6 февраля. Память блаженной Ксении Петербургской и мученика Иоанна Казанского

6712
Фото

Седмица 33-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобной Ксении (V).

Святителя Герасима Великопермского, Устьвымского (1441). Мученика Иоанна Казанского (1529). Мучеников Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия (III). Преподобного Македония, сирийского пустынника (ок. 420). Перенесение мощей преподобномученика Анастасия Персянина (VII).

Блаженной Ксении Петербургской (XIX).

Мученик Иоанн Казанский пострадал за Христа в Казани во времена Казанского ханства в 1529 г. По преданию был погребен на Зилантовой горе, где ныне находится Успенский женский монастырь.

Престольные праздники

Храм прп. Ксении Римляныни г. Мамадыша (К)

Храм блж. Ксении Петербургской пос. Северный г. Казани (К)

Храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (приставной престол в честь блж. Ксении Петербургской) г. Казани (К)

Больничный храм блж. Ксении Петербургской при ЦРБ г. Альметьевска (А)

Крестильный храм блж. Ксении Петербургской Вознесенского кафедрального собора г. Набережные Челны (Н)

Молитвенная комната блж. Ксении Петербургской при Доме-интернате для престарелых и инвалидов г. Нурлата (Ч)

Преподобная Ксения Миласская, диакониса

Преподобная Ксения (в миру Евсевия) была дочерью римского сенатора. Она стремилась к иночеству, но понимала, что если останется в родительском доме, то ей нужно будет вступить в брак. Поэтому она совершила побег и на корабле направилась в город Миласс в Кесарии. По дороге святая познакомилась с игуменом миласского Андреевского монастыря Павлом и изменила своё имя с Евсевии на Ксению. Купив в Милассе землю, святая основала там монашескую общину и возвела храм во имя святого мученика Стефана. Отец Павел, видя усердие Ксении к иноческим трудам и к помощи бедным, больным и скорбящим, посвятил её в диаконисы. Духовным наставником преподобной Ксении стал преподобный Евфимий Великий. Кончина святой (457) была отмечена явлением в небе сияющего венца, который сопровождал её тело до момента погребения.

Блаженная Ксения Петербургская

Канонизация блаженной Ксении, русской святой XVIII века, была приурочена к 1000-летию Крещения Руси (1988). Служба блаженной имеет надписание «Служба святей, блаженней во Христе Ксении, бездомней страннице Петрова града». Упоминание Петербурга в надписании имеет особое значение, так как блаженная Ксения — первая прославленная подвижница, освятившая своим служением новый город на Неве. Святая восприняла один из самых тяжёлых подвигов — подвиг юродства — после внезапной кончины мужа, умершего без Причастия. Смерть супруга побудила 26-летнюю вдову выбрать жизнь по имени (Ксения — «странница»): «Суеты земнаго мира отвергшися, крест жития бездомнаго во странничестве прияла еси…» (начало тропаря), «Страннице блаженная… зрим тя, стогны (то есть “площади”) града Петрова преходящи» (стихира на литии).

Мученик Иоанн Казанский

Святой мученик Иоанн пострадал за Христа в Казани в первой половине 16-го века. Будучи пленён после нападения татар, богобоязненный Иоанн попал в распоряжение родственника хана — Аллей Шнура, который решил сделать из него приверженца Магомета. Но Иоанн отказался, исповедуя Единого Бога — Иисуса Христа. Даже после пыток Аллей Шнур не услышал от невольника ни единого слова, кроме утверждения, что он христианин. После этого татары привели его на русское кладбище, нанесли смертельные раны мечами и связанного бросили на снег. Господь дал Иоанну силы добраться до своих, позвать священника и причаститься перед смертью.

Евангелие дня

В Своих беседах с людьми Христос всегда отталкивался от окружающей Его обстановки. Так, у колодца в самарянском Сихеме Он говорил о воде жизни, а при виде веры галилейского сотника, Спаситель указал окружавшим его израильтянам на превосходный пример веры язычника, диалог же с книжником послужил причиной размышлений относительно некоторых неблаговидных особенностей этих людей. Как раз о книжниках и идёт речь в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка.

Глава 12.

38И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

39сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,-

40сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43Подозвав учеников Своих, Иисуссказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

44ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Любопытно, что то евангельское обличение книжников, которое мы только что услышали, последовало за вполне добрым и содержательным диалогом Христа с одним из книжников. Этот диалог касался первой из заповедей — заповеди о любви к Богу и ближнему, и книжник в рамках диалога проявил себя совершенно замечательно, он и сам именно так и относился к заповедям, он отдавал приоритет любви, а не чему-то иному. Однако, Спаситель, сказав, что этот человек «недалеко от Царствия Божия» (Мк. 12:34), тем не менее перешёл к обличению книжников.

Можно было бы сказать, что Господь просто перешёл от беседы с книжником к характерным порокам этой группы, и это было бы правдой, однако есть и ещё одна вероятная причина прозвучавшего обличения: любой знаток Священного Писания и духовной жизни рискует в какой-то момент ощутить себя отличающимся от всех прочих людей, в частности, от тех, кто не так хорошо сведущ в этих вопросах. Конечно, подобное происходит в самых разных сферах, и легко встретить того, скажем, автослесаря, который будет с иронией относиться к ничего не понимающему в устройстве автомобиля человеку. Однако одно дело автомобили или же какая-то иная материальная деятельность, и совсем иное — взаимоотношения с Богом. Узурпация трактовки воли Божией сродни узурпации родительской любви. Да, кто-то из детей более внимателен к родителям, кто-то менее, кто-то умеет лучше общаться со старшими родственниками, а у кого-то это получается хуже, но при этом есть те проявления любви, которые люди оказывают отцу и матери без каких-либо специальных знаний.

