«Миленький ты мой!»

1580
Фото

«Война не окончена, пока не похоронен последний солдат», — так говорил Александр Васильевич Суворов. Эти слова стали девизом всей работы поискового отряда «Спасатели»

Текст: Петрова Татьяна Николаевна, директор школы №101 города Казани, директор «Музея истории блокадного Города-Героя Ленинграда», руководитель поискового отряда «Спасатели», учитель истории.

Ахметшина Айгуль Ильгизовна, социальный педагог, руководитель поискового отряда «Спасатели».

В далекие военные годы школа и поселок Вагонстрой, а ныне Дербышки, один из крупных микрарайонов Советского района Казани, приняли часть жителей блокадного Ленинграда. Тогда было эвакуировано и Ленинградское оптико-механическое объединение вместе с рабочими и их семьями. Мой отец и наши родственники все родом из блокадного города. При эвакуации из Ленинграда мой дед Петров Иван Александрович умер в дороге. Бабушка Вера Андреевна с тремя детьми приехала в Дербышки. В нашей семье первой книгой для детей была книга «Здравствуй, Ленинград!», из которой мы узнали о страшных днях испытаний для детей и взрослых. Потом в школе было много педагогов из плеяды учителей — ленинградцев, которые также рассказывали о жизни до и после эвакуации.

Немного о моей семье…

Мой отец Петров Николай Иванович, родился 13 ноября 1935 года в семье мастера Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО). 22 июня 1941 года мои дедушка и бабушка поехали покупать ботиночки, папе было пять с поливиной лет, когда началась война. Как вспоминал отец, после объявления войны люди побежали по улице, многие стали скупать продукты, вещи. Ботиночки так и не купили… Семья папы проживала на Малоохтинском проспекте, окна квартиры выходили на Неву, на Финляндский железнодорожный мост.

Деда — Ивана Александровича — на фронт не призвали, так как он являлся высококлассным специалистом на ЛОМО. Он постоянно работал, семейные, бытовые тяготы легли на плечи бабушки и старшей сестры Анны. Анна сразу же начала дежурить в составе дружинниц-девушек, которые во время налетов самолетов фашистов собирали с крыш и чердаков зажигательные бомбы и сбрасывали их в бочки с водой. Они были горячими и «весело» шипели. Мой папа вместе с мальчишками доставали их из бочек и тащили домой. Однажды бабушка обнаружила склад таких «зажигалок» дома. Выпорола сына, заставила вытащить всё на улицу. Во время налётов папа забирался на подоконник и смотрел, как фашистские самолёты совершали налёты на железнодорожный мост, стараясь разрушить одну из немногих ниточек, связывающих город с большой землей. Во время одного из налётов авиационная бомба упала во двор дома и не взорвалась, чем вызвала огромный интерес всей детворы. Родители отгоняли детей от бомбы, пока не приехали сапёры, не обезвредили и не вывезли её.

Блокадное меню… Ещё до начала жутких холодов, мама каждый день ходила на сельскохозяйственные поля, на которых ранее росла капуста. Капусту успели снять, но на поле оставались кочерыжки и нижние листья от кочанов. Бабушка выковыривала их из мёрзлой земли, приносила домой и солила. «Хряпа», так называлось капустное блюдо, которое составляло основное меню. Со времен блокадных лет папа не выносил запах капусты, не любил блюда, ингредиентом которых была капуста. Как он говорил: «Наелся на всю жизнь!». У папы всегда в кармане были сухарики, которыми он подкармливал собак. Он всегда заботился о них. Осенью, когда садоводы уезжают из садов, они к сожалению, бросают своих питомцев. Папа всегда подкармливал их, а я увозила их в город и старалась пристроить. Никогда не задумывалась в детстве о таком отношении к собакам. Воспринимала как должное.

Холод… Так как отец папы был мастером-инженером на заводе, в доме была огромная библиотека технической литературы. Любимой книгой моего папы, благодаря которой он научился читать, была книга про изобретение паровозов, про развитие паровозостроения в мире. Именно поэтому папа стал высококлассным специалистом по технике. Когда в городе отключили тепло, воду, в квартирах стало очень холодно. В самой маленькой комнате квартиры была установлена буржуйка. Дров было невозможно найти и в дело пошли книги. Папа всегда сожалел о той библиотеке, особенно о той красочной книге про паровозы…

