«Чтобы в ад не попасть, думаем мы, нам надо прочитывать утреннее правило, ужас как неохота, но надо»

2497
Фото


Рубрика «Школа молитвы», выпуск 6

Продолжаем публиковать стенограммы бесед, которые проводятся в приходе Воскресения Христова города Нижнекамска. Студенты вместе с преподавателем рассматривают учение о молитве и вместе находят ответы на практические вопросы, возникающие у тех, кто учится разговаривать с Богом.

Помните, в прошлый раз говорили, что когда дома к иконам идём молиться, то надо прилично одеться? Вот что говорит отец Иоанн Кронштадтский:

«Молясь Богу, беседуешь с Ним лицом к лицу: беседуй же с Ним как с Царем — глаз на глаз, и отнюдь ничем посторонним сердце да не занимается в это время и ни к чему не прилепляется, ибо скажи: станешь ли ты, разговаривая с царем или царицею, заниматься в это время чем-либо посторонним или маловажным, например, смотреть в окно на проезжающих или рассматривать вещи, находящиеся в покоях и проч.? И не было ли бы это крайней обидой для царского величия? Как же мы, при беседе с Господом, делаем подобное и гораздо хуже этого?».

Ещё одна цитата на эту же тему:

«В виду высочайших, важнейших предметов веры, в виду величайшей святости, какая суета, какие глупые мечтания занимают очень нередко многих из нас! Вот человек стоит пред иконами Господа, Божией Матери, Ангела, Архангела, святого или целого лика, дома или в храме, и иногда вместо молитвы, вместо отложения на это время, в этом месте, всякого житейского попечения, он сводит свои счеты и расчеты, расходы и приходы, услаждается прибылью, огорчается опущением прибыли или неудачею в предприятиях (о душевной прибыли или убытке, конечно, нет и помину), или мыслит зло о ближнем, преувеличивая его слабости, страсти, подозревая его, завидуя ему, осуждая его или, если это в церкви, вглядываясь в лица стоящих близ него, также на то, кто как одет, кто хорош и кто нет, или построяя планы, где побывать, в каком удовольствии или в какой суете провести день и проч.

И это часто бывает, когда совершается высочайшее, пренебесное таинство Евхаристии, то есть Пречистого Тела и Крови Господней; когда мы должны быть всецело в Боге, всецело заняты размышлением о совершающемся ради нас таинстве искупления от греха, вечного проклятия и смерти, и о тайне нашего обожения в Господе Иисусе Христе. Как мы измельчали, как осуетились, а все отчего? От невнимания и нерадения о своем спасении, от пристрастия к временному, от слабой веры или неверия в вечность».

И последнее.

«Призывая на молитве Господа Бога в трех Лицах, помни, что ты призываешь Безначального Отца всей твари, Ангелов и человеков, что тебе, призывающему, удивляются все Силы небесные и с любовью взирают на тебя за то, что ты с верою и любовью и подобающим благоговением призываешь общего их и нашего Отца, Творца Вседержителя и Господа, Коего они безмерно любят, пред Коим крепко благоговеют.

О, какое высокое счастье и блаженство, какое величие, какое достоинство — призывать Вечного Отца! Дорожи постоянно и неизменно этим высочайшим счастьем, этим блаженством, которое предоставила тебе бесконечная благость Бога твоего, и не забывайся во время молитвы твоей. Тебе внимает Бог, тебе внимают Ангелы и святые Божии человеки. Прослезился я, писав эти строки».

Этой радости лишены многие люди, которые либо не веруют, либо веруют в рамках какой-то другой религии, которые общаются со сверхъестественными силами при помощи магических ритуалов. Они даже не подозревают, что с Богом можно встать и поговорить.

И ещё. Детишки наши — для них это естественно? Если их научили, что есть Бог, они без проблем подходят и искренне беседуют с Богом. Им мало лет, они пока не лицемерны, могут они взять молитвослов и стоять читать? Они в этом не увидят смысла. Поэтому будут искренне молиться своими словами.

Если уж мы имеем дерзновение общаться с Богом, то нужно это делать со страхом Божиим. Страх Божий это что? Некая субординация, понимание того, что мы разговариваем с Тем, Кто был всегда, Кто создал землю, с Кем разговаривали царь Давид и множество святых. С Тем, Который всю жизнь был на земле, и с Которым общалось множество людей до нас. Мы сейчас к Нему обращаемся.

И надо помнить, что, когда мы называем Его имя, Господь откликается. Это не просто некий абсолют, это Личность, Он похож на нас, и мы общаемся со Христом, как человек с Человеком.

