Седмица 35-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Максима Исповедника (662). Мученика Неофита (303—305). Мучеников Евгения, Кандида, Валериана и Акилы (III). Преподобного Максима Грека (1556).
Мученицы Агнии девы (ок. 304). Преподобного Анастасия исповедника (662).
Священномученика Илии Березовского пресвитера (1938).
Ктиторской (IV) и именуемой «Отрада», или «Утешение» (807), Ватопедских икон Божией Матери.
Преподобный Максим Исповедник (662)
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года. Поступив на государственную службу, он проявил себя знающим и добросовестным человеком, что позволило ему стать первым секретарем императора Ираклия. В годы распространения в Византии ереси монофелитов святой Максим выступил в защиту истинной веры. Праведник не мог мириться с учением еретиков, которые утверждали, что якобы Спаситель, Иисус Христос, имел одну волю, — божественную. Преподобный доказывал, что Христос, имея две природы, обладал божественной и человеческой волей. Исповедник не отрекся от своих взглядов даже под пытками и в ссылке.
Преподобный Максим Грек (1556)
Монах Ватопедского монастыря, грек по происхождению, преподобный Максим своими подвигами по праву принадлежит Русской Церкви. По просьбе великого князя Василия III он прибыл в Москву и усердно занялся переводом на славянский язык Псалтири и других богослужебных книг. Видя упадок русской духовной жизни, Максим Грек не мог оставаться равнодушным и своими смелыми высказываниями навлек на себя недовольство власть имущих. Его заключили под стражу в Иосифо-Волоцком монастыре и держали в строгом заточении, лишив возможности приобщаться Святых Таин. В темнице ему явился Ангел, сказав: «Терпи, старец, этими муками избавишься от вечных мук». Здесь, не имея чернил и бумаги, он на стенах углем записал Канон Святому Духу. Максим скончался в Троице-Сергиевой Лавре и вскоре стал почитаться как святой мученик и просветитель Руси.
Мученица Агния
Мученица Агния родилась в III веке в Риме в благочестивой семье. Была воспитана в христианской вере. В 13 лет, решив посвятить себя Богу, она отказала в замужестве сыну начальника области. Озлобленный правитель решил подвергнуть деву бесчестию. Агнию раздели и выставили на улице, но мгновенно выросшие на ее голове густые и длинные волосы прикрыли ее наготу. Отведенная в публичный дом Агния была облачена ангелом в белую одежду, от которой комната, где она находилась, наполнилась ослепительным сиянием, и все, видевшие это, прославили Христа. Ее бывший жених попытался прикоснуться к ней, но упал замертво. По просьбе его отца Агния воскресила юношу, обратившись с молитвой к Богу. Воскресший юноша и 160 человек, свидетели этого чуда, стали христианами и впоследствии были усечены мечом. Агнию обрекли на сожжение, но она вышла из огня невредимой, после чего была убита ударом меча в горло. Родители похоронили ее недалеко от своей римской виллы на Номентанской дороге. На могиле мученицы совершалось много чудес.
Икона Божией Матери «Отрада и Утешение»
Иконография образа идёт от фрески внешнего нартекса Ватопедского кафоликона. По традиции игумен передавал ключи от монастыря привратнику в конце службы, так как в ночное время врата монастыря были закрыты. 21 января 1320 года игумен, незадолго до того, как передать ключи привратнику, слышал голос от иконы: не открывать врата, а подняться на его стены, чтобы прогнать пиратов. Игумен увидел на иконе Младенца, вытянувшего руку, чтобы прикрыть уста Богородицы, дабы монахи не услышали Её предупреждение и были наказаны так, как они того заслуживали. Но Богородица взяла руку Христа, отстранила её и, повернув голову в сторону игумена, повторила Своё предупреждение. Игумен тут же сообщил всем об опасности, и братия поспешили на стены. Они увидели, что пираты окружили монастырь и ожидали открытия врат, чтобы проникнуть внутрь. Так благодаря вмешательству Богородицы монастырь был спасён. После этого икона была перенесена в отдельную часовню рядом с главным храмом, которая была названа в Её честь.
Священное Писание
Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своём произведении «Цитадель» сформулировал по сей день очень актуальную проблему нашего общества: «Наступили времена, когда свободно стало не лучшему в человеке, а худшему — тому, чему потворствует толпа, а человеческое стало таять и таять. Но толпа не свободна, она никуда не стремится, в ней есть только тяжесть, и эта тяжесть придавливает её к земле. Толпа называет свободой свободу гнить и справедливостью — своё гниение».
В отрывке из Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах за богослужением — а это 16-я глава — мы услышим разъяснение, почему иначе и быть не может.
Глава 16.
10Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Итак, Экзюпери с болью сердца свидетельствует, что человеческое в человеке — тает, распадается на глазах — под дружное улюлюканье толпы. Чтобы остановить эту деградацию, этот процесс «расчеловечивания» — должна появиться некая «точка сборки», находящаяся вне самого человека. Для христианина есть только одна такая точка — это Христос, Сын Божий, единственный камертон человечности. К Нему, как Его мы видим из евангельского повествования, устремляется и мысль, и чувство, и воля христианина — и только так можно противостоять этому «растеканию» человечности.