Эвакуация… Когда было принято решение об эвакуации завода ЛОМО Петров Иван Александрович был включён в список квалифицированных рабочих, необходимых для налаживания производства в Казани. Так началась эвакуация семьи. Папа вспоминал, что сначала летели из Ленинграда на самолёте. Папа пристроился рядом с пушкой, из которой боец начинал стрелять по вражеским самолётам, совершавшим пике на самолет с эвакуируемыми. К концу перелёта папа почти ничего не слышал, потому что пушка всё время стреляла, из неё сыпались горячие гильзы, и папа согревал ими руки. Потом прибыли на железнодорожную станцию. Погрузили всех вместе с оборудованием в эшелон, в вагоны, неприспособленные для перевозки людей. Каждому дали по буханке хлеба. Люди вцеплялись зубами в хлеб и уже через несколько минут умирали в страшных мучениях. Так умер и мой дед. Папа вспоминал как дедушку завернули в простыни и сняли с эшелона на станции Буя. Провожая взглядом отца, маленький Коля увидел сотни завёрнутых в простыни тел. Насколько была мудрой бабушка! Она отобрала весь хлеб и давала им понемножку, предварительно размочив хлеб в воде. Получалась тюря, которую дети пили. Так моя бабушка сохранила жизнь своим детям, но не сохранила жизнь будущего ребёнка. По прибытии в Казань она потеряла его, ещё не рождённого. Папа вспоминал, как он обиделся на свою маму, как плакали они, как требовали хлеба, не понимая, что только так можно было сохранить жизнь. Вагоны были чёрные от копоти, обледенелые, с потолка свисали грязные большие сосульки. Папа лежал на самой верхней полке и доставал эвакуируемым эти сосульки. Их растапливали на буржуйках и пили «чай».

Дербышки… По прибытии в Вагонстрой (ныне Дербышки) всех повели в баню. Это было огромным наслаждением. Бабушка сразу же устроилась на КОМЗ, Мишу и Колю отдали в детский сад (сейчас это здание нашей школы для начальных классов). Дети постарше пошли учиться в школу 101. Учились в три смены. Старшие ребята после уроков шли на завод, тем самым помогая фронту. Папа часто сбегал из детского сада, бежал с мальчишками на железнодорожные пути. По ним часто везли пленных. Они были голодными, затравленными. Мальчишки несли им хлеб, обменивая его на военные трофеи. И бежали купаться. Было голодно, поэтому делали подкоп под сараем, в котором лежали кости после варки, и с огромным удовольствием обсасывали их, съедали остатки мяса, хрящей.

Мирное время… 57 лет папа проработал на КОМЗе в 117 цехе электроотладчиком! Имел звание «Мастер «Золотые руки», личное клеймо ОТК, разработал и внедрил многие изобретения. Стал победителем ВДНХ на космическом салоне. Был награждён Орденом Трудового Красного Знамени и многими другими орденами и медалями! Был знаком со всеми космонавтами, работал в космических лабораториях.

Папа всегда был немногословен, точен как в словах, так и во времени. Папа с мамой вырастили нас, четверых детей! Очень редко рассказывал о жизни в блокадном Ленинграде, очень нервничал.

Рождение идеи создания музея и поискового отряда

Мне было всегда обидно за отца, когда он и другие родственники в День Победы оставались в стороне, стесняясь поздравлений, стесняясь расспросов и воспоминаний. И чтобы сохранить память о трагизме блокады и рассказать детям об ужасах войны, появилась идея создания музея.

Так в 2003 году при школе родился «Музей истории блокадного Города-Героя Ленинграда». Работая в музее, пополняя его фонды, расширялся спектр деятельности: сбор воспоминаний, научно-исследовательская работа по истории семей блокадников, по истории связей Ленинграда и Казани, участие в исторических смотрах и конкурсах, встречи с жителями блокадного Ленинграда. И одним из направлений стала поисковая работа на местности по поиску и поднятию без вести пропавших защитников Ленинграда.

Первая экспедиция была совершена в 2015 году на Невский пятачок, где шли упорные бои по прорыву блокады, на левом берегу Невы напротив Невской Дубровки. По историческим данным, задачей советских войск было захватить плацдарм на левом берегу Невы и прорвать блокаду. Потери стрелковых частей достигали 95% от первоначальной численности армии. Ежедневно на защитников пятачка обрушивалось до 50 000 снарядов, мин, авиабомб.

Большая часть потерь была безвозвратной, поскольку эвакуация раненых на правый берег была затруднена. Переправа осуществлялась ночью, а зимой в сумерках и днем, чтобы не утонуть и не провалиться в полынью. До сих пор на дне Невы остается много останков солдат. Погибшие в земле лежали в два, три слоя. Число убитых на один квадратный метр составлял (по разным данным) от двух до семнадцати солдат при размере самого Невского пятачка, который менялся от четырех до одного километра в ширину и от 800 до 250 метров в глубину, иногда буквально за сутки.

Когда было принято решение об участии в поисковой экспедиции детей, возник вопрос этической стороны — дети будут поднимать останки человека. Мы провели огромную работу по разъяснению всех моментов. Наши страхи оказались напрасными, дети оказались мудрее: у них не было страха, брезгливости, эту работу они воспринимали как данность, с уважением относились к останкам. Когда дети увидели и узнали масштабы трагедии, у них проявились лучшие качества человека: сострадание, осознание и значимость ПОБЕДЫ наших предков, интерес к истории своей Родины, ощущение командного духа, сопереживание.

О поисковой работе отряда «Спасатели»

Поисковый отряд «Спасатели» по своему составу разновозрастный, это учащиеся первого, шестого, седьмого, восьмого, девятого, одинадцатого классов. Главными спонсорами являются родители, которые понимают значимость занятости прекрасным делом их детей. Перед выездом дети проходят тренировочные сборы: мы обучаем детей туристическим навыкам (поставить палатки так, чтобы они не протекли во время дождя, выбрать и нарубить дрова, сложить и разжечь костёр, причём в разные погодные условия, правильно сложить рюкзак); очень важной составляющей сборов является исторический экскурс в период Великой Отечественной войны, а именно — битва за Ленинград, блокада Ленинграда; практика состоит из работы с образцами вооружения времен войны как Красной Армии, так и немецкой, обмундирования, предметов полевого быта обеих армий, с картами. Невский пятачок — это и наличие боеприпасов в земле, воде, часто и на поверхности. Поэтому технике безопасности уделяется просто огромное внимание, отрабатывается алгоритм действий при обнаружении взрывчатых веществ. Отдельное занятие проходит по технике ведения раскопок — обнаружение, определение составляющих раскопов, понятие самого раскопа и археологического стола. Например, в 2015 году были обнаружены останки лошади, бойца на ней, боеприпасы, сгоревшие части самолёта. И все это в одной воронке. Размер археологического стола составлял шесть на восемь метров и глубиной полтора метра. Поэтому очень важно научить ребят быть осторожными, не торопиться, буквально ползти, нащупывать останки, чтобы не разрушить, собрать всё в полном объёме. В 2019 году был найден блиндаж, в котором были обнаружены останки двух человек, по нашим заключениям медсестры и бойца, медицинские препараты (йод в отличном состоянии), лампы накаливания (в целом состоянии), медицинские склянки, личные вещи бойцов (ложки, компас, ключи от дома, деньги, перочинный нож). Раскоп также составил восемь на десять метров и глубиной два-три метра. Это очень тяжелый труд и ребята должны это понимать.

Первый год отряд работал по левому берегу Невы, а именно непосредственно на берегу и в воде. Чтобы выбить фашистов с левого берега наши солдаты предпринимали огромное количество попыток переправиться через Неву под обстрелом врага. Поэтому до сих пор на дне Невы под грудой брёвен лежат останки тысяч советских солдат, да и немецких тоже. При движении водного транспорта винты поднимают со дна останки и выкидывают на берег, на отмели. Задачей нашего отряда был сбор останков. Наш отряд был по возрасту самый младший, поэтому Черепанов Михаил Валерьевич, руководитель Татарстанского поискового отряда, доверил это нам. В течение дня ребята цепью шли по береговой линии и собирали всё, что выкидывали волны Невы: патроны, пули, гранаты, человеческие косточки. При обнаружении ребёнок поднимал руку, после чего один из руководителей оценивал находку, фиксировал ее с привязкой к местности, фотографировал. Так мы собрали двеннадцать бойцов. Все найденные фрагменты раскладываются на специальном планшете, изображающем скелет человека, протоколируются и упаковываются в специальный мешочек. По завершению экспедиции все найденные останки передаются в Штаб поискового движения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ежегодно 8 сентября, в день начала блокады Ленинграда, найденные останки солдат с воинскими почестями предаются земле на Мемориальном кладбище «Невский пятачок».

После каждой экспедиции мы привозим большое количество экспонатов для нашего музея. Завязалась большая дружба с Ленинградским зоопарком, у которого удивительная судьба в блокадные годы. А всё началось с останков лошади, которые нас попросили передать в Ленинградский зоопарк. А когда стали изучать историю зоопарки, оказалось, что у Казанского и Ленинградского зоопарков есть интересные страницы военной жизни. Восемьдесят животных из Ленинграда во время блокады вывезли в Казань, чтобы сохранить редкие экземпляры. И начались наши научные изыскания. Найденные останки боевой лошади, поставляющей на передовую боеприпасы, открыли новые страницы истории.

