Церковный календарь

26 марта. Память святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 марта. Память святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского

2-я седмица Великого поста.
День постный. 13 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинопольского (846).

Мученика Савина (287). Мученика Африкана, Публия и Терентия (III). Мученика Александра (305–311). Мученицы Христины Персидской (IV). Преподобного Анина пресвитера.

Священномученика Николая Попова пресвитера (1919); священномученика Григория Поспелова пресвитера (1921); священномученика Михаила Околовича пресвитера (1938).

Святитель Никифор исповедник, Патриарх Константинопольский

Святитель Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797–802). Приняв монашество, он прославился благочестием и в 806 г. был возведен на патриарший престол. Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие — многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания. В 846 г. его святые мощи были обретены нетленными и благоухающими и перенесены из Проконниса в Константинополь.

Мученик Савин Ермопольский

Мученик Савин был правителем египетского города Ермополь. Когда при императоре Диоклетиане началось гонение на христиан, святой Савин оставил власть и богатство и тайно ушёл в отдалённое селение, где укрылся с другими христианами от гонителей. Узнав, что язычники разыскивают святого Савина, некий нищий, приходивший к нему за милостынею, взяв пример с Иуды-предателя, пришёл к гонителям и сказал: «Что дадите мне, чтобы я показал вам того, кого вы ищете, Савина?» Служители идолов дали нищему две златницы и, узнав, где скрывался подвижник, схватив святого Савина и христиан, которые были с ним, привели их на место мучений. После долгих истязаний святой Савин был утоплен в реке и сподобился от Господа Иисуса Христа мученического венца вместе с шестью братьями, которые были также казнены мучителями.

Преподобный Анин Халкидонский

Преподобный Анин после смерти родителей 15-летним отроком принял иноческий постриг. В поисках полного безмолвия он ушел в глубь пустыни и, повстречав старца Маиума, поселился вместе с ним. Оба подвижника вели очень строгую жизнь. Святой Анин ежедневно уходил далеко за водой. Однажды Ангел наполнил его сосуды. Старец, увидев, что юноша вернулся раньше обычного, понял, что его ученик достиг духовного совершенства, и просил Анина быть его наставником, но тот, по смирению, отказался. Позже Анин остался один в пустыне и удостоился даров прозорливости и врачевания недугов. Даже звери служили ему. Куда бы ни пошел святой, за ним следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на лапе. Святой прожил 110 лет и перед кончиной беседовал с явившимися ему в видении святыми пророками Моисеем, Аароном и Ором.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. VII, 1-14

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, 4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: 6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8 ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9 и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

На веч.: Быт. V, 32 — VI, 8

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

Глава 6

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Притч. VI, 20 — VII, 1

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 23 ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, 24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Глава 7

1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа,— и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно — личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, — будет человек духовен, если она на стороне плоти — будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чтобы сопротивляться всем современным искушениям, сохранять способность разумно управлять своими поступками, нужно умерять голос плоти. Когда человек отказывается от пищи определенного рода или вообще сокращает ее потребление, исключает спиртные напитки, создаются физические и даже физиологические условия, необходимые для того, чтобы разум, просвещенный светом Божественной истины, взял верх над голосом человеческой плоти. Никакие слова не могут переубедить человека, особенно современного; человек чаще всего доверяет лишь собственному жизненному опыту. Великий пост дает нам такую возможность — через ограничение пищи, через исключение спиртных напитков таким образом проводить свое житие, чтобы голос разума стал сильнее голоса плоти.

Преподобный Серафим Саровский о страхе Божием

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: «проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сие море, то есть сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, имже несть числа, то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов. «Бойся Бога, — говорит Премудрый, — и заповеди Его храни» (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое всегда будет хорошо. Ибо боясь Бога, ты из любви к нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай. Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

Чем мы можем помочь усопшим?

До Страшного суда окончательная посмертная участь людей ещё не определена окончательно, и мы можем помочь душам тех людей, которые не определили себя полностью ни в сторону добра, ни в сторону зла, но сохранили определенный духовно-нравственный потенциал. В этом отношении нашу молитву за них можно сравнить с ветром, который раздувает тлеющие угли, и из них может загореться огонь (эта параллель тем уместней, что Сам Бог нередко представляется в Предании Церкви под символическим образом огня).

В целом мы можем помочь им взращивать любовь, которую они не проявили на земле, привлекая этим божественную благодать:

— поминовение на Литургии (самое действенное) и заупокойных богослужениях (панихиды, заупокойные литии, парастасы).

Интересен следующий исторический пример. Еще до прославления в лике святых архиепископа Феодосия Черниговского (1896), иеромонах Алексий, переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да, это верно, — ответил св. Феодосий, — но приношение на Литургии сильнее моих молитв».

— домашняя молитва;

— милостыня (материальная, душевная и духовная);

— различные подвиги, например, посты, бдения за усопших (наша жертва любви за них).

Следует отметить, что молитвы и подвиги за усопших имеют значение и для самих молящихся. И они получают благодать от Бога. Вообще, христианское самоотвержение никогда не бывает в ущерб себе.

Молитвословия

Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Иcтина: сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Никифоре, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Победы венец с Небесе, / о Никифоре преславне, / яко прием от Бога, / спасай верою почитающия тя, // яко священноначальника Христова и учителя.

Теги:
Святитель Никифор Константинопольский
православный календарь

Все публикации