Христово Рождество: волхвы и пастухи

2033
Фото

Задолго до событий Рождества Христова рождественскую звезду увидел человек, который казалось бы этого совершенно не заслуживал, звали его Валаам. К нему обратились за помощью моавитские цари. А помощь им была нужна весьма специфическая, так как Валаам был волхвом, то от него требовалось произнести проклятие в адрес воинственного народа, который называл себя избранным Богом, при чем только Одним. Вся армия богов моавитских была бессильна перед Богом этого народа. Валаам после долгих уговоров согласился, но по дороге его ослица наотрез отказалась идти, после нескольких ударов от хозяина, животное заговорило, упрекая Валаама в жестокости. Вот тогда он увидел Ангела, загородившего им дорогу.

Волхв моавитский Валаам, вразумленный чудом с ослицей, не стал проклинать Израиль, напротив произнес благословение. Вот тогда он и увидел рождественскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17)

Может быть, также и волхвы персидские, как и древний Валаам, увидели ту самую звезду Иакова и пошли за ней.

Что мы знаем о рождественских волхвах? В первую очередь посмотрим внимательно на евангельский текст: в нем не сказано ни как их звали, ни сколько их было. Евангелист Матфей говорит лишь, что они были «волхвами» (по-древнегречески μάγοι), и они были с Востока. Церковное предание называет их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар. Надо сказать, что эти имена впервые встречаются лишь в VII веке в сочинениях западного богослова Беды Достопочтеннного. То, что волхвов действительно было трое видно из даров, которые они преподнесли родившемуся в Вифлееме — золото, ладан и смирну.

Не стоит пугаться наименования «волхвы». Один из главных постулатов Евангелия звучит как то, что «Христос пришел спасти грешников» (Мф.18:11; 1Тим.1:15). Ко Христу приходили мытари и блудницы — совсем уж неправильные с точки зрения Закона люди. Поэтому и здесь с первых же страниц Евангелия мы узнаем, что к только что Родившемуся Мессии пришли не законники, фарисеи и священники, а персидские волхвы, которые по звезде узнали место рождения Спасителя. Как мы помним из Евангелия, волхвы сперва пришли в Иерусалим, где спросили у Ирода и первосвященников место рождения Иудейского Царя. Когда же им ответили, что это должно произойти в Вифлееме, они отправились туда. Но почему-то с ними не пошли иерусалимские первосвященники и священники. Обратите внимание, что звезда вновь появилась и указала точное место только после того, как волхвы побывали в Иерусалиме, то есть Господь направил их в святой город для того, чтобы засвидетельствовать о Рождестве Спасителя.

Кто же они были эти «волхвы»? Славянское слово «волхв» означает «языческий жрец», служитель языческого культа. Традиция считает их больше учеными, изучавшими звезды, чем их служителями. Возможно, они до обращения ко Христу действительно покланялись звездам, ведь и тропарь Рождества Христова указывает на них, говоря «звездам служащии звездою учащуся Тебе кланятися Солнцу Правды».

Что же побудило их идти за этой звездой? Время вавилонского пленения иудеев не прошло бесследно для самих персов. Пророк Даниил предсказал основателю их государства царю Навуходоносору последовательную смену различных империй — Вавилонской, Мидо-персидской, Греческой и Римской. И вот наступило время последней империи, во время которой должен был родиться Тот, кто наполнит Собой всю вселенную. Волхвы также помнили и упомянутое нами пророчество Валаама о звезде Иакова. Поэтому появление новой звезды восприняли как знак, свидетельствующий о начале новой эпохи, эпохи владычества царя Иудейского — Мессии.

После поклонения Богомладенцу волхвы по указанию от ангелов вернулись на родину, минуя Иерусалим, чтобы Ирод не узнал место рождения Спасителя.

О дальнейшей жизни волхвов мы практически ничего не знаем. Церковное Предание говорит нам, что бывших волхвов крестил святой апостол Фома, и они в последствии мученически погибли в Месопотамии. В Германии в городе Кёльне сейчас мощи Каспара, Валтасара и Мельхиора находятся в центральном католическом соборе. Западная традиция называет их также не только волхвами, но и царями или «тремя королями».

Богомладенцу поклонились не только волхвы, но и пастухи. Евангелие от Луки не сообщает нам ни сколько их было, ни их имена. Также и в Церковном Предании их имена не сохранились. Скорее всего и они приняли в последствии христианство, т.к. именно они могли сохранить в памяти и передать евангелисту рассказ о видении ангелов и песнь, которую те воспевали.

Если волхвы, будучи богатыми, принесли дары Христу, то пастухи принесли только радостную весть о благовестии ангелов. Считается, что эти пастухи занимались разведением животных для жертвоприношений, и видение Родившегося Спасителя должно было стать тем знамением, которое указывало на Единого Жертвенного Агнца, на будущую отмену жертвоприношений.

Путь, проделанный волхвами в Вифлеем, является образом пути ученого человека к Богу. Многие астрофизики, современные ученые, изучающие звезды, обращаются к Богу, понимая, что все эти миллиарды звезд не могли возникнуть иначе, как по божественной воле.

В эти святые дни от Рождества Христова до Крещения Господня мы вместе с пастухами и волхвами шествуем к уже Родившемуся Богомладенцу. И вот храм — это та же вифлеемская пещера.

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6) — восклицает пророк Исайя, еще один провидец Боговоплощения. Воскликнем и мы вместе с ним, прославим Младенца и Бога, Человека и Господа, Страдальца и Победителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Новости по теме

Священники Казанской епархии поздравили с Рождеством воспитанников социальных учреждений Священники Казанской епархии поздравили с Рождеством воспитанников социальных учреждений

В дни празднования Рождества Христова священнослужители Казанской епархии посещают социальные и воспитательные учреждения, проводят вероучительные беседы и передают подарки подопечным.

В день отдания Рождества Христова в Культурном центре имени А.С. Пушкина пройдёт творческий праздник
Анонсы и объявления 12 января 2024
В день отдания Рождества Христова в Культурном центре имени А.С. Пушкина пройдёт творческий праздник

13 января в Культурном центре имени А.С. Пушкина города Казани (ул. Карла Маркса, 26) состоится творческий праздник, посвящённый Рождеству Христову.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Христова города Казани Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Христова города Казани

12 января, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова города Казани.

Священник поздравил с Рождеством Христовым осужденных, находящихся на лечении в больнице при исправительном учреждении Священник поздравил с Рождеством Христовым осужденных, находящихся на лечении в больнице при исправительном учреждении

К светлому празднику Рождества Христова отдел по тюремному служению Казанской епархии организовал доставку сладостей и фруктов в исправительные учреждения Татарстана.