13 февраля. Седмица 36-я по Пятидесятнице
Поста нет. 31 января по ст. ст.
В этот день совершается память:
Бессребреников мучеников Кира и Иоанна и с ними мучениц Афанасии и дщерей ее Феодотии, Феоктисты и Евдоксии (311). Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1108).
Мучеников Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиона и Папия (251). Мученицы Трифены Кизической.
В чинопоследовании соборования не раз упоминаются святые Кир и Иоанн как ходатаи об исцелении людей. Святой Кир был врачом в Александрии. Исцеляя телесные и духовные недуги, он многих привёл ко Христу. Другие врачи завидовали славе святого Кира и донесли правителю, что он отвращает людей от почитания богов. Узнав о грядущем аресте, Кир удалился в Аравийскую пустыню и поселился в небольшом селении, где жил как инок. Во время гонения при императоре Диоклетиане (284—305) укрытие Кира нашёл воин-христианин Иоанн. Они подвизались вместе, пока не услышали, что в городе Канопа подвергли пыткам трёх девушек — Феоктисту, Феодотию и Евдоксию, которым было 11—15 лет, и их мать Афанасию. Святые Кир и Иоанн пошли, чтобы поддержать их в подвиге, при этом сами были арестованы и вместе с ними убиты (311 год).
Святитель Никита Новгородский в день обретения его нетленных мощей явил свою чудесную силу и помощь русским войскам, осаждавшим ливонский город Ругодив (Нарву). Многие ливонцы видели тогда объезжавшего на коне русские полки безбородого мужа в святительских ризах, с жезлом и крестом, как изображают на иконах святителя Никиту. В это же время в Нарве немец пивовар бросил в огонь, разведённый под котлом, две иконы, похищенные из Ивангорода. На одной из них была изображена Богоматерь с Младенцем, а на другой — Николай Чудотворец и мученики Власий, Косма и Дамиан. Внезапно поднялся сильный ветер, и пламя, вырвавшись из-под котла, охватило весь город. Сгорели не только дома, но и стены, и ворота. Русские войска, воспользовавшись смятением немцев, быстро переправились через реку и овладели Нарвой без приступа и стенобитных орудий. Иконы, брошенные в огонь лютеранином, были найдены невредимыми на месте пивоварения. Так, по молитвам святителя Никиты, Бог увенчал победою русских в войне с ливонцами.
1 Ин., 71 зач., II, 18 — III, 10
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то́ открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то́, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас.
27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то́, что всякий, делающий правду, рожден от Него.
Глава 3
1 Смотри́те, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаю́тся так: || всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Мк., 49 зач., XI, 1-11
1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите.
3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.
4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его.
5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка?
6 Они отвечали им, ка́к повелел Иисус; и те отпустили их.
7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
1 Ин. 2, 18-3, 10
Вчера притча о блудном приглашала нас возвратиться от беспутства на добрый путь. Ныне Св. Апостол Иоанн воодушевляет нас к тому, удостоверяя, что если сделаем это, то, когда явится Господь, будем подобны Ему. Что может сравниться с таким достоинством?! Предполагаю, что слыша это, ты порываешься желанием и себе достигнуть его. Доброе и больше всего благопотребное дело! Не отлагай же взяться и за то, через что это достигается. Читай далее: "всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, так как Он чист". Есть ли что у тебя подлежащее очищению? Конечно, найдется не малое нечто. Спеши же: ибо туда, где Господь, ничто не войдет нечистое. Но и не ужасайся трудности дела. Сам же Господь и помощник тебе будет во всем. Возжелай только всеусердно и к Господу обратись за благопотребною помощью. К твоим усилиям притечет Его благодатная сила, и дело пойдет легко и успешно. Как нет греха, побеждающего милосердие Божие, так нет никакой нечистоты нравственной, которая бы устояла против съедающей ее благодатной силы. Будь только с твоей стороны нехотение этой нечистоты, посильное усилие к отторжению ее, и прибегание с верою к Господу.
Встреча с Господом есть непременное условие реальной религиозной жизни… Это соприкосновение человека с реальностью Божественного присутствия, это осознание того, что молитва услышана, это осознание того, что мы не одиноки в этой жизни, что Бог с нами, что Он поддерживает нас в самых тяжелых обстоятельствах нашего земного бытия. Так оно и происходит, и действительно, сколько человеческих историй проходит через исповедь, через общение с духовником, и, конечно, еще большее количество этих историй остается в глубине сердца верующих людей.
Перед началом всякого дела — Господи, благослови или Господи, помоги.
При неопределенных обстоятельствах — Господи, да будет воля Твоя.
В опасности: Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
При удачах и успехах — Слава Тебе, Господи.
Эсхатофобия — нездоровое отношение к эсхатологическому учению Церкви, искажённая религиозность, где превалирует страх и недоверие Богу: болезненный, навязчивый страх перед ИНН, новыми паспортами, чипами. Трезвая оценка потенциальной опасности новых средств контроля государственных властей над гражданами необходима, однако эти средства не должны возбуждать в христианине навязчивые, неоправданные, суеверные страхи. По словам апостола, «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы» (2Тим.1:7).
Технологии контроля в последнее время эволюционируют в сторону использования биометрических данных человека. Вживляемые устройства (чипы) более затратны и сложны, проще идентифицировать людей по их внешности.
И кратковременного периода правления Антихриста не следует бояться панически, страх перед Антихристом не должен омрачать или, тем паче, перекрывать радость чаяния грядущего пришествия Христа во славе. Об этом говорят последние слова библейской книги Апокалипсис: «Ей, гряди, Господи Иисусе!». Первые христиане находились в напряжённом ожидании, желали скорейшего прихода Спасителя, как окончательной победы над злом, а не тряслись от страха перед Антихристом. То, что для мира — конец света, то для христиан — «конец тьмы».
Тропарь бессребреников мучеников Кира и Иоанна
глас 5
Чудеса святых Твоих мученик/ стену необориму нам даровавый, Христе Боже,/ тех молитвами советы языков разори,/ Церковь Святую укрепи,// яко Един Благ и Человеколюбец.
Кондак бессребреников мучеников Кира и Иоанна
глас 3
От Божественныя благодати дар чудес приемши, святии,/ чудодействуете непрестанно,/ вся наша страсти рукодейством секуще невидимым,/ Кире богомудре со Иоанном славным:// вы бо Божественнии врачеве есте.
Молитва бессребреникам мученикам Киру и Иоанну
О святии угодницы Божии, мученицы и безсребреницы Кире и Иоанне! Подвигом добрым подвизавшася на земли, восприяли еста на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтем святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.