26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

4559
Фото

Седмица четвертая Великого поста

В этот день совершается память:

Преподобного Иоанна Лествичника (переходящее празднование в 4-ю Неделю Великого поста).

Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинопольского (846).

Мученика Савина (287). Мученика Африкана, Публия и Терентия (III). Мученика Александра (305—311). Мученицы Христины Персидской (IV). Преподобного Анина пресвитера.

Священномученика Николая Попова пресвитера (1919); священномученика Григория Поспелова пресвитера (1921); священномученика Михаила Околовича пресвитера (1938).

Память архиерейской хиротонии второго архиепископа Казанского и Свияжского свт. Германа, состоявшейся в Успенском соборе Московского кремля 12 марта 1564 г.

Память архиепископа Тобольского и Сибирского Евлампия (Пятницкого). С 1856 г. пребывал на покое в Свияжском Успенском монастыре Казанской епархии (на правах управляющего). Составил службу с каноном и акафистом свт. Герману, архиеп. Казанскому и Свияжскому, чудотворцу. Скончался 12 марта 1862 г., погребен в пристрое к Никольскому храму той же обители.

«Лествица» преподобного Иоанна

Преподобный Иоанн (VI—VII века), игумен Синайского монастыря, получил именование «Лествичник» как автор книги, ставшей классикой аскетической письменности, — «Лествицы Божественного восхождения» (второе название — «Лествица рая»). Она написана по просьбе игумена Иоанна из Раифского монастыря (в 30 километрах от Синая), он убедил святого «сойти помышлением с горы Синайской» и составить руководство духовной жизни для раифской братии. Название подсказывает главную идею книги: она построена как восхождение по «умопостигаемой лествице», чтобы возрасти «в меру возраста Христова». «Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определённой добродетели или пороку. Язык книги лёгкий, образный и афористичный: для пояснения своей мысли преподобный Иоанн часто обращается к поговоркам и пословицам.

Святитель Никифор исповедник, Патриарх Константинопольский

Святитель Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802). Приняв монашество, он прославился благочестием и в 806 г. был возведен на патриарший престол. Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие — многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания. В 846 г. его святые мощи были обретены нетленными и благоухающими и перенесены из Проконниса в Константинополь.

Мученик Савин Ермопольский

Мученик Савин был правителем египетского города Ермополь. Когда при императоре Диоклетиане началось гонение на христиан, святой Савин оставил власть и богатство и тайно ушёл в отдалённое селение, где укрылся с другими христианами от гонителей. Узнав, что язычники разыскивают святого Савина, некий нищий, приходивший к нему за милостынею, взяв пример с Иуды-предателя, пришёл к гонителям и сказал: «Что дадите мне, чтобы я показал вам того, кого вы ищете, Савина?» Служители идолов дали нищему две златницы и, узнав, где скрывался подвижник, схватив святого Савина и христиан, которые были с ним, привели их на место мучений. После долгих истязаний святой Савин был утоплен в реке и сподобился от Господа Иисуса Христа мученического венца вместе с шестью братьями, которые были также казнены мучителями.

Преподобный Анин Халкидонский

Преподобный Анин после смерти родителей 15-летним отроком принял иноческий постриг. В поисках полного безмолвия он ушел в глубь пустыни и, повстречав старца Маиума, поселился вместе с ним. Оба подвижника вели очень строгую жизнь. Святой Анин ежедневно уходил далеко за водой. Однажды Ангел наполнил его сосуды. Старец, увидев, что юноша вернулся раньше обычного, понял, что его ученик достиг духовного совершенства, и просил Анина быть его наставником, но тот, по смирению, отказался. Позже Анин остался один в пустыне и удостоился даров прозорливости и врачевания недугов. Даже звери служили ему. Куда бы ни пошел святой, за ним следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на лапе. Святой прожил 110 лет и перед кончиной беседовал с явившимися ему в видении святыми пророками Моисеем, Аароном и Ором.

Священное Писание

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чтобы сопротивляться всем современным искушениям, сохранять способность разумно управлять своими поступками, нужно умерять голос плоти. Когда человек отказывается от пищи определенного рода или вообще сокращает ее потребление, исключает спиртные напитки, создаются физические и даже физиологические условия, необходимые для того, чтобы разум, просвещенный светом Божественной истины, взял верх над голосом человеческой плоти. Никакие слова не могут переубедить человека, особенно современного; человек чаще всего доверяет лишь собственному жизненному опыту. Великий пост дает нам такую возможность — через ограничение пищи, через исключение спиртных напитков таким образом проводить свое житие, чтобы голос разума стал сильнее голоса плоти.

Преподобный Серафим Саровский о страхе Божием

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: «проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сие море, то есть сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, имже несть числа, то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов. «Бойся Бога, — говорит Премудрый, — и заповеди Его храни» (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое всегда будет хорошо. Ибо боясь Бога, ты из любви к нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай. Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

Чем мы можем помочь усопшим?

До Страшного суда окончательная посмертная участь людей ещё не определена окончательно, и мы можем помочь душам тех людей, которые не определили себя полностью ни в сторону добра, ни в сторону зла, но сохранили определенный духовно-нравственный потенциал. В этом отношении нашу молитву за них можно сравнить с ветром, который раздувает тлеющие угли, и из них может загореться огонь (эта параллель тем уместней, что Сам Бог нередко представляется в Предании Церкви под символическим образом огня).

В целом мы можем помочь им взращивать любовь, которую они не проявили на земле, привлекая этим божественную благодать:

— поминовение на Литургии (самое действенное) и заупокойных богослужениях (панихиды, заупокойные литии, парастасы).

Интересен следующий исторический пример. Еще до прославления в лике святых архиепископа Феодосия Черниговского (1896), иеромонах Алексий, переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да, это верно, — ответил св. Феодосий, — но приношение на Литургии сильнее моих молитв».

— домашняя молитва;

— милостыня (материальная, душевная и духовная);

— различные подвиги, например, посты, бдения за усопших (наша жертва любви за них).

Следует отметить, что молитвы и подвиги за усопших имеют значение и для самих молящихся. И они получают благодать от Бога. Вообще, христианское самоотвержение никогда не бывает в ущерб себе.

Молитвословия

Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Иcтина: сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Никифоре, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Победы венец с Небесе, / о Никифоре преславне, / яко прием от Бога, / спасай верою почитающия тя, // яко священноначальника Христова и учителя.

Новости по теме

В день памяти святителя Никифора митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Ярославских чудотворцев города Казани
В день памяти святителя Никифора митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Ярославских чудотворцев города Казани

15 июня, в день памяти святителя Никифора, патриарха Константинопольского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.