5-я седмица Великого Поста
Литургия Преждеосвященных Даров.
День постный. 20 марта по ст. ст.
В этот день совершается память:
Четверток Великого канона. Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители святого Саввы убиенных (796).
Преподобного Евфросина Синозерского, Новгородского (1612). Мученицы Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мучеников Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мучениц Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мученика Севастиана (ок. 66). Мучениц Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310). Святителя Никиты исповедника, архиепископа Аполлониадского (ок. 813–820).
Священномученика Владимира Пиксанова пресвитера (1918); священномученика Василия Соколова диакона (1938).
Фотина (Светлана) – по Преданию, та самая самарянка, с которой разговаривал Господь у колодца Иакова (Ин. 4:5–42). Во времена императора Нерона она проповедовала христианство в Карфагене. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках и за свои заслуги был назначен военачальником в Атталии. Обратив ко Христу градоначальника этого города в Малой Азии, Виктор привлек внимание Нерона, и тот вызвал его с матерью и младшим братом в Рим. Фотина, получив от Господа откровение о предстоящих ей страданиях, отправилась с сыном и несколькими христианами на мучения. Император предложил им отречься от Христа, но те отказались, а в пытках не чувствовали боли, Фотина же осталась невредимой. После многих истязаний мученицу бросили в колодец, где она и предала дух свой Богу. Это произошло около 66 года.
Преподобный Евфросин (в миру Ефрем) в юности жил при Валаамском монастыре, потом в Новгороде и, наконец, обосновался пустынножителем в глухих болотах на Синичьем озере. Во время польского нашествия в его пустыни спасалось много местных жителей. Однажды он предсказал, что поляки найдут пустынь, и советовал всем бежать. Многие не верили и спрашивали: «Почему же ты не уходишь?» Святой отвечал: «Я пришел сюда умереть ради Христа». Кто послушался его, спаслись. Инок Иона тоже хотел бежать, но святой удержал его словами: «Брат Иона, зачем допускать в душу страх малодушия? Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. Смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей». Оба на другой день приняли мученическую кончину.
На 6-м часе: Ис. XLII, 5-16
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.
8 Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; 15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; 16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
На веч.: Быт. XVIII, 20-33
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Притч. XVI, 17 — XVII, 17
17 Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22 Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24 Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы].
31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33 В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа.
Глава 17.
1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
3 Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
6 Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.] 7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.
8 Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14 Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
«Падению предшествует надменность» (злопомышление) (Прит. 16, 18). Стало быть не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их, или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.
Подобно тому как Мария Египетская выжила в пустыне, уповая на Бога, мобилизуя все свои духовные и физические силы, так и мы должны мобилизовать свои силы и пойти навстречу Господу, если не хотим погибнуть в пустыне духовной. На этом пути множество соблазнов, множество искушений, множество ложных маяков, пытающихся увлечь нас с пути спасения. Но пример преподобной Марии дает нам возможность понять, что силы человеческие почти не ограниченны. Важно лишь, чтобы эти силы направлялись к Богу, чтобы эти силы служили добру. И тогда человек может совершать невероятные подвиги, как мы знаем из истории Церкви, из истории святых подвижников, из истории благочестия.
Молясь в храме, схимонах Лаврентий Глинский почувствовал сильный удар в ноги, потом в бока, в спину и, наконец, в голову. Старец понял, что это козни злого духа. При каждом ударе ему приходил помысл пойти в келлию или в больницу, получить помощь и отдохнуть, но внутренний голос говорил ему: «Оставайся на молитве! Лучше умереть в храме, чем на койке, а то пойдёшь и дорогой скончаешься, к чему будет твоя ходьба…» Подвижник решил умереть, но не оставлять храма. Через четверть часа борьбы Господь сторицей наградил его небесным утешением за терпение. Боль прошла, и сердце отца Лаврентия исполнилось неизреченного веселья. «Такого отрадного чувства я никогда не испытывал, – говорил он, – и если бы служба совершалась 20 часов, я согласился бы стоять, лишь бы не покидала та небесная радость».
Тропарь преподобного Евфросина Синозерского
глас 4
От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Евфросина Синозерского
глас 8
Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.