Материнство в блокадном Ленинграде

4786
Фото

В 2022 году отмечается 78-летие Освобождения Ленинграда от блокады. Осаждение города стало самым тяжелым испытанием для жителей за всю историю Северной столицы

Блокада длилась ровно 872 дня. Немцы взяли город в кольцо 8 сентября 1941 года, а 27 января 1944-го жители Северной столицы радовались полному освобождению города от фашистской блокады. В течение полугода после снятия блокады враги еще оставались под Ленинградом: их войска находились в Петрозаводске и Выборге. Солдаты Красной Армии изгнали фашистов от подступов к городу в ходе наступательной операции летом 1944 года.

До конца первого месяца блокады жители осажденного города получали довольно неплохой хлебный паек, на 2 сентября 1941 года рабочие и инженерно-технические работники получали по 600 граммов, служащие — по 400 граммов, детям и иждивенцам — по 300 граммов. Когда стало очевидно, что запасов муки не хватит надолго, норму резко сократили. Так, в ноябре и в декабре 1941 года городские служащие, иждивенцы и дети получали всего по 125 граммов хлеба в день. Рабочим выдавали по 250 граммов хлеба, а составу военизированной охраны, пожарных команд и истребительных отрядов — по 300 граммов. Современники не смогли бы употреблять в пищу блокадный хлеб, потому что его готовили из практически несъедобных примесей. Хлеб пекли из ржаной и овсяной муки с добавлением целлюлозы, обойной пыли, хвои, жмыха и нефильтрованного солода. Буханка получалась очень горькой на вкус и абсолютно черной.

В годы блокады в Ленинграде родились 95 тысяч детей. Большинство из них, около 68 тысяч новорожденных, появились на свет осенью и зимой 1941 года. В 1942 году родилось 12,5 тысячи детей, а в 1943-м — всего 7,5 тысячи. Чтобы малыши выжили, в Педиатрическом институте города организовали ферму из трех породистых коров, чтобы дети могли получать свежее молоко: в большинстве случаев у молодых матерей молока не было.

К осени 1941 года в Ленинграде работало пятнадцать родильных домов. В связи с эвакуацией и близости фронта постепенно большинство из них перепрофилировалось в госпитали. К тому же врачи, акушерки и медсестры массово уходили на фронт по призыву либо добровольцами, их число в городе сократилось втрое. Однако шесть роддомов работало даже в тяжелейшем 1942 году. Работали и женские консультации в каждом районе, всего их было не менее тридцати четырех, и восемьдесят процентов беременных посещали их достаточно исправно, несмотря на голод, холод и бомбежки.

Даже в 1943 году родилось более семи тысяч маленьких ленинградцев, вся жизнь которых до рождения уже прошла в условиях блокады. И, по данным статистики, около 85% этих детей выжили на момент полного снятия блокады! Хотя по сравнению с довоенными цифрами (около семидесяти тысяч родов в год) это немного, но для истощенного города это был еще один настоящий подвиг — невзирая ни на что, сохранять еще не рожденные и только что увидевшие свет жизни, выхаживать малышей и спасать их мам.

А условия, в которых приходилось работать врачам и акушерам, были поистине сложнейшие. Вот как описывал их профессор К. К. Скробанский, ведущий акушер города: «Работа в темноте, подчас в неотапливаемых помещениях, при отсутствии водопровода и горячей воды, с недостаточным количеством белья, с большой нехваткой обслуживающего, особенно медицинского, персонала — все это требовало громадной затраты энергии от всех работников наших отделений. Часто не хватало хотя бы скудного освещения, теплой воды, наличия чистого белья. В условиях суровой зимы 1941—1942 годов было особенно трудно поддерживать надлежащую температуру в помещениях, предназначенных для ведения родов, чтобы согреть как обнаженную мать, так и новорожденного. Даже этих минимальных условий для акушерской работы многие отделения не могли иметь и для их создания медицинским работникам часто приходилось предпринимать героические усилия: согреть воду и помещение, осветить палату, дать женщине, только что родившей, горячую пищу». Сами истощенные, акушерки и медсестры при бомбежках переносили тяжелобольных и новорожденных в подвалы. Сохранилось свидетельство о том, как в одну из ночей 1942 года медсестра Педиатрического института вынесла на своих руках в бомбоубежище двадцать восемь младенцев! В ту же ночь из сорока рожениц трое родили прямо во время артобстрела. Конечно, экстремальные условия жизни беременных не могли не сказаться на физическом развитии младенцев. Уже с сентября 1941 года у женщин блокадного Ленинграда рождались дети с маленькой массой тела и небольшим ростом.