Собственно, к проявлению любви и свёл свою речь Спаситель. Он увидел бедную вдову, которая положила в храмовую копилку какие-то крохи, всё то, что она смогла наскрести, и оказалось, что её дар Богу ценнее, чем дары многих других людей, тех, кто клал много, но отнюдь не последнее. Если мы эту сцену перенесём на всё то же отношение детей и родителей, то нам станет очевидна правота Спасителя, а также скрывающаяся за этой правотой идея: важно не то, какой подарок способен преподнести отцу или матери ребёнок, важно глубинное наполнение этого подарка, и любящий сын — это вовсе не тот, кто всем обеспечивает своих родителей, а тот, кто, во многом ущемляя собственные интересы, находится рядом с ними и поддерживает их не столько финансово, сколько личным присутствием и участием. Так и с Богом: Богу не нужны наши деньги, какими бы крупными они ни были, Ему нужна наша любовь, первое и важнейшее проявление которой состоит в базирующемся на молитве стремлении исполнять Его волю.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Дела милосердия, которые мы призваны совершить в своей жизни, — это не те дела, которые следует совершать по остаточному принципу, когда все уже есть. Когда всего много, становится уж совсем неудобно, — надо хоть что-то от своего немножечко отщипнуть, самую малость, и кому-то дать. Но дела милосердия совершаются не так. Недаром две лепты вдовицы были в очах Божиих более приемлемы и более значимы, чем многие средства, отпускаемые людьми от их богатств. Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия — это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, — вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову апостола, мертва есть без добрых дел (см. Иак. 2, 17).

Колокольный звон

Колокольные звоны — важная составляющая православного богослужения. Они созывают народ Божий на молитву, подчёркивают радость праздника, обозначают наиболее важные моменты храмового богослужения. Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. В ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие и возбуждающая ответные чувства: светлое, радостное и мирное настроение у добрых душ, и раздражающее, скорбное — у душ озлобленных.

На церковнославянском колокол именуется кампан. Перед установкой кампанов совершают чин их благословения, в молитвах которого испрашивается у Бога: «О еже подати ему благодать, яко да вси слышащии звенение его или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имене Святаго Твоего, Господу помолимся».

Крупнейший в России действующий кампан — это новый Царь-колокол массой 72 тонны, установленный в 2004 году в Троице-Сергиевой Лавре. Никогда не звонивший Царь-колокол весит 200 тонн.

Основные виды колокольного звона: благовест, перезвон, трезвон (от старославянского «тре...», то есть «трижды»).

Молитвословия

Тропарь новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Кондак новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

О святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!

Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежном и лукавом; да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира: да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Иоанна Казанского

глас 2

Страстотерпче святый Иоанне, блаженна земля, напившаяся крове твоея, Христа бо со дерзновением проповедав, многия муки от неверных агарян приял еси, страданьми своими противных дерзости низложив, Троицы поборник явился еси, Юже и моли даровати нам велию милость.

Кондак мученика Иоанна Казанского

глас 2

Звезда светла среди неверных явился еси, многострадальне Иоанне, зарями твоими Солнце Христа возвещающи, прелесть агарянскую посрамил еси и нам подаеши свет, моля непрестанно Христа Бога о всех нас.

Молитва мученику Иоанну Казанскому

Дивный во страдальцех, страстотерпче Господень Иоанне! К тебе, скорому помощнику и теплому молитвеннику, недостойнии, прибегаем, смиренное моление приносяще: не презри ны, немощныя, по вся дни и часы в беззакония впадающия. Ей, святче Божий, не остави ны, твоея милости просящия, велие бо имаши дерзновение ко Христу Богу нашему, яко многи муки и страдания за Него и главы усечение от неверных агарян приял еси, и ныне со Ангелы Престолу Божию предстоя, умоли Господа Бога избавити ны от всякия скорби и болезни и всякого зла, наипаче же от нахождения врага темного, Церкве Православней благоденствие даруй; град Казань, в немже страдания приял еси, и всю землю Русскую миром огради, от всякого злого обстояния избави и вся к животу временному полезныя и ко спасению вечному приводящия даровати нам у Господа Бога нашего испроси, да молитвами твоими христианскую кончину получити вси сподобимся и козней диавольских и муки вечныя избавльшеся, бесконечного блаженного Царствия причастницы будем, славяще Отца, и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В Успенском Зилантовом монастыре почтили память мученика Иоанна Казанского В Успенском Зилантовом монастыре почтили память мученика Иоанна Казанского

6 февраля 2025 года, в день памяти мученика Иоанна Казанского, в Успенском Зилантовом монастыре города Казани было совершено праздничное богослужение.

Особенная «встреча»
Публикации 6 февраля 2025
Особенная «встреча»

Купив билеты в Санкт-Петербург, я уже планировала, в какой день посещу блаженную Ксению Петербургскую, заранее посмотрев информацию о том, как попасть к её часовне. Этот день оказался последним перед отъездом обратно в Набережные Челны.

В день памяти мученика Иоанна Казанского в Зилантовом монастыре Казани состоялось архиерейское богослужение
В день памяти мученика Иоанна Казанского в Зилантовом монастыре Казани состоялось архиерейское богослужение

По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла Божественную литургию совершил епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий.

Мученик Иоанн Казанский
Публикации 6 февраля 2024
Мученик Иоанн Казанский

Возникшее около середины XV века на развалинах Булгарского царства, Казанское ханство за все время своего непродолжительного самостоятельного существования находилось в постоянных враждебных отношениях с соседним Московским царством.