Эта воля собирать себя вокруг образа Христа — не «от ума», не от единократного усилия поднапрячься — чтобы дальше поехало-покатилось само. Духовная жизни христианина — это не работа экскаваторщика, который в считанные минуты может разворотить весь ландшафт — а больше похожа на заботливого огородника, который, не разгибая спины, с утра до вечера копошится на своих грядках и знает абсолютно точно, что и где и когда следует делать. И для такого труженика, действительно, мелочей не существует: он уже знает из опыта, к каким печальным последствиям приводит элементарная небрежность и разгильдяйство.
Воля христианина является производной от бесчисленного множества «маленьких воль», из которых-то и состоит сама ткань нашего бытия. Ежеминутно мы принимаем решения — куда именно направить нашу жизнь, на что потратить время, во что инвестировать наши внутренние силы. И определяющим наш выбор всегда оказывается — не разум, а сердечная привязанность, любовь, то самое «сокровище сердца», при мысли о котором душа успокаивается и отогревается.
И снова хочется вспомнить Экзюпери: «Любимый цветок — это в первую очередь отказ от всех остальных цветков. Иначе он не покажется самым прекрасным». То, к чему призывает нас сегодня Евангелие, — не побояться определиться с тем, что именно в нашей жизни и есть Предельная Красота, Предельное Благо, Предельная Мудрость — только которые и способны придать наполненность и смысл нашему бытию!
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Вера преображает личность, общество и мир. Вера создает совершенно иную систему ценностей, в рамках которой только и может быть подлинное развитие человеческого общества. Всякая попытка разрушить эту систему оборачивается трагедией для личности, общества и государства. И нам с вами не нужно это доказывать — мы пережили все это на своем опыте. Вот почему сегодня задача Церкви заключается в том, чтобы словом, примером… мы меняли мир к лучшему. Но мы его не изменим, пока не изменится человеческое сердце, пока вместо «Не поверю!» человек не скажет «Верю, Господи! помоги моему неверию».
Преподобный Максим Исповедник о Церкви
Преподобный Максим в своей «Мистагогии» говорит, что лишь через Церковь человек может достичь духовного совершенства, потому что только через Церковь можно соединиться со Христом: христиане «возрождаются и воссозидаются Духом; она (Церковь) дарует и сообщает всем в равной мере единый божественный образ и наименование — то есть быть и называться Христовыми». Так как Церковь даёт верующим совершенное знание Христа, преподобный Максим называет её образом Божиим: «Она как образ Первообраза совершает по отношению к нам те же действия, что и Бог». Это значение Церкви как совершающей Божественное дело спасения человека преподобный видит в Божественной литургии, не только таинственно соединяющей человека со Христом, но и в символических изображениях представляющей все этапы спасения и обóжения человека.
Иосиф Исихаст о терпении
То, что ты пишешь, дитя мое, происходит с тобой потому, что у тебя нет терпения. Ты, дитя мое, ищешь Христа, стремишься войти в Небесный Град. Молится об этом твой старец, молятся отцы, молюсь и я, убогий, здесь, среди скал. Итак, нас всех слышит Господь и ради сокрушения твоей гордой души, чтобы ты смирил и поборол гнев, ярость, раздражение, гордость, Он послал тебе одну блоху — это маленькое искушение, чтоб она тебя кусала, а ты терпел, чтобы она тебе докучала, а ты не обращал внимания. И чтобы мало-помалу ты укрощал гнев, ярость и возмущение, удушая это в себе и не позволяя грубому слову выйти из твоих уст. И тогда эта сила сатаны, которую человек подавляет в себе один, и два, и много раз, убегает и оставляет его кротким и спокойным, как ягненка.
Богослужебное пение
Богослужебное пение представляет собой систему из 8-ми мотивов, называемых гласами. Кто молится на Всенощном бдении наверняка вспомнит возглас «Глас первый: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!».
Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. От 8-ми гласов происходит название богослужебной книги седмичного круга Октоих (восьмигласник). Вечером каждой субботы на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный цикл, повторяющийся в течение года несколько раз. Номер гласа обычно указывается в календаре в воскресный день.
Существуют два типа церковного пения: более древнее знаменное (одноголосное) и партесное (многоголосное).
Молитвословия
Тропарь преподобного Максима Грека
глас 8
Зарею Духа облистаем,/ витийствующих богомудренно сподобился еси разумения,/ неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая,/ пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне,/ отонудуже ревности ради Всевидящаго/ отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник,/ страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев,/ десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная./ И о нас ходатай буди непреложен,// чтущих любовию святую памятъ твою.
Кондак преподобного Максима Грека
глас 8
Богодухновенным Писанием и богословия проповеданием/ неверствующих суемудрие обличил еси, всебогате,/ паче же, в Православии исправляя, на стезю истиннаго познания наставил еси,/ якоже свирель богогласная, услаждая слышащих разумы,/ непрестанно веселиши, Максиме досточудне,/ сего ради молим Тя:/ моли Христа Бога грехов оставление низпослати// верою поющим всесвятое твое успение, Максиме, отче наш.
Молитва преподобному Максиму Греку
О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Максима исповедника
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ Максиме премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Максима Исповедника
глас 8
Троицы рачителя и великаго Максима,/ научающа ясно вере Божественней,/ еже славити Христа, во дву естествах, волях же и действах суща,/ в песнех достойных, вернии, почтим, взывающе:/ радуйся, проповедниче веры.
Молитва преподобному Максиму Исповеднику
Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.