Церковный календарь

2 апреля. Память преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 апреля. Память преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского

Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная

В этот день совершается память: Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796). Мученицы Фотины самаряныни, её сыновей мучеников Виктора, наречённого Фотином, и Иосии (ок. 66). Преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66).

Мученица Фотина самаряныня

Фотина (Светлана) – по Преданию, та самая самарянка, с которой разговаривал Господь у колодца Иакова (Ин. 4:5–42). Во времена императора Нерона она проповедовала христианство в Карфагене. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках и за свои заслуги был назначен военачальником в Атталии. Обратив ко Христу градоначальника этого города в Малой Азии, Виктор привлек внимание Нерона, и тот вызвал его с матерью и младшим братом в Рим. Фотина, получив от Господа откровение о предстоящих ей страданиях, отправилась с сыном и несколькими христианами на мучения. Император предложил им отречься от Христа, но те отказались, а в пытках не чувствовали боли, Фотина же осталась невредимой. После многих истязаний мученицу бросили в колодец, где она и предала дух свой Богу. Это произошло около 66 года.

Преподобный Евфросин Синозерский

Преподобный Евфросин (в миру Ефрем) в юности жил при Валаамском монастыре, потом в Новгороде и, наконец, обосновался пустынножителем в глухих болотах на Синичьем озере. Во время польского нашествия в его пустыни спасалось много местных жителей. Однажды он предсказал, что поляки найдут пустынь, и советовал всем бежать. Многие не верили и спрашивали: «Почему же ты не уходишь?» Святой отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа». Кто послушался его, спаслись. Инок Иона тоже хотел бежать, но святой удержал его словами: «Брат Иона, зачем допускать в душу страх малодушия? Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. Смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей». Оба на другой день приняли мученическую кончину.

— Великопостное богослужение

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XXV, 1-9

1 Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное; предопределения древние истинны, аминь.

2 Ты превратил город в груду камней, твердую крепость в развалины; чертогов иноплеменников уже не стало в городе; вовек не будет он восстановлен.

3 Посему будут прославлять Тебя народы сильные; города страшных племен будут бояться Тебя, 4 ибо Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью от зноя; ибо гневное дыхание тиранов было подобно буре против стены.

5 Как зной в месте безводном, Ты укротил буйство врагов; как зной тенью облака, подавлено ликование притеснителей.

6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах.

8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.

9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!

На веч.: Быт. IX, 8-17

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

12 И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею.

14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

16И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.

Притч. XII, 8-22

8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.

9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.

10 Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.

11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен. [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.] 12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд. 

13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. [Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.] 14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку — по делам рук его.

15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.

16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.

17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного — обман.

18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык — только на мгновение.

20 Коварство — в сердце злоумышленников, радость — у миротворцев.

21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.

22 Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.

Молитвословия

Тропарь преподобного Евфросина Синозерского

глас 4

От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Евфросина Синозерского

глас 8

Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Крещение по апостолу Петру есть «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. З, 21). Крестившийся дает обет жить остальное время по чистой совести, по всей широте заповедей Господних, принятых в совесть. Нравственная чистота есть черта крещеного. Апостол Павел светлость жизни его сравнивает с светлостью воскресшего Господа. «Чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает, и восстает человек новый, ревнитель добрым делам. «Так и вы», крещенные, «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над нами господствовать» (Рим. 6, 11-14).

Испытание старца Лаврентия

Молясь в храме, схимонах Лаврентий Глинский почувствовал сильный удар в ноги, потом в бока, в спину и, наконец, в голову. Старец понял, что это козни злого духа. При каждом ударе ему приходил помысл пойти в келлию или в больницу, получить помощь и отдохнуть, но внутренний голос говорил ему: «Оставайся на молитве! Лучше умереть в храме, чем на койке, а то пойдёшь и дорогой скончаешься, к чему будет твоя ходьба…» Подвижник решил умереть, но не оставлять храма. Через четверть часа борьбы Господь сторицей наградил его небесным утешением за терпение. Боль прошла, и сердце отца Лаврентия исполнилось неизреченного веселья. «Такого отрадного чувства я никогда не испытывал, – говорил он, – и если бы служба совершалась 20 часов, я согласился бы стоять, лишь бы не покидала та небесная радость».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой и Великий пост дает нам замечательную возможность проконтролировать свои мысли, задать себе вопрос: а нет ли у меня пристрастий, которые могут перерасти в страсть? Иногда пристрастия начинаются как бы с мелочей, но постепенно овладевают сознанием и чувствами человека, лишают его свободы выбора, превращают его в игрушку обстоятельств, в несвободное существо. Именно поэтому даже небольшие пристрастия мы должны подвергать суровому осмыслению, не щадя своего самолюбия, задавая самим себе нелицеприятные вопросы и отвечая на них честно. Без этого первого и очень важного шага нет дальнейшего пути. 

— Вечернее великопостное богослужение

Теги:
Преподобный Евфросин Синозерский
мученица Фотина
православный календарь

Все публикации