Седмица мясопустная
В этот день совершается память:
Священномученика Поликарпа, епископа Смирнского (167). Обретение мощей блаженной Матроны Московской (1998).
Преподобного Поликарпа Брянского (1620—1621). Преподобного Зиновия Мажуги, митрополита Тетрицкаройского, в схиме Серафима (1985). Преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого и Дамиана, пустынников Сирийских (V). Преподобного Александра монаха, начальника обители «Неусыпающих» (ок. 430).
Священномученика Павла Кушникова пресвитера (1918); священномучеников Алексия Никольского, Николая Дмитрова, Михаила Ражкина пресвитеров и мученика Сергия Бородавкина (1938).
Священномученик Поликарп Смирнский
Священномученик Поликарп Смирнский, ученик Иоанна Богослова, участвовавший вместе с апостолами в их путешествиях, в 110 году был поставлен епископом Смирны. Он написал несколько посланий к пастве, его «Послание к Филиппийцам» дошло до нашего времени. Он был другом святого Игнатия Богоносца, адресовавшего ему одно из посланий, и учителем святителя Иринея Лионского. После смерти апостола Иоанна священномученик Поликарп возглавил Малоазийскую Церковь. В 156 году, во время гонений на христиан императора Марка Аврелия, язычники потребовали смерти «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии» и хотели сжечь на костре 86-летнего епископа, но пламя не тронуло его, и он был убит мечом. Страдания и смерть святого были подробно описаны в «Окружном послании Смирнской Церкви к другим Церквам».
Обретение мощей блаженной Матроны Московской
В Москве на Даниловском кладбище 8 марта 1998 года были обретены мощи блаженной старицы Матроны Московской, почитаемой русским народом по причине множества чудес, происшедших по молитвам к ней. После заупокойной литии гроб с её честными останками был перенесён в Свято-Данилов монастырь и поставлен в храме Преподобного Симеона Столпника. В дни Великого поста братия монастыря служила панихиды о упокоении блаженной. 30 апреля, в Светлый Четверг, с пением пасхального тропаря мощи перенесли в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 1 мая, накануне 46-летия преставления блаженной, после Божественной Литургии и панихиды, гроб с честными останками старицы был перенесён в Покровский ставропигиальный женский монастырь, где его с колокольным звоном встречали игумения Феофания с сёстрами обители.
Преподобный Александр монах, начальник обители «Неусыпающих»
Преподобный Александр Константинопольский — первый игумен монастыря акимитов, обители «Неусыпающих». Название связано с организацией жизни в этой монашеской общине: монахи были разделены на три смены, что обеспечивало непрерывность совершения служб в обители — в течение дня и ночи. Александр происходил из Константинополя и по завершении военной службы принял монашество. Несколько лет подвизаясь в пустыне на Евфрате, он основал первую обитель «Неусыпающих» — в обители круглосуточно совершалось пение Псалтири. В 420 году преподобный Александр вернулся из Сирии в Константинополь и здесь создал новую обитель акимитов. Из-за зависти столичных клириков насельники перебрались в город Гомон на азиатском берегу Босфора. В 465 году те акимиты, что вернулись в столицу, положили начало Студийскому монастырю.
Евангелие дня
Как перестать бояться, стать смелым и решительным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 15.
01Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
02Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
03И первосвященники обвиняли Его во многом.
04Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
05Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
06На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
07Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
08И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
09Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
12Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13Они опять закричали: распни Его.
14Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Понтий Пилат — наместник Рима в Иерусалиме. Он солдат. Человек, который привык к железной дисциплине. Он беспрекословно подчиняется приказам и требует того же от подчинённых. Пилат — человек, который не терпит возражений. Человек жёсткий, властный. У него в руках реальная сила. Однако посмотрите, как он себя ведёт.
Евангелие говорит, что Пилат знает о заговоре против Иисуса. Он видит, что иудеи клевещут на Спасителя и предали Его из зависти. Он проникается глубоким уважением ко Христу. А потому даже предпринимает попытки помочь Ему. Прибегает к древнему обычаю миловать одного узника, да и просто увещевает народ, прямо говорит, что Этот Человек не сделал никакого зла. Однако в итоге он принимает решение уступить иудеям и предать Господа на смерть.
Евангелист прямо указывает на мотив Пилата: «желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Пилат угодничает. Он заискивает перед иудеями. Зачем это было нужно такому высокому начальнику? Ответ прост — страх. Пилат боится, что если не уступит, то сотрудничество с религиозными лидерами евреев прекратится. Начнётся восстание. Император будет недоволен. В итоге Пилат может оказаться в опале и потерять всё. «Разве стоит моей жизни Этот Человек. Пусть Он вызывает сочувствие и уважение, но я не готов на такую жертву». Так рассуждает Пилат. Мысли перевешивают слабый голос сердце. Господь идёт на крест.
Когда нам встречаются угодливые люди, зачастую они вызывают неприязнь и раздражение. Весьма неприятно, когда кто-то чрезмерно суетится, болтает без умолку и прямо-таки кричит всем своим поведением: «как же я хочу вам нравиться». Да и мы сами, когда впадаем в такое состояние, бываем после очень собой недовольны. Поэтому мы стараемся так себя не вести. Однако угодничество — частое явление нашей жизни. Просто зачастую, как Пилат, мы стараемся не потерять лицо перед собой и перед окружающими. Ведь я становлюсь угодником не тогда, когда видимым образом выворачиваюсь наизнанку перед человеком. Не тогда, когда прыгаю вокруг него, как шакал Табаки вокруг тигра Шархана. Я становлюсь угодником тогда, когда из-за страха потерять своё, иду наперекор совести. Когда слушаю лишь голоса в своей голове, однако не прислушиваюсь к воздыханиям своего сердца. Я не умею распознавать голос Бога в нём. Я отмахиваюсь от него, как от незначительного и слабого. А потому и иду на поводу у людей. При этом я вполне могу создавать иллюзию самостоятельности и независимости.
Участь Пилата была печальна. Понравиться всем он так и не смог. Император отправил его в изгнание. Там Пилат и умер. И остался в нашей памяти как человек, ставший жертвой обстоятельств. И как напоминание о том, что стремиться угодить мы должны лишь одному Богу. Для этого важно вести духовную жизнь. Следовать во всём Евангелию Христову. Чтобы голос сердца звучал громче. Чтобы Бог сиял в нём ярче. Чтобы Его благодать наполняла нас смелостью, мужеством и отвагой. Ведь где Бог, там нет места никакому страху.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Суд Божий совершается над родом человеческим и над каждым из нас постоянно. Но что же тогда есть Второе Пришествие и Великий и Страшный суд? — Страшный суд есть окончательное явление Божией правды и низложение всякой неправды. Как мы ожидаем справедливого человеческого суда, как, обращаясь к людям за третейским судом, ждем от них правды, так же мы должны не бояться, а ждать Великого и последнего суда Божия, в котором и будет явлена правда и подлинность бытия, а все призрачное, неверное, сомнительное, соблазнительное — все, что от диавола, — будет низложено и уничтожено. Поэтому мысль о таком Суде не должна приводить нас в животный трепет, — она должна усиливать в нас страх Божий, то есть желание и стремление творить добро и правду — и в личной жизни, и в семейной, и в общественной.
Образы ада
Представим себе горького пропойцу в состоянии похмелья, посаженного с заботливой любовью впереди всех в первом ряду партера на праздничном концерте филармонического оркестра. Что он будет чувствовать? Муки! Или представим человека в грязной одежде на званом приёме. Есть и такой явственный образ: мы соврали, а нас уличили (с искренней любовью) — из-за мук совести хочется убежать, хотя естественной была бы благодарность.
Подобные иллюстрации в какой-то мере могут служить образами адовых мук, где человек испытывает действие неуврачеванных при земной жизни нравственных болезней и муки совести за совершенные грехи, и стыд. В способности (или неспособности) души воспринимать Божественную благодать заключается суть и адских страданий, и райского блаженства...
Можно рассматривать состояние человека в аду как противоположность райскому блаженству. Если Бог — источник блаженства, то вне Его — неудовлетворённость; радость — тоска; святость — муки совести и неудовлетворённые страсти. И всё это усиливается ведением о блаженном состоянии праведников.
Молитвословия
Тропарь священномученика Поликарпа, епископа Смирнского
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.
Кондак священномученика Поликарпа
глас 1
Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.
глас 2
Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/ земли Тульския процветение/ и града Москвы преславное украшение,/ восхвалим днесь, вернии./ Сия бо, света дневнаго не познавши,/ светом Христовым просветися/ и даром прозрения и исцеления обогатися./ Пресельница же и странница на земли бывши,/ ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит// и молится о душах наших.
Кондак блаженной Матроны
глас 7
К служению Христову/ от чрева матерня предызбранная,/ праведная Матроно,/ стезею скорбей и печалей шествующи,/ твердую веру и благочестие явивши,/ Богу угодила еси./ Темже, почитающе память твою, молим тя:/ помози и нам в любви Божии пребывати,// старице блаженная.
Молитва вторая праведной старице Матроне Московской
О, блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся к тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавая, да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетном мире сем и нигде не обретающих утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных, исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства дьявольского страстно воюющего, помоги донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потерять в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним, дабы помоги нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небесного со всеми угодившими Богу, прославляя милосердие и благость Отца Небесного, в Троице славимаго: Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь