Церковный календарь

5 марта. Память преподобного Льва, епископа Катанского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 марта. Память преподобного Льва, епископа Катанского

Седмица Сырная (Масленица). Сплошная.
Скоромная пища без мяса. Поста нет. 20 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Льва, епископа Катанского (ок. 780). Преподобномучеников Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578).

Благоверного князя Ярослава Мудрого (1054). Преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1570). Священномученика Садока, епископа Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342–344). Преподобного Агафона, папы Римского (682).

Священномученика Николая Розова пресвитера (1938).

Преподобный Лев, епископ Катанский 

Святитель Лев был епископом в городе Катания на Сицилии. Однажды в то время, когда святитель совершал Божественную литургию, в храм вошёл колдун Илиодор, бывший прежде христианином, но затем отрёкшийся от Спасителя. Он стал тайно совершать волхвования и достиг того, что христиане стали топать ногами в церкви, как лошади, и рычать, подобно зверям. Илиодор обрадовался успехам своего колдовства и захотел заставить епископа прекратить службу и начать скакать и плясать. Тогда святитель Лев, помолившись перед престолом, вышел из алтаря и, обвязав шею волхва своим омофором, вывел его из храма на площадь. Там он приказал развести костёр и вместе с Илиодором, сознавшимся во всех своих злодеяниях, вошёл в огонь и стоял, пока тот не сгорел. После этого святой Лев, вернувшись в храм, завершил литургию.

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

О мученической кончине преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря, повествует древняя рукопись Троице-Сергиевой Лавры и другие источники. 20 февраля 1570 года преподобный Корнилий вышел с крестом навстречу прибывшему в монастырь царю Иоанну Грозному. Царь, разгневанный ложным наветом на святого игумена и подозревая его в связи с опальным князем Андреем Курбским, отсёк ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело, на руках понёс в монастырь. Обагрённая кровью мученика дорожка, по которой царь нёс его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путём». Раскаявшись, царь пожертвовал монастырю множество драгоценных вкладов, в том числе массивную золотую цепь из своих собственных вещей, вписал имя преподобномученика Корнилия в свой синодик, но память о содеянном преследовала его всю жизнь. Тело святого было положено в стене «Богом зданной пещеры», где нетленно пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Маркелл перенёс мощи мученика в Успенский храм.

Благоверный князь Ярослав Мудрый

Святой князь Ярослав Мудрый родился в 978 году и был сыном святого равноапостольного князя Владимира. Главным делом всей жизни князя Ярослава было обустройство русской земли. При нем были основаны многие города, введен первый на Руси свод законов — «Русская правда». При Ярославе Мудром возникли первые русские монастыри, и тогда, и сегодня являющиеся оплотом веры. Был издан Церковный устав, регламентирующий деятельность Церкви и ее взаимоотношения с государством, и был избран первый русский митрополит — святитель Иларион. В годы его правления на церковнославянский и древнерусский языки было переведено много книг, главным образом богослужебных. Скончался святой князь в 1054 году и погребен в Софийском соборе.

О Сырной седмице

Последняя подготовительная к Великому посту седмица — сырная (в просторечии её называют масляной, или Масленицей), так как на этой неделе из скоромного устав дозволяет лишь молочную (сырную) пищу и рыбу. По сути, с понедельника Сырной седмицы уже начинается пост — это «предпразднство воздержания»: устав не разрешает вкушение мяса, а в среду и пятницу на Сырной седмице дозволено вкушение пищи только один раз в день — вечером. Таким образом, Сырная седмица является подготовкой к посту, изменением порядка жизни в сторону большего воздержания. Пост проявляется и в главной составляющей церковной жизни — совершении Божественной литургии: на Сырной седмице по средам и пятницам литургия не совершается, за исключением случая, когда на эти дни приходится праздник Сретения.

