
Седмица 4-я Великого поста
В этот день совершается память:
Мученика Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).
Священномученика Александра, иерея в Сиде (270—275). Мученика Никандра (ок. 302).
Священномученика Алексия Виноградова пресвитера (1938); священномученика Михаила Богословского пресвитера (1940).
Память митрополита Харбинского и Маньчжурского Мефодия (Герасимова). Выпускник Казанской духовной академии (1882). Скончался в Харбине (Китай) 28 марта 1931 г.
Мученик Агапий и с ним семь мучеников
Святые юноши Агапий, Пуплий и Тимолай пострадали во время гонений на христиан в Кесарии Палестинской в правление римского императора Диоклетиана. Во время одного из языческих праздников отказавшихся принести жертву идолам христиан стали публично истязать и казнить — одних сожгли, других отдали на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши тоже решили открыто исповедовать веру и пострадать за Христа. В знак добровольного подвига они связали себе руки и явились к правителю. Видя их молодость, правитель приложил немало усилий, чтобы уговорить их отказаться от своего мужественного решения, но тщетно. Тогда он бросил их в темницу, где уже находились двое христиан — состоятельный горожанин Агапий, перенесший пытки за веру во Христа, и его слуга Дионисий. Все они вскоре были преданы страшным мукам и обезглавлены.
Священное Писание
Человек верующий не сомневается в том, что Господь каким-то образом направляет нашу жизнь. Как же не пропустить тот момент, когда Бог посылает нам Свои знаки? Например, хочет о чём-то предупредить, от чего-то предостеречь или на что-то обратить наше внимание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 12-й главы книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 12.
01И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
02и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
03Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
04И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
05И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
06И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
07И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.
Авраам — один из величайших святых древности, патриарх, то есть родоначальник еврейского народа. На сцене библейской истории он появляется в довольно преклонном возрасте. Из только что прозвучавшего отрывка мы узнаём, что ему было 75 лет, когда его призвал Господь. До этого времени Авраам жил сначала в Месопотамии, в городе Ур, а затем в местности под названием Харран. Это юг современной Турции. Здесь к нему и обращается Бог и предлагает радикально изменить свою жизнь.
Он предлагает ему собрать всё, что он имеет, семью, слуг, имущество, оставить уютный дом и комфортный образ жизни горожанина и стать кочевником. Пойти в ту страну, где Авраама никто не знает. Туда, где живут скорее враждебные, чем дружелюбные племена. Где у него нет связей и поддержки в лице знатных людей. Где он будет просто мигрантом. А на тот момент это означало отсутствие всяких прав. Однако Авраам отзывается на призыв. Он идёт в Землю Обетованную. Ведь Бог обещает, что все трудности временны. В итоге, и сам Авраам, и его потомки получат благословение Божие. А земля, в которую его ведёт Господь, станет со временем принадлежать его народу.
В чём же во всей этой ситуации заслуга Авраама? Что он такого сделал, что называется отцом всех верующих и почитается в качестве святого в трёх мировых религиях? Он смог довериться Богу в таких обстоятельствах, в которых большинство людей начали бы сомневаться. В таком преклонном возрасте уже не до приключений. Тем более, речь не о простой поездке на поезде или на самолете в дружественную страну. Речь о путешествии, когда на карту поставлена собственная жизнь и жизнь родных. Наверняка, для окружающих всё это выглядело как глупая авантюра. Секрет Авраама в том, что он всю жизнь ждал этого момента. Момента, когда к нему обратится Бог. Он всю жизнь к этому готовился, исполняя заповеди Бога. А потому ему удалось сохранить свою душу открытой. Будучи житейски мудрым человеком, Авраам в своём сердце оставался ребёнком, который очень чутко ощутил призыв божественной благодати.
И для нас это, конечно, образец, к которому мы можем стремиться. Впустить Бога в свою жизнь бывает так не просто именно потому, что мы потеряли это детское состояние открытости. В нас много тревоги, подозрительности и страха. Бог посылает нам людей и обстоятельства, а мы не можем их принять. Во всём мы видим подвох. А потому закрываемся от этих подарков каким-то набором привычных реакций. Исполнение заповедей Евангелия — это то, что возвращает нас в состояние готовности принять Бога. Ведь тот, кто приобрёл навык во всякой ситуации выходить навстречу человеку с его проблемами и трудностями, не сможет пропустить того момента, когда к нему обратится Господь.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Грех — это тоже болезнь, но исцелить ее может только Бог. Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть... прощать грехи, Я говорю этому человеку: встань, возьми постель твою, и иди (см. Мф. 9, 6). Эти слова обращены к каждому из нас, чтобы ни у кого не было сомнений, Кто прощает грехи, Кто может очистить нашу душу, Кто может освободить наше сознание от угрызений совести, а память — от груза тяжелых, не дающих покоя воспоминаний об ошибках и прегрешениях. Освобождение от греха — это освобождение от самой страшной болезни, ибо физическое заболевание возможно только в пределах физического мира, а грех — это болезнь, разрушающая душу, заражающая ее духовной инфекцией, которая вместе с душой переходит в вечность, и там это состояние может продолжаться бесконечно.
Праведный Иоанн Кронштадтский об очищении сердца
Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное — частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу — Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха… Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Тайн, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверну сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его.