Церковный календарь

8 февраля. Память мучеников Анании, пресвитера, Петра и с ними семи воинов

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 февраля. Память мучеников Анании, пресвитера, Петра и с ними семи воинов

36-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 26 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V–VI).

Преподобного Ксенофонта Робейского (1262). Мучеников Анании пресвитера, Петра, темничного стража, и с ними семи воинов (295). Преподобного Симеона Ветхого (ок. 390). Перенесение мощей преподобного Феодора, игумена Студийского (845). Святителя Иосифа, архиепископа Солунского (830). Благоверного Давида IV Возобновителя (Строителя), царя Иверии и Абхазии (1125) (Груз.).

Мученика Иоанна Попова (1938).

Преподобные Ксенофонт, супруга его, Мария и сыновья их, Аркадий и Иоанн

Преподобный Ксенофонт, его супруга Мария и сыновья Аркадий и Иоанн явили пример того, как благочестивая семья даже при разлучении соединяется духовно промыслом Божиим. Знатные родители отправили сыновей за море учиться, но корабль потерпел крушение и братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, они посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители молились о них, уже считая погибшими, но Ксенофонт советовал жене верить, что Господь сохранит детей. И правда, спустя несколько лет супруги во время паломничества в Иерусалим встретили сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные, Ксенофонт и Мария сами приняли иночество. Их сыновья, простившись с родителями, ушли отшельниками в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости.

Мученики Ананий, пресвитер, Петр и с ними семь воинов

Святой Анания, отличавшийся ревностью о Боге и мудростью, был рукоположен во пресвитера, несмотря на свою юность. Однажды он увидел языческий храм, полный идолов. Он помолился, чтобы Господь явил Свою силу и обличил ложных богов. По его молитве идолы пали, а храм был разрушен. Язычники, видевшие молитвы Анании, в возмущении повлекли его в темницу. В тюрьме святому пресвитеру явился Сам Господь. Ставший свидетелем этого явления темничный страж Пётр обратился ко Христу и также подвергся мучениям. После многих истязаний святых на три дня заперли в жарко растопленной бане, но по открытии обнаружили невредимыми. Увидевшие это чудо семь воинов также уверовали во Христа. Так как попытка предать святых огню и диким зверям не удалась, мучеников утопили в море. По пути на казнь Анания крестил воинов.

Священное Писание

Иак., 53 зач., II, 14-26

14 Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?

15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".

24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?

26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Мк., 48 зач., X, 46-52

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Иак. 2, 14-26; Мк. 10, 46-52

«Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не — имеет? Может ли эта вера спасти его?» Путь к вере — покаяние. В покаянии же что говорят? — Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то — жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

После долгих лет пребывания под властью атеизма наши люди особенно остро почувствовали необходимость духовных источников в своей жизни, и мы знаем, что за прошедшие 25 лет произошло нечто, чего не знает мировая история. За 25 лет были построены тысячи храмов, созданы тысячи православных приходов, сотни монастырей, десятки высших богословских учебных заведений. Произошло то, о чем и помыслить было невозможно. И эти изменения нельзя объяснить только миссионерскими усилиями Церкви, хоть они и были значительными. Чудо возрождения веры в наше секулярное время можно объяснить только особой силой Божественной благодати. И мы связываем присутствие этой благодати с подвигом тысяч новомучеников и исповедников, украсивших собой небосвод христианских святых. Это их молитвами и предстательством пред лицом Божиим воскресла православная Русь.

Паисий Святогорец о важности семейной молитвы

Молитва в семье обладает большой силой. Я знаю двух братьев, которые своей молитвой сумели удержать от развода своих поссорившихся родителей и не только удержать, но и связать их между собой еще сильней, чем раньше. Наш отец говорил нам: «Чем бы вы ни занимались, два раза в день вы обязаны отдавать Богу рапорт — для того, чтобы Он знал, где вы находитесь». Каждое утро и каждый вечер все мы: отец, мать и братья и сестры — совершали молитву перед иконостасом, а в конце молитвы клали поклон перед иконой Христа. А когда у нас в семье случалось искушение, трудность, то мы молились, чтобы оно разрешилось. Помню, когда однажды заболел мой младший брат, отец сказал: «Пойдемте, попросим Бога, чтобы Он или исцелил его, или забрал к Себе, чтобы он не страдал». Мы помолились всей семьей, и наш брат выздоровел. И за стол мы тоже садились все вместе. Сперва читали молитву, а потом начинали есть.

Церковные записки

Церковная записка (диптих, синодик, помянник) — помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый для поминовения на проскомидии, ектении, молебне, панихиде, при чтении Псалтири.

Понятие «здравие» включает не только физическое, но и духовно-нравственное состояние человека. Упокоение подразумевает не бездеятельность, а мир с Богом. Записки сопровождаются жертвой на храм, рекомендуемый размер которой обычно указывается в церковной лавке, но не ограничивается этой суммой (Мк.12:41-44).

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души усопших христиан, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от бескровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых Господь и Бог наш».

Не следует считать церковную записку аналогом индульгенции. Записка не заменяет, а дополняет личную молитву христианина.

Врагов обязательно нужно поминать. Как долго? По заповеди: пока не полюбите (Мф.5:44).

Молитвословия

Тропарь преподобного Ксенофонта Робейского

глас 4

Пустыни явился еси доброе прозябение, / отче преподобне, / от юности бо чистое житие изволил еси, / духовному учителю последуя, / и, того учением ум твой к Небесным вперив, / в пустыню вселился еси, / и в ней обитель создал еси, / и стаду твоему премудр наставник показался еси, / великому же Новуграду похвала и утверждение, / темже и Христос, яко пресветла светильника, / чудесы обогати и прослави тя. / Ксенофонте, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Ксенофонта, Марии и чад их

глас 4. Подобен: Явился еси:

В заповедех бодрствовал еси Владычних,/ нищим расточйвый твое богатство, блаженне,/ тихо с сопружницею и чады твоими,/ темже наследуете/ Божественное наслаждение.

Теги:
Православный календарь

Все публикации