В сегодняшний воскресный день мы слышали притчу о богаче и Лазаре. Эта притча показывает нам будущее время. Закончится наша земная жизнь, мы предстанем перед Богом, и решится наша участь в вечности. У земной жизни есть начало — когда мы рождаемся, и конец — когда мы умираем. А загробная жизнь, жизнь будущего века, о которой говорит Господь, вечна. Мы можем вечность находиться рядом с Богом, как повествует сегодняшняя притча, на лоне Авраамовом, а можем находиться ниже — там, где плач и скрежет зубов.
Этот плач не оттого что мы потеряли что-то, чем обладали, к чему стремились. Мы ведь не стремимся быть с Богом в этой жизни. Живем так, словно Бог нам не нужен. Мы исполняем какие-то внешние вещи — ходим в храм, исповедуемся, причащаемся. Но бывает так, что, даже совершая все это, мы не приближаемся к Богу. Мы не живем с Богом. Мы не слышим Его Божественные Заповеди, мы не слышим Его Божественного Откровения, мы не читаем Священное Писание, а если и читаем, то невнимательно, не вдумываясь, не вслушиваясь в слова, которые говорит Господь.
В притче, которую мы слышали за богослужением, есть удивительный момент. Богач просит Авраама послать бедного Лазаря в его дом, чтобы тот рассказал его братьям о том, что их ждет в будущем. Богач помнит, как он жил сам, знает, как живут его сродники, и понимает, к чему такая жизнь приведет. Он хочет предупредить своих родных, так как не желает им участи, которую сам унаследовал. А что говорит Авраам? Он говорит, что у людей, живущих на земле, есть Моисей и пророки, если их не слушают, то и воскресшим из мертвых не поверят.
Господь говорил с нами через Священное Писание и Предание, Он посылал пророков. Он посылает Сына Своего Единородного для спасения каждого из нас, но нам и этого недостаточно. Какое нужно еще нам Откровение? Чтобы гром гремел среди ясного неба? Возможно, получив такой видимый знак, мы удивимся и сделаем какие-то выводы. Но ведь гром не может греметь каждый день. Чудеса и знаки Божии не могут происходить каждый день, да мы и не всегда их замечаем...
В сегодняшний воскресный день мы также вспоминаем мучеников Маркиана и Мартирия, которые жили в IV веке. Это удивительные святые. Их жития длиной всего в несколько строчек, как и жития многих других мучеников того времени. Нам мало что известно об этих людях, но мы знаем, что они стояли за правую веру. Они были крепки в исповедании веры. Они твердо знали, за что стоят. Ведь невозможно быть мучеником и не понимать при этом, что ты делаешь. В этом нет мученичества. Мученик — это свидетель, свидетель Христа.
Мученики Маркиан и Мартирий своей жизнью свидетельствовали о Христе. Время их земной жизни было не самое простое. Тогда было много различных ересей. Святые Маркиан и Мартирий боролись с ересью Ария. Эта ересь была уже осуждена, но последователи учения Ария продолжали заполнять Константинополь. Сейчас ведь ересей практически нет. Мы знаем только о расколах. В раскол уйти просто — подумал что-то и ушел. А ересь — искажение догматов нашей веры. Чтобы исказить догматы, надо их знать.
Люди, которые жили тогда, знали, что они делали. Любая ересь чаще всего возникала от большого ума. Человек в то время много думал и говорил о Боге. Священное Предание свидетельствует, что о Боге разговаривали на каждой улице, на рынке в Константинополе говорили о Боге. А сейчас мы даже не знаем, во что верим. Нам это неинтересно. Внешние правила мы исполняем — носим крестик, приходим в храм... Но во что мы верим? Верим ли мы в жизнь будущего века по-настоящему? На каждой Литургии мы об этом поем, а не выражается ли наше упование одними лишь словами?
Мы должны задуматься о том, во что мы верим и для чего. Если мы действительно хотим достичь жизни будущего века, то мы и жить должны соответственно. Мы должны быть с Богом каждый день нашей жизни, тогда уже на земле мы удостоимся райского состояния, которое перейдет в жизнь будущего века. Тогда мы будем на лоне Авраамовом, а не там, где плач и скрежет зубов.
Плач, о котором говорится в Священном Писании — это плач об отсутствии Бога. Если в этой жизни мы еще можем что-то сделать, чтобы Его достичь, то когда свершится над нами суд, уже что-либо изменить будет нельзя. Мы будем видеть Бога издали и будем видеть людей, которые находятся рядом с Ним в вечном блаженстве. Мы будем скорбеть и плакать уже не какое-то короткое время нашей жизни, а вечность.
Пример святых мучеников должен быть назидательным для нас. Важно, чтобы мы знали, во что верим, чтобы исповедовали Христа своей жизнью, не боялись чего-то внешнего, а боялись потерять Бога в своей жизни. Все внешнее когда-то пройдет. Чего только не было на земле: стреляли, убивали, преследовали. А вера осталась, и Церковь стоит и будет стоять до скончания века.
Нет никакой другой печали и нет никакого другого горя, кроме жизни без Бога, в Его отсутствии. Хотя Господь всегда рядом с нами. Он ждет нашего обращения, ждет движения нашей души, чтобы протянуть нам руку помощи и утешить нас в наших скорбях и печалях.