И вот представьте, мы обращаемся к Нему, Он смотрит на нас, а мы в это время не чувствуем никакого страха, благоговения, смотрим в окошко... Чтобы в ад не попасть, думаем мы, нам надо прочитывать утреннее правило, ужас как неохота, но надо. Отец Иоанн Кронштадский говорил, что такая «молитва» похоже на то, как ведёт себя ребёнок, которому пообещали конфет — но только после того, как он поговорит с папой. Он крутится, изнывает, и вроде что-то отвечает отцу, о чём-то спрашивает, но мысли его совершенно в другом месте — в буфете, где лежат конфеты. Ожидание сладостей полностью затмевает разговор с папой. Не должны мы так Бога оскорблять!

Наши святые отцы советуют, что если мы встаем на молитву, и чувствуем, что сердце наше окаменело, что не можем сосредоточиться — стоит взять духовную книжку попроще и почитать её…

— Или делать поклоны.

— Или, может, водой холодной умыться? Проснуться-то как?

— А я вот с родины Силуана Афонского, и он сказал: когда встаете на молитву, представьте, что в аду горите. Так должна быть молитва выстрадана.

— У всех разные пути к спасению. Кто-то идёт через память об аде, кто-то через предвкушение рая, и у каждого эти две чаши весов расположены по-разному. Не должны мы забывать, конечно, что пройдет несколько лет, и наша участь будет решаться… Так что каким-то образом взбодритесь.

Итак, завершая наш диспут «Когда можно молиться», давайте подведем итог.

1) Можно молиться и в транспорте, можно и на ходу.

2) Можно перед молитвой минут пятнадцать почитать «Несвятые святые», или отца Иоанна Кронштадтского, чтобы настроиться на молитву и мысли не отвлекали.

3) В начале молитвы встаньте благоговейно, и не забывайте, что нас вас смотрит Господь или святой, которому вы молитесь. Постойте в тишине, отбросьте все мысли.

— А можно вопрос? В передаче одной говорят, что после молитвы рекомендуется постоять полчаса. А я себя тренирую, минут десять выходит пока что…

— Интересный способ. Вообще, есть такая популярная история, что один отец, умирая, завещал своему неверующему сыну каждый день по десять минут сидеть одному в комнате и ничего не делать. Не петь, не чесаться, книжку не читать… Просто молча сидеть. И вот после определённого времени сын, деловой и очень занятой человек, вдруг что-то начал понимать во время этих десяти минут своих. И в итоге пришёл к Богу.

Так что это интересная мысль. Здесь речь даже о том, что вы эти полчаса стоите в присутствии Бога. Если у кого-то получается и польза есть, то можно, наверное, такое практиковать.

Ещё одно правило напомню напоследок.

4) Нам тоже одеваться нужно красиво, идя на молитву, ведь и священник красиво одевается, идя на Литургию. Об этом мы говорили ранее.

И ещё буквально пару слов скажу о канонах. Увы, иногда это важная часть службы проходит как бы мимо нас. Вечером во время всенощного бдения в храме во время помазания и после помазания — что происходит в углу у чтеца? Помните, свет приглушается, батюшка с кадилом в последний раз выходит…

Это читаются каноны — древние молитвенные тексты. Три канона обычно прочитываются у нас во время всенощного бдения. Есть такое мнение, его мне рассказывал знакомый семинарист, что вот мы же читаем три канона перед Причастием? На самом деле это всё для тех, кто плохо слушал на всенощном бдении. Или вообще не был. А если внимательно стоять в храме и слушать каноны, то можно дома сократить своё правило перед причастием. Но всё это лучше согласуйте со священником, у которого исповедуетесь, и своим личным опытом и потребностью в молитве.

Причем в храме эти каноны разные бывают, они «привязаны» к конкретной дате. Когда есть память какого-то святого, то читается канон этому святому. Если вы вечером не смогли пойти на всенощное бдение, то можете найти этот канон, дома почитать.

Подробнее, возможно, поговорим еще в следующий раз. Сейчас раздаю вам молитву святителя Филарета Дроздова. Прочитайте её, и домашнее задание — найти то, что тронуло ваше сердце.

Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.

Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова)

Отче! Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред Тобою, сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись!

Аминь.

Продолжение следует...

Новости по теме

«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост
Публикации 21 марта 2024
«Можно ли есть макароны, ведь в них яйца?»: иерей Александр Ермолин о том, что запрещено в Великий пост

Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Как подойти к посту так, чтобы он не стал просто диетой? Кому и какие послабления разрешаются в дни поста? Что делать, если случайно съел непостный продукт?

Радость Великого поста
Публикации 19 марта 2024
Радость Великого поста

Есть в течение года удивительные дни, которые исполнены трудов, воздержания, порой скорбей, требующих терпения и мужества. Но в то же время они приносят удивительную, ни на что не похожую радость...

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Хорошо, что я не фарисей…
Публикации 25 февраля 2024
Хорошо, что я не фарисей…

Для чего читается в храме перед Великим постом притча о мытаре и фарисее? Для того ли, чтоб нам удивиться безумным словам фарисея и… сказать себе (пусть и мысленно): «хорошо, что я не такой, как этот фарисей!»