Синаксарь субботы Сырной седмицы («Память преподобных отцев, в подвиге просиявших») не только поясняет цель совершения памяти преподобных в канун Великого поста, но и приводит историю появления в церковном календаре самой Сырной седмицы: «О сырной же некоторые говорят, что её установил император Ираклий, а раньше она была мясоястной, ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую [седмицу], по уставу среднюю между мясоедом и постом, что и исполнил».

Богослужебный устав Сырной седмицы отличен от других недель церковного года: здесь в единственный раз Триодь, Минея и Октоих соединяются в полном объёме; можно сказать, что эти три богослужебные книги здесь равноправны (Великим постом, то есть в период пения Триоди, она будет главенствовать). Среда и пятница Сырной седмицы совершаются по великопостному чину, но с уставной пометкой, что тексты читаются быстро («поскору»), то есть службы не отличаются великопостной размеренностью и продолжительностью.

Священное Писание

Рим., 115 зач., XIV, 19-26

19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

20 Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что́ избирает.

23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

Мф., 16 зач., VI, 1-13

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 5, 22-6, 2

"Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями". Ныне превратился этот порядок: распинают плоть, но не со страстьми и похотьми, а страстями и похотями. Сколько мучат ныне тело обжорством, пьянством, блудными делами, плясками и гуляньями! Самый бессердечный хозяин не мучит так свое ленивое животное. Если бы дать плоти нашей свободу и смысл, то первый голос ее был бы против госпожи своей - души, что она незаконно вмешалась в ее дела, внесла в нее страсти ей чуждые и, исполняя их в ней, мучит ее. В сущности потребности тела нашего просты и бесстрастны. Посмотрите на животных: не объедаются, лишнего не спят, удовлетворив плотской потребности в свое время, за тем целый год остаются спокойны. Это лишь душа, забыв свои лучшие стремления, настроила себе из простых потребностей тела множество противоестественных стремлений, ставших, по безмерности своей, противоестественными и телу. Всячески, однако, чтобы отсечь от души привитые ею к себе страсти плотские, необходимо распинать плоть, только совсем в противоположном смысле, то есть не давая ей вдоволь и потребного или удовлетворяя ее потребности несравненно в меньшей мере, чем сколько требует ее природа.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Особенно мы должны бодрствовать во время Великого поста, который и дается нам для того, чтобы мы оценили свое духовное состояние, подумали о том, кто мы, в каком мы состоянии, куда направляем свой путь, что мы делаем и что мы можем сделать. Если мы задаем себе такие вопросы, то они должны приводить к конкретным действиям, к желанию исправить свой жизненный путь. А если человек исправляет свой жизненный путь, то он в первую очередь контролирует самого себя. Тогда никакой праздности быть не может, потому что человек, заботящийся о своем умственном, нравственном, духовном развитии, будет непременно использовать любую возможность для того, чтобы обеспечивать это развитие.

Молитвословия

Тропарь преподобного Льва, епископа Катанского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя,/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Льве,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Льва

глас 8

Якоже светильника превелика, Церковь имать, всеблаженне,/ тебе, паче солнца сияюща,/ юже твоими молитвами сохрани, блаженне,/ непобедиму, и непоколебиму от ереси всякия, и нескверну,// яко приснопамятный.

Тропарь преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Блага Небесная ради дел твоих стяжавый,/ благости тезоимените, Агафоне,/ моли Благаго Господа, молим тя тепле,/ яко да не лишит нас вечных благ Своих.

Кондак преподобного Агафона Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Ведый известно, яко снедию род человечь испаде из рая,/ постом же паки вниде в онь,/ постное избрал еси себе житие,/ в немже крепце подвизался, блаженне Агафоне,/ и бесовская шатания тем низлагая,/ приял еси целебныя дары от Христа Бога,/ Емуже присно молися о душах наших.

Теги:
Преподобный Лев Катанский
Благоверный князь Ярослав Мудрый
православный календарь

Все публикации