Церковный календарь

7 марта. Суббота первой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 марта. Суббота первой седмицы Великого поста

1-я седмица Великого поста
День постный. 23 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998).

Преподобного Поликарпа Брянского (1620–1621). Преподобного Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобного Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430).

Священномученика Павла Кушникова пресвитера (1918); священномучеников Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мученика Сергия Бородавкина (1938).

Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Священномученик Поликарп Смирнский

Священномученик Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова, участвовавший вместе с апостолами в их путешествиях, в 110 году был поставлен епископом Смирны. Он написал несколько посланий к пастве, его «Послание к Филиппийцам» дошло до нашего времени. Он был другом святого Игнатия Богоносца, адресовавшего ему одно из посланий, и учителем святителя Иринея Лионского. После смерти апостола Иоанна священномученик Поликарп возглавил Малоазийскую Церковь. В 156 году, во время гонений на христиан императора Марка Аврелия, язычники потребовали смерти «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии» и хотели сжечь на костре 86-летнего епископа, но пламя не тронуло его, и он был убит мечом. Страдания и смерть святого были подробно описаны в «Окружном послании Смирнской Церкви к другим Церквам».

Обретение мощей блаженной Матроны Московской

В Москве на Даниловском кладбище 8 марта 1998 года были обретены мощи блаженной старицы Матроны Московской, почитаемой русским народом по причине множества чудес, происшедших по молитвам к ней. После заупокойной литии гроб с её честными останками был перенесён в Свято-Данилов монастырь и поставлен в храме Преподобного Симеона Столпника. В дни Великого поста братия монастыря служила панихиды о упокоении блаженной. 30 апреля, в Светлый Четверг, с пением пасхального тропаря мощи перенесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 1 мая, накануне 46-летия преставления блаженной, после Божественной Литургии и панихиды, гроб с честными останками старицы был перенесён в Покровский ставропигиальный женский монастырь, где его с колокольным звоном встречали игумения Феофания с сёстрами обители.

Преподобный Александр монах, начальник обители «Неусыпающих»

Преподобный Александр Константинопольский — первый игумен монастыря акимитов, обители «Неусыпающих». Название связано с организацией жизни в этой монашеской общине: монахи были разделены на три смены, что обеспечивало непрерывность совершения служб в обители — в течение дня и ночи. Александр происходил из Константинополя и по завершении военной службы принял монашество. Несколько лет подвизаясь в пустыне на Евфрате, он основал первую обитель «Неусыпающих» — в обители круглосуточно совершалось пение Псалтири. В 420 году преподобный Александр вернулся из Сирии в Константинополь и здесь создал новую обитель акимитов. Из-за зависти столичных клириков насельники перебрались в город Гомон на азиатском берегу Босфора. В 465 году те акимиты, что вернулись в столицу, положили начало Студийскому монастырю.

Священное Писание

Евр., 303 зач., I, 1-12

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

 Мк., 10 зач., II, 23 — III, 5

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? 25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Глава 3.

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 1, 1-12; Мк. 2, 23-3, 5

Приступили к чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на небе! Нет города, ни села, ни дома, где не было бы причастников. На всем пространстве России, по всему югу и востоку — сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной, и приискренне соединились с Господом! Обновилось тело Господне — тело Церкви, и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились ангелы Первородному, когда введен Он был во вселенную в силе Своей: ныне же поклонились Ему потому, что вселепная вводится опять к Нему Самому. Поклонились и воспели: «Престол Твой. Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего; Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие» (Пс. 44. 7-8).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Блаженная жила в стороне от общего потока жизни, она была мало известна широкой публике, но люди церковные знали Матрону не просто как страдалицу, но как человека огромной веры, несокрушимой духовной силы, которую чувствовали сердцем, и шли к ней — к болящей, к обездвиженной, ничего не видевшей от рождения. Шли, чтобы испросить совета, почерпнуть мудрости, источником которой была мудрость Божественная, получить силу, которая, конечно, была не силой человеческой. Так Господь пребывает в праведниках Своих — вне зависимости от того, сильный праведник или слабый, известный или неизвестный, могущественный или совершенно лишенный всякой власти.

О Таинстве Причащения

Таинство Причащения — таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом.

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54). Таинство Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 58). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58).

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы.

Молитвословия

Тропарь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Кондак священномученика Поликарпа

глас 1

Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.

Тропарь блаженной Матроны

глас 2

Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.

Кондак блаженной Матроны

глас 7

К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.

Молитва вторая праведной старице Матроне Московской

О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавая, да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигде не обретающих утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявольского страстно воюющего, помоги донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помоги нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляя милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимаго: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь

Теги:
Священномученик Поликарп Смирнский
блаженная Матрона Московская
православный календарь

Все публикации