По сравнению с 1940 годом рост новорожденных уменьшился на два сантиметра, окружность головы и груди — почти на полтора сантиметра. И даже после снятия блокады Ленинграда в январе 1944 году эти показатели не достигли уровня довоенного времени, оставаясь низкими и в 1944 году, и в 1945 году — сказались тяжелые годы, пережитые мамами. Понятно, что маловесные, часто недоношенные дети были более подвержены разным заболеваниям, и младенческая смертность в годы блокады повысилась, доходя до двадцати процентов... Больше было и осложнений, связанных с беременностью, у матерей — в первую очередь, увеличение числа поздних токсикозов беременных и эклампсии, вызванных авитаминозом и дистрофией — в конце 1941 года они отмечались у восьмидесяти процентов беременных. Однако город всеми силами старался спасти будущих матерей от голода. Беременные женщины получали рабочие продуктовые карточки (600 грамм хлеба), а с середины 1942 года — дополнительное питание, начиная с шестого месяца беременности: 500 граммов молока, 87 граммов крупы, 60 граммов мясных изделий, сорок граммов сахара, сорок граммов жира и 40 граммов сгущенного молока, всего 2 356 килокалорий. Дополнительно выдавались витамины.

В связи с этим, а также с отсутствием транспорта, значительно чаще женщины рожали дома — они просто не успевали добраться до роддома. Поэтому со второй половины 1942 года женщин стали госпитализировать заранее. К тому же в роддомах было тепло и можно было относительно сытно питаться. Но часто из-за истощения у большинства мам молока было совсем мало. В роддомах стремились спасти всех детей, поэтому собирали молоко у всех родивших женщин и распределяли поровну между новорожденными, в первую очередь отдавая его самым слабым.

Нередко женщины, чей ребенок не выжил, продолжали месяцами отдавать своё молоко другим детям, становясь их молочными мамами.

«Женщины поступали на роды в крайне истощенном состоянии, с весом 38-40 килограммов. Многие кормить грудью не могли. Все молоко, которое удавалось сцедить родильницам, распределялось на всех детей, по 50 миллиграмм на ребенка. Кормили детей из бутылочек с сосками, похожими на пипетки» — вспоминает бывшая медсестра роддома №2 Ленинграда.

А в дополнение к скудному количеству грудного молока ученые блокадного Ленинграда срочно работали над созданием детского питания из того, что было доступно в голодающем городе. В 1942 году в педиатрическом института и находившейся при нем молочно-пищевой станции придумали четырнадцать рецептов соевой смеси, которая и спасала маленьких ленинградцев.

Безусловно, подвиг женщин блокадного Ленинграда — велик. Жертвуя собой, они решались вынашивать и рожать детей в столь непростое и тяжелое время, так сильно было их желание подарить этому миру маленькое чудо и новую жизнь. Слава Богу, сейчас мы живем в мирное время, в наших домах тепло, и уютно, не надо уже думать, как отстоять в длинной очереди на холоде за блокадным хлебом, но современная женщина находит для себя все больше причин отказа от дара чадородия.

Приносим низкий поклон подвигу жителям блокадного Ленинграда, дедам и прадедам, бабушка и прабабушкам, пожертвовавшим своими силами и жизнями для нас с вами. Мы должны помнить.

Новости по теме

В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» В Казани состоялось итоговое заседание экспертной комиссии регионального этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

В Управлении Казанской епархии состоялось итоговое заседание экспертной комиссии I этапа XIX ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Представитель Центра защиты материнства «Умиление» посетила семинар, посвященный популяризации семейных ценностей в подростковой среде Представитель Центра защиты материнства «Умиление» посетила семинар, посвященный популяризации семейных ценностей в подростковой среде

На днях в Йошкар-Оле во Дворце молодежи Республики Марий Эл в рамках Года семьи прошел семинар, посвященный формированию семейных ценностей у подростков.

В социальном приюте для семей с детьми в Зеленодольске открыта вакансия дежурного координатора В социальном приюте для семей с детьми в Зеленодольске открыта вакансия дежурного координатора

В Социальном приюте «Мамино Гнёздышко» в городе Зеленодольске, где проживают беременные женщины и мамы с детьми в трудной жизненной ситуации, открыта вакансия дежурного координатора.

В Зеленодольском благочинии действует Центр помощи беременным женщинам и семьям с детьми В Зеленодольском благочинии действует Центр помощи беременным женщинам и семьям с детьми

В Казанской епархии реализуется социальный проект «Мамино гнёздышко», направленный на оказание комплексной помощи беременным женщинам и мамам с детьми в трудной жизненной ситуации. Организатором выступает Автономная некоммерческая