Седмица 1-я Великого поста. Глас 8.
Великий пост.
В этот день совершается память:
Преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (842—845).
Преподобных Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских (Мурманских), Олонецких. Апостола Ерма (I). Священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского (361—363). Преподобного Дометия (363).
Священномученика Иоанна Знаменского пресвитера (1923); мученика Владимира Ушкова (1942).
Иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной (1898).
Память архиепископа Волынского и Житомирского Агафангела (Соловьева). Ректор Казанской духовной академии (1854-1857), ученый-гебраист. Скончался в Житомире 8 марта 1876 г.
Память архиепископа Восточно-Американского и Джерзейситского Виталия (Максименко). Выпускник Казанской духовной академии (1899). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался в Нью-Йорке (США) 21 марта 1960 г.
Преподобный Феофилакт исповедник, епископ Никомидийский
Святой Феофилакт жил в Константинополе в VIII в., во время иконоборческой ереси. За смелое пророчество императору Льву Армянину он был отправлен в ссылку, в которой и пробыл целых 30 лет, до самой кончины, последовавшей около 845 года. После восстановления иконопочитания в 847 году, при императрице святой Феодоре (867 г.) и сыне ее Михаиле, святые мощи епископа Феофилакта были перенесены в Никомидию.
Преподобный Лазарь, игумен Муромский
Преподобный Лазарь Муромский пришёл на Русскую землю в XIV веке из Константинополя. Он подвизался в Новгороде, а затем удалился на остров Муч на Онежском озере. Проживавшие там дикие язычники, лопари, захотели его прогнать. Они избили святого Лазаря и подожгли его хижину. Увидев, как сгорела хижина, преподобный Лазарь весьма опечалился, думая, что находившаяся там икона Успения Пресвятой Богородицы погибла в огне. Но неожиданно подвижник увидел образ Пречистой Девы, висевший в воздухе возле дерева. Преподобный Лазарь с радостью приблизился к этому месту и услышал голос от святой иконы: «Призрю на место сие и не оставлю его. Повелеваю тебе: воздвигни на сем месте церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Печерской. Сии люди неверные будут верными, и будет едина Церковь и едино стадо Христово».
Священное Писание
Вы когда-нибудь смотрели... апокалиптические фильмы? Когда на экране происходят глобальные катаклизмы, волны смывают города или вся земля покрывается многометровым льдом, или пустыня захватывает ранее обитаемые земли? Наверное, вы испытывали какое-то особое, щемящее ощущение — словно становитесь свидетелями чего-то очень важного и — как это ни странно прозвучит — правдивого.
Отрывок из 2-й главы пророка Исаии, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, очень перекликается с сюжетами апокалиптических фильмов — потому что рассказывает о Дне Господнем.
Глава 2.
11Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
12Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,-
13и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
15и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
16и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
17И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,
18и идолы совсем исчезнут.
19И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
20В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
21чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
Образ, который красочно живописует пророк Исаия — действительно жуткий. Всё, что ранее воспринималось людьми как свидетельство их величия и силы, славы и достатка, — в День Господень беспощадно сносится и уничтожается. Самое ценное и дорогое, на что ранее возлагались надежды, — золотые и серебряные идолы — бросаются в мрачные пещеры как своеобразная жертва слепым хищникам, которые таким образом могут хотя бы на время переключить своё внимание и позволить войти людям, ищущим укрытия.
В словах пророка рядом оказываются два качества Дня Господня — страх и слава. Именно спасаясь от них люди бегут в мрачные пещеры — и ради этого готовы пожертвовать всем. Происходит масштабное обрушение всего, на чём держалось величие человеческого сообщества: в один момент всё обнуляется и обесценивается. День Господень описывается пророком как «момент истины», момент вхождения Бога и Творца в созданное Им бытие — но сбившееся с пути, заблудившееся и окончательно запутавшееся в своём богоборчестве и грехолюбии. Долго и тщательно разными способами Бог старался распутать этот Гордиев узел — посылая пророков, открывая Свою волю праведникам и провидцам, регулярно укоряя каждого грешника через голос совести — но, когда все попытки закончились безрезультатно, этот узел беспощадно разрубается.
К какой мысли подталкивает нас сегодняшнее чтение — в контексте Великого поста? Мысль достаточно очевидная: каждому из нас надо честно провести ревизию наших «душевных идолов», которые в самый важный момент жизни могут оказаться совершенно бесполезными. Идол — любой! — всегда имеет определённые признаки. Первый — он рукотворен, создан нами, по-нашему «образу и подобию». Второй — в нашем сознании он выступает как бы «представителем» Господа Бога, как бы «забирая» у Него определённые полномочия. Третий признак — с идолом нам проще и понятнее взаимодействовать, чем с Господом Богом.
Самые популярные идолы сегодня — власть, связи, деньги, признание — и это далеко не полный список. Каждый душевный идол — это своего рода «пробоина» в сосуде нашей души, через который утекают воля и желание целостного, нераздельного служения Единому Богу. Вот перед нами и важная задача Великого поста: обнаружить эти «дыры», тщательно заделать их — и внимательно наблюдать, начнёт ли сосуд души наполняться верой, любовью и благодарностью?
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Все пройдет — и беды, и скорби, и конфликты. Все пройдет — и попытки разрушить веру, исказить ее, оторвать людей от Бога, вновь поставить их в позицию богоборцев, не принимающих Бога и не желающих Его слушать. Все пройдет. И в завершение истории — торжество веры. Это торжество будет на грани истории и метаистории, начала вхождения Божиего Царства во всё творение и преображения тварного мира по закону устроения райской жизни — той самой, которую через грех потеряли люди. Пусть опыт духовного поиска откроет нам видение той Божественной перспективы, в конце которой немеркнущее сияние Божественной славы, причастниками которой будет каждый, кто верит в Бога, принимает Его закон и слушает Его голос.
Молитвословия
Тропарь преподобного Феофилакта, исповедника, епископа Никомидийского
глас 6
Таяся, пожил еси, прехвальне,/ но Христос тя показа,/ яко светило на свещнице мысленнем,/ и скрижали ти вручи учений духовных,/ имиже, святителю Феофилакте,/ и нас озари.
Кондак преподобного Феофилакта
глас 2
Светильник светел показался еси в концех,/ святителю Феофилакте,/ единосущна Отцу и Духу Слова ты проповедав,/ Божественных отец Собор уяснил еси,/ Троице угодник явился еси.// Ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас.