Церковный календарь

1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 апреля. Память мучеников Хрисанфа и Дарии

3-я седмица Великого поста.
День постный. 19 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Праведной Софии, княгини Слуцкой (1612). Преподобного Симеона Псково-Печерского (прославление 2003).

Преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мученика Панхария (ок. 302). Преподобной Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Преподобного Симеона Дайбабского (1941) (Серб.).

Святого Иоанна Блинова исповедника (1933); преподобномученицы Матроны Алексеевой (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).

Мученики Хрисанф и Дария

Святой Хрисанф вырос в языческой интеллектуальной среде и пришёл к вере через чтение Нового Завета. Он принял Крещение от скрывавшегося от гонений священника Карпофора. После Крещения Хрисанф не скрывал, что он христианин, и открыто говорил о Христе. Отец юноши, беспокоясь, решил отвратить его от христианства через брак. Он устроил его женитьбу на Дарии, жрице Афины Паллады. Но Хрисанф обратил жену ко Христу, и супруги решили исполнить совет апостола Павла: «Время уже коротко, так что имеющие жён должны жить, как не имеющие» (1 Кор. 7:29). После смерти отца они стали жить раздельно, создав общины хранящих девство: Хрисанф — юношей, Дария — дев. Когда горожане пожаловались епарху, что Хрисанф и Дария — христиане и проповедуют безбрачие, для супругов началось время страданий за Христа.

Праведная София, княгиня Слуцкая

Праведная София, княгиня Слуцкая и Копыльская, вышла замуж за католика Януша Радзивилла, но осталась в Православии. Во время унии 1596 года Слуцк принадлежал княгине, и она стала защитницей его православных святынь и народа от униатского насилия. Православные жители города сплотились в Спасо-Преображенское братство, в деятельности которого княгиня принимала активное участие. С её помощью братством был построен Преображенский монастырь, при котором открылись богадельня и духовное училище. София убедила своего мужа выхлопотать у польского короля грамоту, которая запрещала принуждать её подданных к унии. Грамота была выдана, и защита интересов Православия была оформлена юридически. Княгиня заботилась об обеспечении монастырей и храмов, щедро жертвовала на их строительство, сама шила облачения для священнослужителей. При жизни княгини в Слуцке действовали 15 храмов. Благодаря её деятельности Слуцк стал церковно-административным центром и оплотом Православной Церкви на белорусских землях.

Преподобный Иннокентий Комельский

Святой Иннокентий Комельский происходил из московского княжеского рода. Он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре и был учеником преподобного Нила Сорского. Преподобные Иннокентий и Нил странствовали по Востоку, провели несколько лет в афонских монастырях. Вернувшись на Русь, они поселились не в самой обители, а поблизости, в уединенной келлии. Вскоре они удалились в непроходимые леса, где на реке Соре водрузили крест, выкопали колодец и поставили себе келлии отдельно, по образцу скитских пустынножителей. С большим трудом на болотистой местности была возведена церковь. Отшельники вели очень суровую жизнь. Перед смертью Нил послал своего ученика в Вологодский край, на реку Нурму, где Иннокентию суждено было, по завету учителя, основать свой общежительный монастырь, получивший название Комельского Спасо-Преображенского.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XI, 10 — XII, 2

10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,— и покой его будет слава.

11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.

12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.

13 И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.

14 И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.

15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.

16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.

Глава 12

1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.

2 Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.

На веч.: Быт. VII, 11 — VIII, 3

11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; 12и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

14 Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые, 15 и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни; 16 и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; 18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.

19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; 20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.

21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; 22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.

23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,— все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.

Глава 8

1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.

2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.

3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.

Притч. X, 1-22

1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери.

2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.

3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.

4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

5 Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный.

6 Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.

7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.

9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.

10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.

11 Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.

12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга.

14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель.

15 Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их.

16 Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху.

17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.

18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.

19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.

20 Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество.

21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.

