Церковный календарь

21 марта. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 марта. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.
День постный. 8 марта по ст. ст.
Литургия св. Василия Великого.

В этот день совершается память: 

Преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (842–845).

Преподобных Лазаря (1391) и Афанасия (XV) Муромских (Мурманских), Олонецких. Апостола Ерма (I). Священномученика Феодорита, пресвитера Антиохийского (361–363). Преподобного Дометия (363).

Священномученика Иоанна Знаменского пресвитера (1923); мученика Владимира Ушкова (1942).

Иконы Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной (1898).

Торжество Православия

Праздник Торжества Православия возник в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества. После смерти последнего иконоборческого императора Феофила (829–842) на византийский престол взошла его благочестивая супруга императрица Феодора. 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста, по желанию императрицы в Константинополе прошёл торжественный крестный ход с иконами. Процессия началась и закончилась в храме Святой Софии, где была отслужена Божественная Литургия. В память церковного торжества было установлено ежегодное празднование в первую неделю Великого поста. В молебном чине праздника положено анафематствование всех ересей, по той причине, что иконоборчество объединило в себе многие предыдущие еретические учения. В этом чине также ублажаются все защитники истинной веры. 

Преподобный Феофилакт исповедник, епископ Никомидийский

Святой Феофилакт жил в Константинополе в VIII в., во время иконоборческой ереси. За смелое пророчество императору Льву Армянину он был отправлен в ссылку, в которой и пробыл целых 30 лет, до самой кончины, последовавшей около 845 года. После восстановления иконопочитания в 847 году, при императрице святой Феодоре (867 г.) и сыне ее Михаиле, святые мощи епископа Феофилакта были перенесены в Никомидию.

Преподобный Лазарь, игумен Муромский

Преподобный Лазарь Муромский пришёл на Русскую землю в XIV веке из Константинополя. Он подвизался в Новгороде, а затем удалился на остров Муч на Онежском озере. Проживавшие там дикие язычники, лопари, захотели его прогнать. Они избили святого Лазаря и подожгли его хижину. Увидев, как сгорела хижина, преподобный Лазарь весьма опечалился, думая, что находившаяся там икона Успения Пресвятой Богородицы погибла в огне. Но неожиданно подвижник увидел образ Пречистой Девы, висевший в воздухе возле дерева. Преподобный Лазарь с радостью приблизился к этому месту и услышал голос от святой иконы: «Призрю на место сие и не оставлю его. Повелеваю тебе: воздвигни на сем месте церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы Печерской. Сии люди неверные будут верными, и будет едина Церковь и едино стадо Христово».

Священное Писание

Евр., 329 зач. (от полу́), XI, 24-26, 32 — XII, 2

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 26 и поношение Христово почел бо́льшим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Ин., 5 зач., I, 43-51

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 11, 24-26, 32-12, 2; Ин. 1, 43-51

Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны не добросовестно. Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, — славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету. От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса" (Евр. 11, 36-38; 12, 1-2).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Все пройдет – и беды, и скорби, и конфликты. Все пройдет – и попытки разрушить веру, исказить ее, оторвать людей от Бога, вновь поставить их в позицию богоборцев, не принимающих Бога и не желающих Его слушать. Все пройдет. И в завершение истории – торжество веры. Это торжество будет на грани истории и метаистории, начала вхождения Божиего Царства во всё творение и преображения тварного мира по закону устроения райской жизни – той самой, которую через грех потеряли люди. Пусть опыт духовного поиска откроет нам видение той Божественной перспективы, в конце которой немеркнущее сияние Божественной славы, причастниками которой будет каждый, кто верит в Бога, принимает Его закон и слушает Его голос.

Святитель Иоанн Шанхайский о восстании иконоборцев на Божию Матерь

Не смея сначала открыто говорить против Взбранной Воеводы, хотели уменьшить Её прославление тем, что запретили почитать иконы Христа и Его угодников, называя это идолопоклонством. Богоматерь и здесь укрепляла ревнителей благочестия в борьбе за почитание образов. Гонение почитателей икон и святых окончилось Торжеством Православия, ибо почтение, воздаваемое иконам, восходит к изображаемым на них. Святые же угодники Божии чтутся как друзья Божии, ради благодати Божией, вселившейся в них, согласно словам псалма, «мне же зело честни быша друзи Твои» (Пс. 138:17). Особенной честью на небе и на земле прославлена Пречистая Богоматерь, даже в дни поругания святых икон явившая через них настолько дивные чудеса, что и теперь мы с умилением вспоминаем о них. Песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» и икона «Троеручица» напоминают об исцелении Иоанна Дамаскина перед этой иконой; изображение Иверской иконы – о чудесном спасении от врагов этой иконы, брошенной в море вдовицей, не могшей спасти её.

Молитвословия

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2:

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:// радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2: 

Неописанное Слово Отчее,/ из Тебе, Богородице, описася воплощаемь,/ и оскверншийся образ в древнее вообразив,/ Божественною добротою смеси,/ но исповедающе спасение,// делом и словом сие воображаем.

Тропарь преподобного Феофилакта, исповедника, епископа Никомидийского

глас 6

Таяся, пожил еси, прехвальне,/ но Христос тя показа,/ яко светило на свещнице мысленнем,/ и скрижали ти вручи учений духовных,/ имиже, святителю Феофилакте,/ и нас озари.

Кондак преподобного Феофилакта

глас 2

Светильник светел показался еси в концех,/ святителю Феофилакте,/ единосущна Отцу и Духу Слова ты проповедав,/ Божественных отец Собор уяснил еси,/ Троице угодник явился еси.// Ейже предстоя, моли непрестанно о всех нас.

Теги:
преподобный Феофилакт Никомидийский
Преподобный Лазарь Муромский
православный календарь

Все публикации