«Жизнь коротка, как лето»: что делать с мыслями о смерти

75701
Фото

«Ну и дела, уже февраль — а ведь только Новый год отмечали», — протянула моя коллега, глянув на календарь. Вечером в тренажёрном зале машинально перевёл английскую надпись на чьей-то футболке: «Делай это быстрее — жизнь коротка, как лето». Вспомнилась тут же знакомая бабушка 86-ти лет: «Жизнь быстро пролетает — я, кажется, только вчера молодой была, а потом раз — и скоро умирать пора».

Всё оно так и есть. Боюсь даже думать, что там в голове у не верующих в воскресение мёртвых, и как способны они радоваться этой короткой жизни, если даже мы, помнящие Символ веры наизусть, порой ужасаемся мимолётности земного бытия.

Впрочем, у христиан своё отношение к мыслям о смерти. Можно сказать, искусство аскезы приучает нас всегда держать это в голове — в любой момент гостья в тёмном облачении и с косой может постучаться в наши двери. Не зря подвижники любили в гробу спать (или хотя бы на шкаф его в своей келье ставили) и молитву придумали на каждый день перед сном: «Неужели мне одр сей гробом будет».

Здесь, как это часто бывает в христианстве, дихотомия: с одной стороны, мы вслед за преподобным Сисоем Великим не хотим умирать грешниками, так и не исправившись; с другой, как апостол Павел, стремимся к смерти, чтобы скорее встретиться со Христом. С одной стороны, ужасаемся и тоскуем, видя тело в гробу, оставшееся без души; с другой — вспоминаем, что этим путём уже прошёл Бог и победил смерть своим воскресением. С одной стороны, любим жизнь с её восходами и закатами, дождями и солнцем, утренним чаем и дорогой, расстилающейся за лобовым стеклом; с другой — мечтаем скорее попасть в Царство Небесное с его вечной радостью, встречей с любимыми, среди которых главный — Бог.

В сущности, всё здесь не отрицает одно другого. Только покаяние и способно привести нас в рай, а потому надо и каяться, и о встрече с Богом думать. Только правильное отношение к смерти как к тому, чего Господь не творил и чего не хотел, и может дать нам до конца прочувствовать величие Его победы над адом. Только отношение ко всему в мире как к имеющему возможность возродиться в Царствии Небесном и позволяет нам жить здесь, предчувствуя Вечность, в каждом человеке видя драгоценную бессмертную личность, в каждом солнечном луче — отсвет грядущего Царства.

Жизнь и вправду коротка — нечего скрывать. Несколько десятков лет — и ты из пышущего здоровьем юнца превращаешься в дряхлую развалину, это ещё Экклесиаст написал. Но потому так важно не прожить жизнь впустую, не гоняться за ветром и не мечтать о временном — это действительно всё самая настоящая суета сует. Устремиться же к вечному, жить в постоянном предчувствии «будущего века» — вот, наверное, единственный адекватный ответ этому земному бытию, такому беззастенчиво короткому. Короткому, как лето.

Источник: У стен Церкви

Новости по теме

Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...
Публикации 25 октября 2024
Вспоминая чудеса, совершенные Царицей Небесной...

Чем прославилась Седмиезерная икона? В 1654 году от чумы умирали люди, разбегались от неминуемой смерти из городов — в леса, в пустынные места. Ничто не спасало — чума была и в Казани, и в Москве, и в Ярославле.

Что нужно знать о церковной свече?
Публикации 23 октября 2024
Что нужно знать о церковной свече?

Зачем покупать и зажигать в храме свечи? Куда ставить свечу за здравие, а куда — за упокой? Можно ли гадать с церковными свечами? Можно ли купить свечу в одном храме, а зажечь в другом?

Ненависть к человеку. Как с этим бороться?
Публикации 21 октября 2024
Ненависть к человеку. Как с этим бороться?

Ненависть — это крайняя степень озлобленности на кого-то или на что-то. Неприязнь, рознь, вражда —всё это в той или иной мере синонимы к слову ненависть. Так может ли христианин ненавидеть? И если нет, то как с этим бороться?

О смысле Успенского поста
Публикации 23 августа 2024
О смысле Успенского поста

Успенский пост короток — всего две недели, но по строгости своей напоминает пост Великий. Почему такая строгость? И в чем смысл этого особого периода в жизни православных христиан?