Церковный календарь

8 февраля. Память мучеников Анании, пресвитера, Петра и с ними семи воинов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 февраля. Память мучеников Анании, пресвитера, Петра и с ними семи воинов

34-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 26 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V–VI).

Преподобного Ксенофонта Робейского (1262). Мучеников Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295). Преподобного Симеона Ветхого (ок. 390). Перенесение мощей преподобного Феодора, игумена Студийского (845). Святителя Иосифа, архиепископа Солунского (830). Благоверного Давида IV Возобновителя (Строителя), царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.).

Мученика Иоанна Попова (1938).

Преподобные Ксенофонт, супруга его, Мария и сыновья их, Аркадий и Иоанн

Преподобный Ксенофонт, его супруга Мария и сыновья Аркадий и Иоанн явили пример того, как благочестивая семья даже при разлучении соединяется духовно промыслом Божиим. Знатные родители отправили сыновей за море учиться, но корабль потерпел крушение и братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, они посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители молились о них, уже считая погибшими, но Ксенофонт советовал жене верить, что Господь сохранит детей. И правда, спустя несколько лет супруги во время паломничества в Иерусалим встретили сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные, Ксенофонт и Мария сами приняли иночество. Их сыновья, простившись с родителями, ушли отшельниками в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости.

Мученики Ананий, пресвитер, Петр и с ними семь воинов

Святой Анания, отличавшийся ревностью о Боге и мудростью, был рукоположен во пресвитера, несмотря на свою юность. Однажды он увидел языческий храм, полный идолов. Он помолился, чтобы Господь явил Свою силу и обличил ложных богов. По его молитве идолы пали, а храм был разрушен. Язычники, видевшие молитвы Анании, в возмущении повлекли его в темницу. В тюрьме святому пресвитеру явился Сам Господь. Ставший свидетелем этого явления темничный страж Пётр обратился ко Христу и также подвергся мучениям. После многих истязаний святых на три дня заперли в жарко растопленной бане, но по открытии обнаружили невредимыми. Увидевшие это чудо семь воинов также уверовали во Христа. Так как попытка предать святых огню и диким зверям не удалась, мучеников утопили в море. По пути на казнь Анания крестил воинов.

Священное Писание

1 Пет., 60 зач., III, 10-22

10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).

13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Мк., 55 зач., XII, 18-27

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: 19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.

20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.

21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.

22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?

27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Пет. 3, 10-22; Мк. 12, 18-27

«Господа Бога святите в сердцах ваших». Освящение Господа в сердце есть душа и дух изображаемого выше сокровенного сердца человека. Как первоначально Бог, создав из частиц персти тело человека, вдунул в него дыхание жизни, – и стал человек как следует быть; так и созидаемый внутри из показанных добродетелей сокровенный сердца человек, тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем: «да святится имя Твое». Если не будет этого, то слеплеваемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя, без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некиими добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеть перед Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всей ревностью ревновать в каждое мгновение благоугодным перед Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного, особенно же Его отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорливо и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

После долгих лет пребывания под властью атеизма наши люди особенно остро почувствовали необходимость духовных источников в своей жизни, и мы знаем, что за прошедшие 25 лет произошло нечто, чего не знает мировая история. За 25 лет были построены тысячи храмов, созданы тысячи православных приходов, сотни монастырей, десятки высших богословских учебных заведений. Произошло то, о чем и помыслить было невозможно. И эти изменения нельзя объяснить только миссионерскими усилиями Церкви, хоть они и были значительными. Чудо возрождения веры в наше секулярное время можно объяснить только особой силой Божественной благодати. И мы связываем присутствие этой благодати с подвигом тысяч новомучеников и исповедников, украсивших собой небосвод христианских святых. Это их молитвами и предстательством пред лицом Божиим воскресла православная Русь.

Паисий Святогорец о важности семейной молитвы

Молитва в семье обладает большой силой. Я знаю двух братьев, которые своей молитвой сумели удержать от развода своих поссорившихся родителей и не только удержать, но и связать их между собой еще сильней, чем раньше. Наш отец говорил нам: «Чем бы вы ни занимались, два раза в день вы обязаны отдавать Богу рапорт — для того, чтобы Он знал, где вы находитесь». Каждое утро и каждый вечер все мы: отец, мать и братья и сестры — совершали молитву перед иконостасом, а в конце молитвы клали поклон перед иконой Христа. А когда у нас в семье случалось искушение, трудность, то мы молились, чтобы оно разрешилось. Помню, когда однажды заболел мой младший брат, отец сказал: «Пойдемте, попросим Бога, чтобы Он или исцелил его, или забрал к Себе, чтобы он не страдал». Мы помолились всей семьей, и наш брат выздоровел. И за стол мы тоже садились все вместе. Сперва читали молитву, а потом начинали есть.

Церковные записки

Церковная записка (диптих, синодик, помянник) — помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый для поминовения на проскомидии, ектении, молебне, панихиде, при чтении Псалтири.

Понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовно-нравственное состояние человека. Упокоение подразумевает не бездеятельность, а мир с Богом. Записки сопровождаются жертвой на храм, рекомендуемый размер которой обычно указывается в церковной лавке, но не ограничивается этой суммой (Мк.12:41-44).

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усопших христиан, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от бескровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых Господь и Бог наш».

Не следует считать церковную записку аналогом индульгенции. Записка не заменяет, а дополняет личную молитву христианина.

Врагов обязательно нужно поминать. Как долго? По заповеди: пока не полюбите (Мф.5:44).

Молитвословия

Тропарь преподобного Ксенофонта Робейского

глас 4

Пустыни явился еси доброе прозябение, / отче преподобне, / от юности бо чистое житие изволил еси, / духовному учителю последуя, / и, того учением ум твой к Небесным вперив, / в пустыню вселился еси, / и в ней обитель создал еси, / и стаду твоему премудр наставник показался еси, / великому же Новуграду похвала и утверждение, / темже и Христос, яко пресветла светильника, / чудесы обогати и прослави тя. / Ксенофонте, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Ксенофонта, Марии и чад их

глас 4. Подобен: Явился еси:

В заповедех бодрствовал еси Владычних,/ нищим расточйвый твое богатство, блаженне,/ тихо с сопружницею и чады твоими,/ темже наследуете/ Божественное наслаждение.

Теги:
Православный календарь

Все публикации