
Первая седмица Великого поста
В этот день совершается память:
Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998).
Преподобного Поликарпа Брянского (1620—1621). Преподобного Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобного Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430).
Священномученика Павла Кушникова пресвитера (1918); священномучеников Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мученика Сергия Бородавкина (1938).
Память епископа Рижского и Митавского Филарета (Филаретова). Инспектор и преподаватель Казанской духовной академии (1858-1859). Скончался в Риге 23 февраля 1882 г.
Престольные праздники
Храм-часовня блж. Матроны Московской Михаило-Архангельского прихода пос. Аметьево г. Казани (К)
Больничный храм-часовня блж. Матроны Московской при ДРКБ г. Казани (К)
Молитвенный дом блж. Матроны Московской ст. Калейкино Альметьевского района (А)
Молитвенная комната блж. Матроны Московской при Доме-интернате для престарелых и инвалидов с. Тлянче Тамак Тукаевского района (Н)
Домовый храм блж. Матроны Московской при Казанско-Богородицком храме с. Ульяновка Черемшанского района (Ч)
Священномученик Поликарп Смирнский
Священномученик Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова, участвовавший вместе с апостолами в их путешествиях, в 110 году был поставлен епископом Смирны. Он написал несколько посланий к пастве, его «Послание к Филиппийцам» дошло до нашего времени. Он был другом святого Игнатия Богоносца, адресовавшего ему одно из посланий, и учителем святителя Иринея Лионского. После смерти апостола Иоанна священномученик Поликарп возглавил Малоазийскую Церковь. В 156 году, во время гонений на христиан императора Марка Аврелия, язычники потребовали смерти «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии» и хотели сжечь на костре 86-летнего епископа, но пламя не тронуло его, и он был убит мечом. Страдания и смерть святого были подробно описаны в «Окружном послании Смирнской Церкви к другим Церквам».
Обретение мощей блаженной Матроны Московской
В Москве на Даниловском кладбище 8 марта 1998 года были обретены мощи блаженной старицы Матроны Московской, почитаемой русским народом по причине множества чудес, происшедших по молитвам к ней. После заупокойной литии гроб с её честными останками был перенесён в Свято-Данилов монастырь и поставлен в храме Преподобного Симеона Столпника. В дни Великого поста братия монастыря служила панихиды о упокоении блаженной. 30 апреля, в Светлый Четверг, с пением пасхального тропаря мощи перенесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 1 мая, накануне 46-летия преставления блаженной, после Божественной Литургии и панихиды, гроб с честными останками старицы был перенесён в Покровский ставропигиальный женский монастырь, где его с колокольным звоном встречали игумения Феофания с сёстрами обители.
Преподобный Александр монах, начальник обители «Неусыпающих»
Преподобный Александр Константинопольский — первый игумен монастыря акимитов, обители «Неусыпающих». Название связано с организацией жизни в этой монашеской общине: монахи были разделены на три смены, что обеспечивало непрерывность совершения служб в обители — в течение дня и ночи. Александр происходил из Константинополя и по завершении военной службы принял монашество. Несколько лет подвизаясь в пустыне на Евфрате, он основал первую обитель «Неусыпающих» — в обители круглосуточно совершалось пение Псалтири. В 420 году преподобный Александр вернулся из Сирии в Константинополь и здесь создал новую обитель акимитов. Из-за зависти столичных клириков насельники перебрались в город Гомон на азиатском берегу Босфора. В 465 году те акимиты, что вернулись в столицу, положили начало Студийскому монастырю.
Евангелие дня
В чём состоит смысл поста, как духовной практики? Только ли в отказе от определённых видов пищи или от пищи вообще? Как кажется, нет. Тогда зачем нужно поститься? Ответ мы найдём в отрывке из 2-й и 3-й глав Евангелия от Марка, что читается сегодня утром во время литургии.
Глава 2.
23И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.
24И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?
25Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?
26как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?
27И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы;
28посему Сын Человеческий есть господин и субботы.
Глава 3.
01И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.
02И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.
03Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.
04А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.
05И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.
На учеников Спасителя нападают иудейские старейшины и знатоки закона. Им очень не понравилось, что проголодавшиеся во время путешествия апостолы стали в субботний день срывать колосья на пшеничном поле и есть зёрна. Оппоненты Спасителя увидели в данном поступке нарушение заповеди Божией и оскорбление традиции соблюдения шаббата. Конечно же, критика законников была направлена, в первую очередь, на Христа. Но обвинить Спасителя напрямую Его противники боялись. Ведь в то время народ ещё был за Господа Иисуса. Поэтому было принято решение поступить хитрее и начать подрывать авторитет Сына Божьего при помощи критики Его ближайших учеников.
Спаситель, как всегда, при ответе на претензии фарисеев выводит дискуссию на новый смысловой уровень. И мы видим, насколько наивным и даже примитивным оказывается восприятие закона Божьего у горделивых вождей Израиля. Христос напоминает критикам об известном историческом эпизоде, когда царь и пророк Давид в нарушение всех обычаев вместе с воинами ел богослужебные хлебы, предназначенные только для священников. Так Давид показал, что для него здоровье близких ему людей важнее религиозных условностей.
На примере поведения святого царя Господь показывает, что содержание важнее формы. Как мы можем данное понимание применить в отношении поста? Православное христианство, хотя и выделяет в человеке телесную и духовную составляющие, тем не менее понимает человека как целостное существо. Духовное влияет на материальное, а материальное (даже в таких простых проявлениях, как пища) — на духовное. При этом наша Церковь никогда не делила и не делит еду на святую и грешную. Ограничивая себя в качестве и количестве пищи в пост, питаясь просто, мало и дешево, мы можем сэкономить на себе некоторую сумму денег, которая накануне Пасхи пойдёт на благотворительность. Чтобы праздник был не только у нас, но и у тех, кто оказался материально обделён в этой непростой жизни. Поэтому дорогие деликатесы по определению постными быть не могут.
И всё же. При всей своей важности пост является всего лишь инструментом. Проверенным, действенным, но всё-таки средством для достижения более глубокой и для многих, к сожалению, неочевидной цели. Состоит она в преодолении эгоистичного одиночества. Пост учит нас деятельной любви, призывает чуть меньше думать о себе и чуть больше о ближнем. С помощью поста наше сердце раскрывается для Бога и людей, мы опытно проверяем, когда наступит тот момент, когда наше избалованное и зацикленное на себе «я» запричитает и потребует пощады. Не потому, что ему больно. А потому что ему стыдно: за несовершенство, постоянную ложь самому себе, за загнанные под ковёр памяти допущенные ошибки.
Пост — время суда человека над самим собой. И вот почему нам так хочется поскорее спрятаться за ширмой самодовольной религиозности, обратиться к Богу: «Господи, смотри — я ведь хороший и ем только постных омаров». Но пророк Исайя ещё много веков назад от лица Бога писал тем, кто совершает аскетический подвиг не ради любви и не ради искреннего покаяния: «Пост и праздность, и новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя». Чего же хочет Господь? Ответ мы найдём в книге Притчей Соломона, читаемой в дни Великого поста: «Сын мой! отдай сердце твоё мне, и глаза твои да наблюдают пути мои». Не будем же играть с Богом в странные и лукавые пищевые игры. Но постараемся стать похожими на нашего Творца в Его милосердии и благости, мудрости и светлом терпении. Или как пишет святитель Иоанн Златоуст: «Кто постится искренно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется ангелам».
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Суд Божий совершается над родом человеческим и над каждым из нас постоянно. Но что же тогда есть Второе Пришествие и Великий и Страшный суд? — Страшный суд есть окончательное явление Божией правды и низложение всякой неправды. Как мы ожидаем справедливого человеческого суда, как, обращаясь к людям за третейским судом, ждем от них правды, так же мы должны не бояться, а ждать Великого и последнего суда Божия, в котором и будет явлена правда и подлинность бытия, а все призрачное, неверное, сомнительное, соблазнительное — все, что от диавола, — будет низложено и уничтожено. Поэтому мысль о таком Суде не должна приводить нас в животный трепет, — она должна усиливать в нас страх Божий, то есть желание и стремление творить добро и правду — и в личной жизни, и в семейной, и в общественной.
Образы ада
Представим себе горького пропойцу в состоянии похмелья, посаженного с заботливой любовью впереди всех в первом ряду партера на праздничном концерте филармонического оркестра. Что он будет чувствовать? Муки! Или представим человека в грязной одежде на званом приёме. Есть и такой явственный образ: мы соврали, а нас уличили (с искренней любовью) — из-за мук совести хочется убежать, хотя естественной была бы благодарность.
Подобные иллюстрации в какой-то мере могут служить образами адовых мук, где человек испытывает действие неуврачеванных при земной жизни нравственных болезней и муки совести за совершенные грехи, и стыд. В способности (или неспособности) души воспринимать Божественную благодать заключается суть и адских страданий, и райского блаженства...
Можно рассматривать состояние человека в аду как противоположность райскому блаженству. Если Бог — источник блаженства, то вне Его — неудовлетворённость; радость — тоска; святость — муки совести и неудовлетворённые страсти. И всё это усиливается ведением о блаженном состоянии праведников.
Молитвословия
Тропарь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Поликарпа
глас 1
Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.
глас 2
Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.
Кондак блаженной Матроны
глас 7
К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.
Молитва вторая праведной старице Матроне Московской
О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавая, да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигде не обретающих утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявольского страстно воюющего, помоги донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помоги нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляя милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимаго: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь