
Неделя Торжества Православия
В этот день совершается память:
Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.
Преподобного Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160).
Престольные праздники
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь г. Казани (К)
Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (К)
Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила её в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. От великой святыни стали происходить многочисленные чудеса. Иннокентий хранил честную главу с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь возможного поругания святыни от неверных, он снова скрыл её в том самом месте, где обрёл.
Евангелие дня
Что необходимо делать для того, чтобы наша вера в Бога была православна и наши представления о Господе оставались истинными и неискажёнными? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й главы Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
43На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Существует древнее предание, которое говорит о том, что, сидя под смоковницей, Нафанаил просил Бога о пришествии Мессии. Подобные просьбы были распространены среди благочестивых иудеев того времени. Ведь все они с надеждой ждали, когда исполнятся древние пророчества и Господь пошлёт Своему народу Спасителя, Которого обещал. Вероятно, Нафанаил в ответ на свои молитвы получил от Бога поддержку и утешение. Незримым образом Господь явился ему и успокоил его сердце.
Поэтому так живо и реагирует он на слова Христа «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил узнаёт в странствующем проповеднике Иисусе из Назарета, Того, Кто незримо беседовал с ним во время молитвы. Теперь же его Таинственный Собеседник стоит перед ним во плоти. Поэтому и такая резкая перемена в настроении Нафанаила, и он без всяких сомнений произносит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». С тех пор он ходит за Спасителем всё время, а после смерти и воскресения Христа становится одним из столпов Православной Церкви.
И вот на что следует обратить внимание. Когда Филипп рассказывает Нафанаилу об Иисусе из Назарета, он скептически произносит: «из Назарета может ли быть что доброе»? Нафанаил преисполнен сомнений. В те времена Назарет пользовался дурной репутацией. Да и Спаситель, по верованиям иудеев и согласно тексту Писания, должен был прийти из Вифлеема. Однако, Нафанаил не отмахивается от этой новости. Доверившись своему товарищу, он делает над собой усилие и идёт. И его труд, и доверие окупается сторицей.
Какой же важный урок для нас! По самой своей природе каждый человек — образ Божий. А потому каждый из нас в силу своего рождения имеет духовную интуицию. Каждый из нас предчувствует Творца. Более того, даже закоренелые преступники могут верить в Него, молиться Ему и в свою меру получать утешение. Однако при этом их жизнь не меняется. Поэтому важно понимать, что этот канал связи с Богом — не единственный. Если мы не будем прислушиваться к опыту других людей, который отображён в Евангелии, а также в трудах отцов Православной Церкви, если не будем понуждать себя действовать в своей жизни по тому образцу, который предложили они, мы никогда не вырастем духовно. Мы будем топтаться на месте. Бог так и останется для нас далёким и незримым. Со временем Его образ померкнет, смешается в нашем представлении с нашими собственными иллюзиями, мечтами и фантазиями. Он исказится. А потому, если мы хотим, чтобы наша вера была по-настоящему православна, нам остро необходима деятельная жизнь согласно Евангелию. Исполнение заповедей Божиих на ежедневной основе. Тогда и образ Спасителя будет гореть в нашем сердце ярко, будто мы видим Его перед своими глазами.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда проходит день и человек вечером отходит ко сну, хорошо бы, помолившись, вспомнить всё, и не только прокрутить еще раз в своем сознании все события минувшего дня, но и обратить внимание на то, что было сделано хорошо и что было сделано плохо, неверно, противно Богу. В каком состоянии мое сердце? С легкой ли совестью я завершаю минувший день, или какие-то моменты угрызают мою совесть, мысли нехорошие приходят в голову? Такая личная исповедь человека перед самим собой, которую, вообще-то, полагается приносить каждый вечер, подводя итог дня, очень помогает нравственно и духовно совершенствоваться. Если мы держим под контролем наше сознание, состояние нашего сердца, если мы отдаем отчет в том, что с нами происходит, куда мы идем — поднимаемся вверх или катимся вниз, — то это и есть непременное условие того, чтобы идти по пути спасения.
Молитвословия
Тропарь Предтечи, глас 4:
От земли возсиявши, Предтечева глава/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род// единогласную возсылати славу Христу Богу.
Кондак Предтечи, глас 2:
Пророче Божий и Предтече благодати,/ главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/ исцеления всегда приемлем,/ ибо паки, якоже прежде,// в мире проповедуеши покаяние.
Величание Предтечи:
Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// обретение.
Молитва Иоанну Предтечи
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился есй коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.