Публикации

Как Православие относится к современному спорту?

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
иерей Валерий ВАРНАШОВ
Как Православие относится к современному спорту?

Сегодня, 4 февраля, в Пекине открылись XXIV Олимпийские зимние игры. В настоящем материале порассуждаем о том, как Православие относится к современному спорту.

Я не зря написал «к современному спорту». То, что мы сейчас называем спортом, несколько отличается от того, что было в древности, от того, что видели древние отцы Церкви. Вы, уважаемые читатели, наверняка встречались с разными мнениями по отношению к спорту среди православных. Кто-то считает, что спорт — это грех, поскольку имеет языческие корни, кто-то, напротив, считает, что ничего плохого в нем нет. Я не хотел бы вам навязывать свою точку зрения. Давайте вместе подумаем, как же нам христианам следует относится к современному спорту.

Сначала, конечно же, обратимся к Священному Писанию. Есть ли в нем упоминание о спорте? Конечно, есть. Вот апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:24). В этом отрывке из послания к Коринфянам апостол Павел сравнивает духовный подвиг христиан с подвигом спортсменов. Слово «подвижники» в русском переводе Библии не совсем точно передает содержание. Ученые говорят, что лучшим переводом здесь было бы «соревнующиеся», «состязающиеся». Апостол сравнивает себя со спортсменами, которые воздерживаются от чего-либо для получения победы в соревновании, а он (и все христиане) воздерживаются для получения венца нетленного. К сожалению, это единственное упоминание о спорте в Библии.

Что же говорят нам отцы Церкви? Прежде чем говорить об отношении древних отцов Церкви к спорту, сначала скажем, что они видели совсем не такой спорт, который мы видим сейчас. Олимпийские игры в древности являлись частью языческого культа. Начало и конец игр сопровождалось жертвоприношениями богам. Однако вместе с этим во время игр прекращались войны, идеалом для спортсменов считалась честность. Атлеты долго и упорно готовились. И уже тогда победа спортсмена была престижной и для полиса, который он представлял. В Римской империи спортивные игры были сопряжены с убийствами. В частности, всем известные гладиаторские бои были своего рода древнеримским спортивным шоу.

Отсюда становится понятным почему многие древние отцы Церкви так отрицательно относились к соревнованиям и вообще к зрелищам. В частности святитель Иоанн Златоуст осуждал своих слушателей за то, что те после беседы с ним отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плачь». Об этом наставлении стоило помнить и современным спортивным болельщикам. Естественно, осуждали отцы Церкви и присутствие на гладиаторских боях, поскольку христианин не должен присутствовать при убийстве, не помешав ему.

Однако при всем этом отцам Церкви был близок образ тренирующегося спортсмена, который впервые использовал апостол Павел. По их мнению, истинные атлеты — это христиане-мученики, которые выстояли в духовной борьбе и получили венец от Бога.

Из церковной истории мы знаем, что олимпийские игры были запрещены в 394 году императором Феодосием Великим, а в 400 году были окончательно запрещены гладиаторские бои. Итак, отцы Церкви осуждали идоложертвенное содержание древних спортивных игр, христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку зависимость от языческой толпы вводила людей в неистово греховное состояние. Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения спортсменов, но порицали цель их подвигов — победу ради тщеславия и земных подвигов. Они призывали искать не земной славы, а славы Божией.

Теперь о современном спорте. Современные олимпийские игры и другие спортивные соревнования не сопровождаются жертвоприношениями идолам и языческим богам. Во время соревнований атлеты не убивают друг друга (как в гладиаторских боях). Отсюда можно сделать вывод, что христиане могут участвовать в соревнованиях, это не противоречит христианской вере.

И многие святые близкие к нашему времени советовали заниматься спортом и физкультурой. К примеру, святитель Феофан Затворник в своих письмах духовным чадам рекомендовал людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, этот святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. А святитель Василий епископ Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Перу святителя Василия принадлежит и такие слова: «…всякая сила и способность не только в человеке, но и во всяком живом существе при употреблении и упражнении развивается, без употребления же отмирает, или, как говорят, атрофируется. Действие этого закона можно наблюдать везде и всегда. Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость».

В Основах социальной концепции Православной Церкви сказано: 

«Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

Но все это мы говорим о занятии спортом. Совсем другой разговор о поведении спортивных болельщиков, особенно футбольных болельщиков. Надо сказать, что в древней Византии болельщики играли большую роль. В частности, в Константинополе партии болельщиков на конских бегах порой решали, кто будет следующим императором, и это было уже в христианской Византии. В современности болельщик редко занимается спортом, зачастую все любят болеть с бутылкой пива в руке перед телевизором, что конечно, вовсе не полезно для здоровья ни телесного, ни душевного. Многие явления среди болельщиков никак нельзя одобрить с точки зрения христианства. Нельзя одобрить поклонение спортсменам как «кумирам», нельзя одобрить поведение на стадионе, сопряженное с ненавистью к болельщикам другой команды. Также возмутительно поведение спортивных болельщиков после матчей, когда возникают драки или даже целые побоища, в которых страдают люди. Все это говорит о том, что православный болельщик должен быть очень осторожен в своем поведении и избегать тех греховных явлений, которые мы уже упомянули. В тоже время болеть за команду своей страны, мне кажется, является проявлением патриотизма, который Церковь всегда одобряла. Болельщики своей Родины сплачиваются вокруг своей команды, что воспитывает в болельщиках любовь к своей стране.

Итак, какие же выводы мы можем сделать? Занятие спортом, которое полезно для здоровья, не противоречит христианскому учению. Православный спортсмен должен посвящать свои победы Господу и благодарить Его за них. Впрочем, и поражения не должны приводить к унынию, но к стремлению усерднее тренироваться. Любой верующий должен учиться у спортсменов усердию к достижению подвигов и аскетичности.

По моему личному убеждению, болельщик должен также заниматься спортом. При этом многие явления среди современных болельщиков заслуживают осуждения. Однако болеть за команду своей страны, мне кажется, полезно, так как воспитывает среди болельщиков патриотизм, сплоченность и любовь к Родине, что также не противоречит христианскому учению.

Теги:
Церковь и спорт
спорт
Церковь и общество

Все публикации