В это воскресенье мы слышим историю о женщине (Лк. 13:10–17), восемнадцать лет скорченной немощью. Ее исцеление в субботу вызывает гнев начальника синагоги. Как так: день покоя, а Иисус «самочинствует»? Не положено. Не по правилам. Возникает конфликт, и в нем — ключ к очень важной двери.
Христос указывает на очевидное: в субботу каждый хозяин отвяжет своего вола или осла и отведет напоить. Забота о твари в день покоя естественна. Значит, истинный покой — не в бездействии, а в делах милосердия. «Субботний покой» Божий — это не остановка жизни, а ее вершина, состояние, в котором нет места страданию и узам. Исцеляя «дщерь Авраамову», которую «связал сатана», Христос не нарушает субботу. Напротив, Он впервые по-настоящему ее исполняет, являя её как день победы над всяким злом.
Если, прочитав этот отрывок, заглянуть в свое сердце, мы увидим, что и наша вера нередко становится «скорченной». Мы сгибаемся под тяжестью формальных правил, внешнего благочестия, суетных забот, теряя из виду самое главное: Бог есть любовь, и религия дана для освобождения человека, а не для нового порабощения. Правила ради правил — это не наша история. Начальник синагоги — не злодей, он просто «скорчен» своим пониманием Закона, не может выпрямиться и увидеть в страдающей женщине живого человека, а в субботе — милость Божию.
Пост — хорошее время, чтобы спросить себя: чем мы связаны? Какая внутренняя «немощь» уже много лет не даёт нам выпрямиться и полностью устремиться к Богу? Уныние, осуждение, страх, рабство привычке?
Христос и сегодня обращается к каждому в храме Своей Церкви: «Ты освобождаешься от недуга твоего». Он прикасается к нам Своей благодатью, чтобы мы могли распрямиться, поднять глаза от земли к небу и, как та исцелённая женщина, сразу начать славить Бога — не лицемерным соблюдением правил, а свободной, радостной и прямой жизнью в Нём.