
Седмица вторая Великого поста
В этот день совершается память:
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Священномученика Феодота, епископа Киринейского (ок. 326). Святителя Арсения, епископа Тверского (1409).
Мученицы Евфалии (257). Мученика Троадия (III). Преподобного Агафона Египетского (V). Мучеников 440 Италийских (579).
День архиерейской хиротонии митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла (1998).
Память митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского). Выпускник Казанской духовной академии (1900). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался на покое в Варшаве (Польша) 15 марта 1960 г.
Престольные праздники:
храм Державной иконы Божией Матери в деревне Орел Лаишевского района РТ
Державная икона Божией Матери
Державной иконы Пресвятой Богородицы является, наверное, одной из самых новых икон. Обретена в начале XX века, в день отречения государя императора Николая II. Евдокии Адриановой, обычной крестьянке, во сне было открыто, что существует образ Богородицы, через который будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Крестьянка слышала такие слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Когда женщина рассказала об этом настоятелю храма, он стал искать эту икону и обнаружил ее в подвале церкви. Когда образ очищали, на большой деревянной доске проступил лик Богородицы, сидящей на царском троне. Когда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу (знаки царской власти), на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия. Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена в 1990 году.
Священное Писание
Может ли один эпизод Священного Писания иметь несколько отличных друг от друга смыслов, которые в то же самое время друг другу не противоречат? Такие случаи встречаются. Яркий пример находим в отрывке из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
35А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
36Симон и бывшие с ним пошли за Ним
37и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.
38Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.
39И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.
40Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.
41Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.
42После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
43И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его
44и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
Отрывок, который только что прозвучал, состоит из двух эпизодов. В первом апостолы находят Иисуса Христа в пустынном месте, куда Он удалился для молитвы. Они сообщают Ему, что Его ищут люди. Речь идёт о жителях Капернаума, где Господь накануне совершил множество чудес. Однако Христос говорит апостолам, что сейчас Он не вернётся в Капернаум. Потому что Его задача проповедовать всем жителям Палестины. И далее мы узнаём, что Спаситель идёт в ближайшие селения и проповедует по всей Галилейской области. Во втором эпизоде мы видим прокажённого, который просит у Господа исцелить его. Спаситель проявляет милость и дарУет этому человеку здравие. Однако предупреждает, чтобы он никому об этом не говорил.
Возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, Господь Сам настаивает на том, что Его слово должно звучать по всей земле. С другой, Он Сам же этому препятствует. Ведь человек, который получил исцеление от смертельной болезни, — это очевидный знак того, что все слова Христа истинны. Толкователи предлагают разные объяснения этого места. Эти объяснения не противоречат друг другу, но раскрывают смысловое богатство Писания во всей его полноте.
С одной стороны, Господь хотел избежать человеческой славы. Он не хотел, чтобы о Нём сложилась репутация чудотворца. Ведь чудо в каком-то смысле обязывает верить тому, кто его совершил. Говоря иначе, оно лишает нас выбора. С ним сложно спорить. А Христу было необходимо свободное расположение сердца слушателей. И Его главным орудием было слово. Причём зачастую слово, сказанное в форме притчи. То есть слово, которое не даёт ответ, а, скорее, ставит вопрос. Оно заставляет задуматься, порассуждать. И принять решение согласно своему внутреннему настроению. Поэтому молва об исцелениях могла быть препятствием служению Христа.