Каждый год после раскопок мы обязательно едем в Санкт-Петербург, на три-четыре дня, где ребята знакомятся с историей этого прекрасного города на Неве. Обязательное место для посещения — Пискаревское кладбище. По заданию блокадников Ленинграда из Казани, мы искали их родственников в списке Пискаревского кладбища, посещали дома, в которых они жили в блокаде, а по возвращению делали фильмы и обязательно показывали нашим дорогим ветеранам.

Историю войны, как оказалось, легче и интереснее было изучать в ходе совместных работ нас, взрослых, с детьми. Я как историк рассказывала, как устроена была жизнь на фронте и тут же находилось этому подтверждение — одежда, обувь солдат обеих армий (теперь ребята могут отличить сапоги красноармейца от немецкого сапога), портупеи, пряжки, кружки, солдатские котелки, фляжки, ложки; смогут легко определить принадлежность патронов (а вы сможете отличить советский патрон от немецкого, французского по пороху?). Когда мы работаем, мы постоянно разговариваем, делимся знаниями.

Особый момент — это работа с останками. Я очень боялась реакции детей на найденные останки. Но мои сомнения отпали, когда я услышала «разговор девочки с косточками»! Она нашла их в воде Невы, наклонилась, взяла в руки и прошептала: «Миленький ты мой!». Она не видела косточек, она видела Солдата… На душе стало легко!

Из наших ребят, мы думаем, не вырастут плохие, чёрствые, злые люди! Память им не позволит!

И еще немного о полученном опыте

В ходе экспедиции дети приобретали туристические навыки, навыки по выживанию в сложных погодных условиях, что позволило им ощутить на себе все сложности. Ребята учились готовить на костре, разжигать его, заготавливать дрова, обходиться без мобильной связи и интернета.

Испытания, прошедшие детьми, отразились на их школьной жизни.

По возвращению, это была уже команда неравнодушных детей, их работа в экспедиции не закончилась. Самая ответственная и объемная работа началась в школьном музее. После экспедиции ребята осознано заходили в музей с ощущением и пониманием важности своего вклада. Ребята начали проводить экскурсии для учащихся школы и гостей музея. Теперь дети рассказывали со знанием материала и истории музейнных экспонатов, которые они нашли сами.

В ходе экспедиций за пять лет были подняты двадцать восемь бойцов — защитников Невского пятачка, сформированы новые экспозиции музея, подготовлены научно-исследовательские работы, выиграны два Президентских гранта, подготовлены экскурсионные команды, принято участие в ежегодных Вахтах Памяти по районам Республики Татарстан, проведены общешкольные игры по истории блокадного Ленинграда.

Многие сетуют на современную молодежь, но глядя назад, на все экспедиции и результаты их, можно сказать, дети разные, но реакции в ходе и после экспедиций одинаковые, что говорит о правильности, нужности необходимости данного направления работы, как для детей, так и для родителей.

Воспитание ценностей у ребенка возможно при обращении к его внутреннему миру, тогда личность обучающегося становится целостной, интегрированной. У ребенка формируется активная жизненная позиция, и происходит самовыражение…

Новости по теме

Я по тебе скучаю. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Публикации 27 января 2024
Я по тебе скучаю. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Тема эвакуации советских детей в годы войны и их жизни на местах перемещения нашла отображение в новой работе казанской киносъемочной группы в художественном фильме «Мин сине сагыңам» («Я по тебе скучаю»).

«Христианином может стать только тот, кто видел христианина». Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова)
Публикации 22 октября 2023
«Христианином может стать только тот, кто видел христианина». Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова)

Светлой памяти архиепископа Михея (Хархарова). О приснопамятном архипастыре рассказывает клирик Казанской епархии иеромонах Кирилл (Корытко)

Записки семинариста
Публикации 4 июля 2023
Записки семинариста

Своими размышлениями о жизни в Казанской семинарии, об обучении в стенах духовной школы и смысле получаемого опыта делятся выпускники семинарии Александр Алексеев и Павел Силайчев.

Светлой памяти непревзойдённого учителя
Публикации 3 июля 2023
Светлой памяти непревзойдённого учителя

3 июля 2023 года исполнилось 11 лет со дня кончины казанского историка, преподавателя Казанской духовной семинарии, руководителя отдела Казанской епархии по канонизации святых Евгения Васильевича Липакова (1959—2012).