Церковный календарь

2 апреля. Память преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 апреля. Память преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского

4-я седмица Великого поста.
День постный. 20 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители святого Саввы убиенных (796).

Преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мученицы Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мучеников Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Мучениц Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Святителя Никиты исповедника, архиепископа Аполлониадского (ок. 813–820).

Священномученика Владимира Пиксанова пресвитера (1918); священномученика Василия Соколова диакона (1938).

Мученица Фотина самаряныня

Фотина (Светлана) — по Преданию, та самая самарянка, с которой разговаривал Господь у колодца Иакова (Ин. 4:5–42). Во времена императора Нерона она проповедовала христианство в Карфагене. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках и за свои заслуги был назначен военачальником в Атталии. Обратив ко Христу градоначальника этого города в Малой Азии, Виктор привлек внимание Нерона, и тот вызвал его с матерью и младшим братом в Рим. Фотина, получив от Господа откровение о предстоящих ей страданиях, отправилась с сыном и несколькими христианами на мучения. Император предложил им отречься от Христа, но те отказались, а в пытках не чувствовали боли, Фотина же осталась невредимой. После многих истязаний мученицу бросили в колодец, где она и предала дух свой Богу. Это произошло около 66 года.

Преподобный Евфросин Синозерский

Преподобный Евфросин (в миру Ефрем) в юности жил при Валаамском монастыре, потом в Новгороде и, наконец, обосновался пустынножителем в глухих болотах на Синичьем озере. Во время польского нашествия в его пустыни спасалось много местных жителей. Однажды он предсказал, что поляки найдут пустынь, и советовал всем бежать. Многие не верили и спрашивали: «Почему же ты не уходишь?» Святой отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа». Кто послушался его, спаслись. Инок Иона тоже хотел бежать, но святой удержал его словами: «Брат Иона, зачем допускать в душу страх малодушия? Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. Смерть вводит в покой. Другое дело — мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей». Оба на другой день приняли мученическую кончину.

Священное Писание

Евр., 313 зач., VI, 9-12

9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

Мк., 31 зач., VII, 31-37

31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия.

32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

33 Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа́", то есть: отверзись.

35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.

36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.

37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых - говорящими.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Ев. 6, 9-12; Мк. 7, 31-37

"Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия" (1 Кор. 15, 50). Следовательно, для получения Царствия надобно обесплотить и обескровить, то есть утвердиться в таком характере жизни, что крови и плоти словно нет. Это достигается совершенным отречением от дел кровяных и плотских. "Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное". Перечислив все это, апостол прибавляет: "предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5, 10-21). Имеющий уши слышать, да слышит.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пост — это время работы над собой, целью которой является совершенствование человека. А святитель Иоанн Златоуст, говоря о совершенстве, учит нас: «Совершенствуйте себя, подобно тому как земледелец возделывает ниву, — вырывайте грех, подобно плевелам». С плевелами в слове Иоанна Златоуста сравниваются наши человеческие недостатки, наши грехи. Они произрастают с большей легкостью, чем наши добродетели, они быстрее впитывают в себя энергию нашего естества, и, если эти сорняки не вырывать, человек становится бесплодным, неспособным на добрые дела. Трагедия нашего бытия заключается в том, что люди очень часто не понимают, что’ с ними происходит. Они становятся духовно бесплодными именно потому, что все силы своего естества отдают на то, чтобы тернии, сорняки вырастали в их душе, уничтожая добрые всходы. А когда на поле много сорняков, бесполезно бросать семена злаков — они просто не взойдут.

Испытание старца Лаврентия

Молясь в храме, схимонах Лаврентий Глинский почувствовал сильный удар в ноги, потом в бока, в спину и, наконец, в голову. Старец понял, что это козни злого духа. При каждом ударе ему приходил помысл пойти в келлию или в больницу, получить помощь и отдохнуть, но внутренний голос говорил ему: «Оставайся на молитве! Лучше умереть в храме, чем на койке, а то пойдёшь и дорогой скончаешься, к чему будет твоя ходьба…» Подвижник решил умереть, но не оставлять храма. Через четверть часа борьбы Господь сторицей наградил его небесным утешением за терпение. Боль прошла, и сердце отца Лаврентия исполнилось неизреченного веселья. «Такого отрадного чувства я никогда не испытывал, — говорил он, — и если бы служба совершалась 20 часов, я согласился бы стоять, лишь бы не покидала та небесная радость».

Естественный нравственный закон

Под нравственным законом вообще подразумевается такой закон, который, будучи установлен Самим Богом, определяет нормы и правила нравственно оцениваемых мыслей, желаний, стремлений, действий, поступков, поведения, образа жизни человека, как нравственно свободного и нравственно ответственного существа, соответствующие его высшему призванию и предназначению.

Говоря о естественном нравственном законе, мы вкладываем в это выражение тот смысл, что нравственный закон «вписан» в само человеческое естество и проявляется в каждом конкретном человеке естественным образом в форме голоса совести, в нравственном чувстве.

С этим обстоятельством связано то, что даже не зная Писания, человек способен различать добро и зло, понимать, когда он действует худо, а когда хорошо. В этой связи апостол Павел, говоря о язычниках, утверждал, что когда они, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (Рим.2:14). В определенной мере нравственное чувство проявляется даже и в раннем детском возрасте. Даже люди грубые, «бессовестные», даже закоренелые преступники ощущают в себе действие этого Божьего закона.

Молитвословия

Тропарь преподобного Евфросина Синозерского

глас 4

От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Евфросина Синозерского

глас 8

Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.

Теги:
Преподобный Евфросин Синозерский
мученица Фотина
православный календарь

Все публикации