего житейского; в-пятых, если просим полезного; в-шестых, если исполняем должное и со своей стороны и, по природе своей будучи смертными, через общение с Богом восходящим к Бессмертной жизни.

Что такое христианская нравственность?

Нравственность — это особое качество человека, обусловленное нормами нравственного закона, выражаемое в соблюдении им этих норм. В другом понимании, нравственность — совокупность норм, правил поведения человека, соответствующих нравственному закону (в светском обществе: соответствующих общественной морали).

Человека, грубо нарушающего требования нравственного закона, нередко называют «безнравственным». Этим подчеркивается, что он является не просто нарушителем нравственного закона (общественной морали): он нездоров в нравственном отношении.

Под христианской нравственностью подразумевается совокупность христианских норм и правил поведения человека, образа его жизни. Образцом (идеалом) нравственного Человека для христиан является Господь Иисус Христос.

Молитвословия

Тропарь преподобного Серафима Вырицкого

глас 4

Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, / да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Кондак преподобного Серафима Вырицкого

глас 5

Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, / милостивый наш предстателю пред Господем.

Теги:
Преподобный Серафим Вырицкий
святитель Фома Константинопольский
православный календарь

Все публикации