22 Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Прит. 15, 24). Всем известно, что есть ад и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук «авось», но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, «авось» обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как уклонившись от ада, спастись.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Богу было угодно в ответ на человеческие грехи не покарать людей новым Вселенским потопом, или огнем, или мечом, не истребить человеческий род, но открыть новую страницу бытия, которая по значимости может быть сравнима с творением мира. Бог словно восполняет Свой замысел о мире и человеке, нарушенный диаволом и человеческим грехом, и, движимый любовью, входит в человеческую историю, соединяется с человеческим родом. Он становится одним из нас и, пройдя горестным, тяжелым путем человеческой жизни, ни от чего не отворачиваясь, не избегая никаких трудностей, но принимая все то, что надлежало Ему принять, Он страданием и смертью Своею в Сыне Своем, Господе Иисусе Христе, искупает род человеческий.

Преподобный Паисий Святогорец о мере поста

Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ею от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Даже диких животных пост иногда приручает, смиряет. Ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых. Однажды мне довелось видеть волка, который от голода стал как ягненок. Зимой он спустился с гор и зашел к нам во двор. Увидев волка, брат схватил ухват и начал его бить. И волк никак на это не реагировал… Если человек не дойдет до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысел о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку.

Основы христианской нравственности. В чём различие между христианскими нравоучением и вероучением?

Христианское нравоучение имеет с вероучением теснейшую неразрывную связь. Можно сказать, что последнее лежит в основе первого. В рамках вероучения раскрывается, Кто такой Бог, как и ради чего Он создал мир, человека, каково высшее призвание и предназначение человека, как он пал и каковы были последствия этого грехопадения, что было сделано и делается Богом ради его спасения.

В формате же нравоучения объясняется, что должен сделать сам человек для того, чтобы достичь своего высшего призвания и предназначения. При этом авторитет христианского нравственного учения ставится в связь с авторитетом Церкви (подчеркнём, что значимость Церкви объясняется догматически в формате вероучения). Нравоучение не только указывает, что должен делать христианин, но и объясняет: зачем, почему (в этом отношении нравоучение также опирается на вероучение).

Концептуально христианское нравоучение представлено в формате научной дисциплины: Нравственное Богословие.

Молитвословия

Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 4

От юности сосуд избранен был еси/ и в житии Богу послужил еси,/ иноков наставниче Иннокентие,/ потщался еси хуждшее покорити лучшему,/ темже и страсти умертвив,/ возвысился еси к зрению красоты несозданныя,/ в Бозе Емуже предстоиши,/ моли, отче, Христа Бога/ спастися душам нашим.

Тропарь преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 4

От юности своей весь Богу поработился еси, блаженне,/ Того ради любве отечество и род оставил еси,/ и, в пустыню вселився,/ в ней жестокое житие показал еси,/ и чудес дарования от Господа приял еси,/ преподобне Иннокентие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иннокентия Комельского, Вологодского

глас 8

Мира и сродник удалився,/ в пустыни неустанною молитвою Богу угодил еси/ и в подвизе жития, отче, просиял еси,/ поминай нас, чтущих усердно память твою, да зовем ти:/ радуйся, Иннокентие преподобне.

Тропарь праведной Софии, княжне Слуцкой

глас 5

Блаженная мати Софие,/ нетлением мощей и чудес сиянием почти тя Бог;/ поминающе твое праведное житие,/ тя молим испросити/ телесем нашим здравие и душам спасение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Смоленской, именуемой Умиление

глас 4

Богорадованная Владычице,/ Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ Всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно, рабы Твои, к Божественному предстательству прибегающе/ и пречудному образу Твоему со умилением припадающе, молимся:/ молитву теплую к Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит/ и от грехов всяких свободит,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет,/ велие бо неизреченное, яко Мати, имаши дерзновение к Нему/ и вся можеши,/ Едина во веки Преблагословенная.

Тропарь преподобной Вассы Псково-Печерской

глас 4

Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.

Кондак преподобной Вассы Псково-Печерской

глас 4

Память преподобныя Вассы днесь светло совершающе, благодарственне воспоминаем многотрудныя подвиги, естество бо женское отвергши, со супружником твоим устремися к монашескому житию, да нетленными венцы венчает тя Христос.

Теги:
Мученики Хрисанф и Дария
православный календарь

Все публикации