Церковный календарь

16 марта. Память мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 марта. Память мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

2-я седмица Великого поста.
День постный. 3 марта по ст. ст.

В этот день совершается память:

Мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска (ок. 308).

Преподобной Пиамы девы (337). Святых Зинона и Зоила.

Преподобномученицы Марфы Ковровой и мученика Михаила Строева (1938).

Волоколамской иконы Божией Матери (1572).

Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск

Мученики Евтропий и Клеоник были родственниками и сослуживцами, мученик Василиск — племянником великомученика Феодора Тирона. Они пострадали в начале IV века при императоре Максимиане. Схваченные за отказ принести жертвы идолам, святые пребывали в темнице города Амасия. По приказу правителя области их избивали воловьими жилами, поливали кипящей смолой, тела строгали железными когтями. Евтропия и Клеоника распяли. Василиск оставался в тюрьме. Стражники отпустили его домой попрощаться с родственниками. Узнав об этом, новый правитель области приказал доставить Василиска в цепях и медных сапогах с вбитыми в подошвы гвоздями в город Команы. По пути сапоги с гвоздями распались, оковы ослабли, а из места, куда капала кровь с его ног, забил источник. Видевшие это стражники уверовали во Христа. В Команах по молитве Василиска рухнул языческий храм Аполлона. Мученику отсекли голову. Благочестивые жители Коман тайно похоронили его останки. Позже над захоронением возвели храм.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. V, 16-25

16 а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде.

17 И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых.

18 Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех — как бы ремнями колесничными; 19которые говорят: "пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!" 20Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!

21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!

24 За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева.

25 За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта.

На веч.: Быт. IV, 16-26

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Притч. V, 15 — VI, 3

15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.

16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; 17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.

18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.

20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?

21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.

22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Глава 6.

1 Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — 2 ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

3 Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего...

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Крещение по апостолу Петру есть «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. З, 21). Крестившийся дает обет жить остальное время по чистой совести, по всей широте заповедей Господних, принятых в совесть. Нравственная чистота есть черта крещеного. Апостол Павел светлость жизни его сравнивает с светлостью воскресшего Господа. «Чтобы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). В крещении ветхий грехолюбивый человек умирает, и восстает человек новый, ревнитель добрым делам. «Так и вы», крещенные, «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над нами господствовать» (Рим. 6, 11-14).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Во время поста мы ограничиваем самих себя, мы обуздываем свои желания. Мы, несомненно, воспитываем свою волю, мы становимся сильнее, мы одерживаем над собой победу. А как же можно достичь перемен, если не одерживать над собой победу? Если не сможем в малом – в ограничении пищи, что же говорить о большем? Какие задачи, требующие самоограничения, можно перед собой ставить, если сделать даже самое незначительное оказалось невозможным? Поэтому пост как ограничение себя в пище является очень важным показателем готовности и способности человека к внутреннему, духовному росту. Но и еще что-то очень важное связано с постом. Мы постимся, потому что существует церковный устав. Ограничивая себя, мы накладываем на себя некие узы, некие вериги духовные... Мы делаем это из-за послушания Господу. Это наша маленькая жертва Богу – небольшая, но существенная.

Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных даров — чин, заменяющий собой полную литургию и совершаемый в будние дни Великого поста. Главная особенность этой литургии — отсутствие в ней анафоры. На литургии для Причащения используются ранее освящённые Святые Дары, это дало название чину. Наиболее раннее свидетельство о совершении Преждеосвященной литургии на Православном Востоке — памятник «Пасхальная хроника» (615–616): «В этот год при Сергии, Патриархе Константинопольском, начиная с первой седмицы Великого поста стали после “Да исправится…”, во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакиона в алтарь, петь [следующее]: после священнического возгласа “По дару Христа Твоего” народ сразу начинает: “Ныне силы небесные…”». То есть в начале VII века этот литургический чин был известен и дополнился песнопением, исполняемым поныне. Трулльский собор (691–692) закрепил совершение Литургии Преждеосвященных даров «во все дни поста Святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений и святого дня Благовещения» (правило 52-е).

Теги:
Православный календарь

Все публикации