Публикации

Три дня поститься, всю ночь молиться — правда ли, что подготовка к Причастию невыносимо тяжела

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Илья ТИМКИН
Три дня поститься, всю ночь молиться — правда ли, что подготовка к Причастию невыносимо тяжела

Сложно готовиться каждую неделю ко Святому Причастию. Это один из самых распространённых поводов, из-за которого многие отказываются от соединения с Богом, потому что к этому тяжело подготовиться.

Обратите внимание, речь идёт не о духовной подготовке. Ведь надо о предстоящем причастии думать всю неделю, жизнь свою проживать очень осторожно (как бы не оскорбить Бога, не отдалиться от Него!), нельзя ни с кем поссориться и не попросить прощения, нельзя чересчур увлечься земным и потерять к воскресенью страх Божий, трепет перед Чашей… А если вдруг пропадёт желание причащаться, если жизнь покажется «нормальной» и без Христа? Такое бывает, если совсем оторвёшься от Него в суете, и как тогда придётся молиться, чтобы Бог вернул это ощущение хотя бы маленькой, но тоски по Себе!

Вышенаписанное — очень важно, и составляет, наверное, главную сложность подготовки к причастию. Однако вопросы вербующие задают о другом, о другой подготовке. О какой же? О внешней, призванной помочь внутренней работе.

Сложна ли эта внешняя подготовка? Сейчас посмотрим. Вот добавочные молитвы, которые мы используем перед причастием. Это четыре канона и десять молитв. Занимает 1-2 часа. Три канона при этом можно распределить на всю неделю, то есть по пятнадцать минут дополнительного разговора с Богом в среду, четверг и пятницу, и ещё полчаса-час в субботу. Много это, неподъёмно ли? Конечно, нет — в большинстве случаев.

Теперь о посте. Для тех, кто причащается несколько раз в год, пост особенный — от трёх до семи дней. Но речь о еженедельном причастии. Здесь достаточно поститься в среду и пятницу [1] (это мы априори делаем — хоть причащаемся, хоть нет), плюс некоторые священники советуют поститься вечером в субботу после службы. Всё! То есть пост не является препятствием.

Конечно, надо помнить, что если мы берём на себя подвиг христианства, вся наша жизнь превращается в сплошной пост, постоянное воздержание. И причастие это прекрасно выявляет, кстати.

Ты можешь жить по своим правилам, причащаясь раз в год, и искренне верить, что ты прекрасный христианин. Но потом потихоньку переходишь на еженедельное приобщение, и что оказывается? Предстоящее причастие и связанный с этим страх Божий вдруг запрещают тебе объедаться в гостях и дома после работы. Ты вдруг понимаешь, что поглядывать, как раньше, на симпатичных девушек в метро — вообще некомильфо, и надо от привычки избавляться. Ты начинаешь ограничивать просмотр «Вечернего Урганта» и любимых комедий, потому что недавно причастился, а телевизор как-то уж слишком рассеивает собранность чувств и воли, расслабляет сознание.

Да, вся жизнь превращается в пост. Но как прекрасна такая жизнь! Какие новые, чистые интересы появляются у человека! Как летний дождик по пути на работу или котёнок в подъезде вдруг становятся причиной хорошего настроения и радости о Боге… Как каждая минута жизни наполняется смыслом, напоминает о приближении Вечности, заставляет освятить себя памятью о Христе и молитвой… Это дорогого стоит.

 

[1] Соборный документ «Об участии верных в Евхаристии» говорит по этому поводу: «Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения духовника».

Источник: У стен Церкви

Теги:
Евхаристия
Причастие
духовная жизнь

Все публикации