Церковный календарь

26 марта. Память святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
26 марта. Память святителя Никифора исповедника, Патриарха Константинопольского

3-я седмица Великого поста.
День постный. 13 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Перенесение мощей святителя Никифора, патриарха Константинопольского (846).

Мученика Савина (287). Мученика Африкана, Публия и Терентия (III). Мученика Александра (305–311). Мученицы Христины Персидской (IV). Преподобного Анина пресвитера.

Священномученика Николая Попова пресвитера (1919); священномученика Григория Поспелова пресвитера (1921); священномученика Михаила Околовича пресвитера (1938).

Святитель Никифор исповедник, Патриарх Константинопольский

Святитель Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797–802). Приняв монашество, он прославился благочестием и в 806 г. был возведен на патриарший престол. Святитель Никифор был выдающимся церковным деятелем своего времени, «украшением века и кафедры» и, много послужив Церкви, оставил обширное духовное наследие — многочисленные труды исторического, догматического и канонического содержания. В 846 г. его святые мощи были обретены нетленными и благоухающими и перенесены из Проконниса в Константинополь.

Мученик Савин Ермопольский

Мученик Савин был правителем египетского города Ермополь. Когда при императоре Диоклетиане началось гонение на христиан, святой Савин оставил власть и богатство и тайно ушёл в отдалённое селение, где укрылся с другими христианами от гонителей. Узнав, что язычники разыскивают святого Савина, некий нищий, приходивший к нему за милостынею, взяв пример с Иуды-предателя, пришёл к гонителям и сказал: «Что дадите мне, чтобы я показал вам того, кого вы ищете, Савина?» Служители идолов дали нищему две златницы и, узнав, где скрывался подвижник, схватив святого Савина и христиан, которые были с ним, привели их на место мучений. После долгих истязаний святой Савин был утоплен в реке и сподобился от Господа Иисуса Христа мученического венца вместе с шестью братьями, которые были также казнены мучителями.

Преподобный Анин Халкидонский

Преподобный Анин после смерти родителей 15-летним отроком принял иноческий постриг. В поисках полного безмолвия он ушел в глубь пустыни и, повстречав старца Маиума, поселился вместе с ним. Оба подвижника вели очень строгую жизнь. Святой Анин ежедневно уходил далеко за водой. Однажды Ангел наполнил его сосуды. Старец, увидев, что юноша вернулся раньше обычного, понял, что его ученик достиг духовного совершенства, и просил Анина быть его наставником, но тот, по смирению, отказался. Позже Анин остался один в пустыне и удостоился даров прозорливости и врачевания недугов. Даже звери служили ему. Куда бы ни пошел святой, за ним следовали два льва, одному из которых он исцелил язву на лапе. Святой прожил 110 лет и перед кончиной беседовал с явившимися ему в видении святыми пророками Моисеем, Аароном и Ором.

Священное Писание

Евр., 325 зач., X, 32-38

32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Мк., 8 зач., II, 14-17

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Души праведных в руке Божией» (Прем. 3, 1). А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа - в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет. От того у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Чтобы сопротивляться всем современным искушениям, сохранять способность разумно управлять своими поступками, нужно умерять голос плоти. Когда человек отказывается от пищи определенного рода или вообще сокращает ее потребление, исключает спиртные напитки, создаются физические и даже физиологические условия, необходимые для того, чтобы разум, просвещенный светом Божественной истины, взял верх над голосом человеческой плоти. Никакие слова не могут переубедить человека, особенно современного; человек чаще всего доверяет лишь собственному жизненному опыту. Великий пост дает нам такую возможность — через ограничение пищи, через исключение спиртных напитков таким образом проводить свое житие, чтобы голос разума стал сильнее голоса плоти.

Преподобный Серафим Саровский о страхе Божием

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: «проклят человек, творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сие море, то есть сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, имже несть числа, то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов. «Бойся Бога, — говорит Премудрый, — и заповеди Его храни» (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое всегда будет хорошо. Ибо боясь Бога, ты из любви к нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай. Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

Чем мы можем помочь усопшим?

До Страшного суда окончательная посмертная участь людей ещё не определена окончательно, и мы можем помочь душам тех людей, которые не определили себя полностью ни в сторону добра, ни в сторону зла, но сохранили определенный духовно-нравственный потенциал. В этом отношении нашу молитву за них можно сравнить с ветром, который раздувает тлеющие угли, и из них может загореться огонь (эта параллель тем уместней, что Сам Бог нередко представляется в Предании Церкви под символическим образом огня).

В целом мы можем помочь им взращивать любовь, которую они не проявили на земле, привлекая этим божественную благодать:

— поминовение на Литургии (самое действенное) и заупокойных богослужениях (панихиды, заупокойные литии, парастасы).

Интересен следующий исторический пример. Еще до прославления в лике святых архиепископа Феодосия Черниговского (1896), иеромонах Алексий, переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» — спросил иеромонах. «Да, это верно, — ответил св. Феодосий, — но приношение на Литургии сильнее моих молитв».

— домашняя молитва;

— милостыня (материальная, душевная и духовная);

— различные подвиги, например, посты, бдения за усопших (наша жертва любви за них).

Следует отметить, что молитвы и подвиги за усопших имеют значение и для самих молящихся. И они получают благодать от Бога. Вообще, христианское самоотвержение никогда не бывает в ущерб себе.

Молитвословия

Тропарь святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Иcтина: сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Никифоре, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак святителю Никифору, патриарху Константинопольскому

глас 4

Победы венец с Небесе, / о Никифоре преславне, / яко прием от Бога, / спасай верою почитающия тя, // яко священноначальника Христова и учителя.

Теги:
Святитель Никифор Константинопольский
православный календарь

Все публикации