Церковный календарь

28 марта. Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 марта. Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы.
День постный. 15 марта по ст. ст.
Литургия св. Василия Великого.

В этот день совершается память: 

Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).

Мученика Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).

Священномученика Александра, иерея в Сиде (270–275). Мученика Никандра (ок. 302).

Священномученика Алексия Виноградова пресвитера (1938); священномученика Михаила Богословского пресвитера (1940).

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский (1296–1359), родился в семье царедворца и получил всестороннее и глубокое образование. Через некоторое время, сложив государственные полномочия, он удалился на Святую Гору Афон и принял монашество. Святитель Григорий известен тем, что обосновал церковное учение о взаимодействии Бога и человека, высшим выражением которого была мистико-аскетическая практика исихазма, за что претерпел многие скорби: отлучение от Церкви и тюремное заключение. Только спустя время он был оправдан и возведен в сан архиепископа. Учение святителя было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения которого были внесены в чин Торжества Православия.

Мученик Агапий и с ним семь мучеников

Святые юноши Агапий, Пуплий и Тимолай пострадали во время гонений на христиан в Кесарии Палестинской в правление римского императора Диоклетиана. Во время одного из языческих праздников отказавшихся принести жертву идолам христиан стали публично истязать и казнить — одних сожгли, других отдали на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши тоже решили открыто исповедовать веру и пострадать за Христа. В знак добровольного подвига они связали себе руки и явились к правителю. Видя их молодость, правитель приложил немало усилий, чтобы уговорить их отказаться от своего мужественного решения, но тщетно. Тогда он бросил их в темницу, где уже находились двое христиан — состоятельный горожанин Агапий, перенесший пытки за веру во Христа, и его слуга Дионисий. Все они вскоре были преданы страшным мукам и обезглавлены.

Священное Писание

Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Мк., 7 зач., II, 1-12

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— говорит расслабленному: 11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы — отпадшие от Бога и за то подгневные. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства — крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения — вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь — и внутреннюю, и внешнюю — во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Грех — это тоже болезнь, но исцелить ее может только Бог. Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть... прощать грехи, Я говорю этому человеку: встань, возьми постель твою, и иди (см. Мф. 9, 6). Эти слова обращены к каждому из нас, чтобы ни у кого не было сомнений, Кто прощает грехи, Кто может очистить нашу душу, Кто может освободить наше сознание от угрызений совести, а память — от груза тяжелых, не дающих покоя воспоминаний об ошибках и прегрешениях. Освобождение от греха — это освобождение от самой страшной болезни, ибо физическое заболевание возможно только в пределах физического мира, а грех — это болезнь, разрушающая душу, заражающая ее духовной инфекцией, которая вместе с душой переходит в вечность, и там это состояние может продолжаться бесконечно.

Праведный Иоанн Кронштадтский об очищении сердца

Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное — частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу — Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха… Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Тайн, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверну сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его.

Святитель Григорий Палама о молитве и посте

Святитель Григорий в 12-й гомилии поясняет ответ Спасителя ученикам после исцеления одержимого юноши (Мк. 9:17–29), когда они переживали, почему не смогли сами изгнать из него беса. Господь сказал, что этот бес «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Святитель говорит, что многие ошибочно думают, что «молитва и пост должны были быть со стороны страждущего». Но человек, одержимый «бесом разнузданности» — так святитель Григорий называет недуг юноши, — не может «молиться или с пользой для себя поститься». Злой дух «бросает в огонь захваченного им — таковыми являются беспорядочные и безумные любовные страсти», он погружает несчастного в воду — «вследствие обжорства и неумеренных и частых пирушек и попоек». Одержимый бесом нелегко «допускается к слышанию или говорению божественных предметов». Молитва и пост могут помочь человеку отвергнуть внушения беса в самом начале, но если он уже не имеет «свободного ума», то подвиг поста и молитвы за него должны взять те, кто себя контролирует.

Молитвословия дня

Кондак святителя Григория

глас 8

Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Теги:
Мученик Агапий Газский
православный календарь

Все публикации