С другой стороны, здесь можно видеть пример скромности в добродетели. Господь действует по тому же принципу, которому учит Своих учеников: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас... Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Наконец, можно это понять и таким образом, что Христос заботится о самом больном. Ведь Господь даёт ему благодать, которая воздействует не только на его тело, но и на его душу. И сейчас на эмоциях он может расплескать эту живительную влагу. Тогда физическое здоровье не принесёт ему никакой пользы. Спаситель призывает прокажённого побыть в тишине, в сосредоточенности и молитве. Чтобы чудесный дар, который он получил, прижился не только в его теле, но и сердце. А потому весьма неслучайно прозвучавший отрывок начинается с рассказа о молитве, которую Христос совершает в уединённом месте. Этим же призывом к внутренней тишине сегодняшнее евангельское чтение и заканчивается.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Церковь призвана провозглашать весть о спасении, проповедовать Христа, распятого и воскресшего, и эта проповедь является задачей исторической по своему характеру. Это означает, что вечные и неизменные религиозные истины должны быть переданы не абстрактному человеку вообще, но конкретному человеку, живущему в определенное время, в определенном обществе. Поэтому проблемы, стоящие перед человеком той или иной эпохи, его нравственный и социальный уровень неизбежно должны учитываться в осуществлении церковной проповеди. И это не будет «приспособлением Церкви к новым условиям» как к чему-то чуждому и навязываемому извне; меняются люди, входящие в историческую Церковь, а значит, меняется и сама Церковь странствующая, и проблемы современности начинают волновать ее изнутри. Но решение этих проблем означает не что иное, как создание Церковью определенного богословского мировоззрения, то есть некоего артикулированного выражения вероучения и критического его осмысления с точки зрения человека данной эпохи. И, несмотря на то что фундаментальные основы религиозного мировоззрения должны оставаться неколебимыми, все же для каждого времени Благовестие о спасении означает уже не совсем то, что оно означало в какую-то другую эпоху.
Молитвословия
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
глас 4
Града Сионска взыскующе,/ под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем,/ и никтоже возможет на ны,/ яко несть град силен, аще не Сущаго Бога,/ и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой ее, именуемой «Державная»
О, Державная Владычице Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря ветренная, нашедшая на страну нашу, в дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог, и в делех сие безбожие показуют.
Благодарим Тя, Заступнице, яко призрела еси с высоты святыя Своея на скорби наша и горе нас, православных, и яко солнце светлое, увеселяеши изнемогшия от печали очеса наша пресладостным зрением Державнаго образа Твоего. О, Преблагословенная Мати Божия, Державная Помощнице, крепкая Заступнице! Благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, припадаем Ти со умилением, с сокрушением сердечным и со слезами, и молим Тя и стеняще вопием Ти: спаси нас, спаси! Помози нам, помози! Потщися: погибаем! Се живот наш аду приближися: се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О, Небесная Царице! Скипетром власти Твоея Божественныя разсей, яко прах, яко дым, нечестивыя козни врагов наших видимых и невидимых, сокруши велеречивыя помышления их и запрети им, и яко Мати всех, на путь правый и богоугодный настави их. Вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей. Поддержи нас слабых, малодушных, немощных и унылых, укрепи, возстави и спаси, яко да под Державою Твоею всегда храними, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Твое, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
***
Тропарь преставления святителя Арсения, епископа Тверского
глас 8
Благочестно пожив во святительстве,/ люди просветил еси учением твоим,/ и о храме Пречистыя вельми подвизався,/ и любитель монахов быв,/ сего ради от Христа паствы твоей венец приял еси./ Темже, яко апостольского престола наместника,/ и святителя великаго чтуще тя, молим чада твоя, блаженне:/ от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими,/ святителю Христов Арсение отче наш.
Кондак святителя Арсения, епископа Тверского
глас 8
Восприемши радостно честныя твоя мощи пречистая церковь,/ в тоже честно вносимы множеством священномонахов и князи благоверными,/ и яже приемши, яко сокровище многоценное./ Темже и мы ныне, твоей ограды словесныя овцы,/ окрест раки твоея предстояще,/ любезно вопием ти:/ не забуди чад твоих, отче,/ ихже мудре собрал и возлюбил еси,/ яко да зовем ти:/ радуйся, святителю Арсение, пастырю и учителю наш.
Кондак святителя Григория
глас 8
Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.
Кондак священномученика Феодота
глас 3
Моря зловерие обличил еси,/ и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси/ и, всесожжение Божественное быв,/ чудодействием орошавши концы,/ отче святителю Феодоте, Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.
Кондак священномученика Феодота
глас 3
Моря зловерие обличил еси,/ и идольскаго безбожия лесть верою правоверия уязвил еси/ и, всесожжение Божественное быв,/ чудодействием орошаеши концы,/ отче святителю Феодоте, Христа Бога моли// даровати нам велию милость.