19 августа 2018 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском храме села Большие Кабаны (Лаишевский район Татарстана). После чтения Евангелия (Мф. 17:1-9) архипастырь обратился к молящимся со словом проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху» (тропарь праздника Преображения Господня).
Представьте себе картину: Господь путешествует по Галилее, самой красивой части Палестины. Внизу течет полноводный Иордан, вокруг — зеленеющие плодородные долины, колосится пшеница, созревают апельсины, а вдали возвышается гора Фавор. Она располагается недалеко от места земного жительства Христа и от таинственного и величественного Галилейского моря. Неподалёку вы увидите ещё одну гору, Ермон, которая расположена на месте, ныне называемом Голанскими высотами. Удивительное место — в вечно тёплой Палестине холодная и снежная вершина горы Ермон. Помните, в прокимне поется «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются»?
Гора Фавор очень высока, и чтобы достичь вершины, нужно приложить немалые усилия. Сейчас там проложены дороги, можно проехать на автомобиле почти до самой вершины, а тогда Христос со Своими учениками шёл пешком, пробираясь через скалы и колючие кустарники. Конечно, Он знал эти места. Не исключено, что еще в детстве Он уходил на эту гору для молитвы. Поэтому и сейчас Он выбрал это уединённое, удалённое от людей место, взяв с Собой лишь самых приближенных Своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна.
Несмотря на то, что Господь путешествовал всегда со множеством народа и с апостолами, на этот раз Он удалился от них, чтобы помолиться одному. Избранные ученики, уставшие от дороги, возможно, находились в некоем забытии. Но вдруг они очнулись, почувствовав что-то необычное, и увидели, что их Божественный Учитель, с Которым они совсем недавно беседовали, стал удивительно другим. Это был уже не тот Христос, один из них, — хотя и говоривший великие слова и исцелявший. Взглянув на Него, они скорее не чувственными очами, но душой узрели, что лицо Его просветилось как солнце, а одежда стала подобной первому снегу, символу чистоты.
К своему удивлению ученики увидели Его беседующим с кем-то. И здесь, опять же душой, ибо они не видели ранее ни Моисея, ни Илию, они понимают, что Христос беседует именно с ними. Моисей умер, а Илия вознесся на небо на огненной колеснице. И это настоящее чудо: лик Христа, сиявший ярче солнца, Его белые одежды, и собеседники — из мира умерших и взятый на небо живым.
На чём беседовали пророки со Христом? Они вели разговор о последних днях жизни нашего Спасителя. Один из этих пророков хотел увидеть то, о чём он пророчествовал, ведь когда он был на горе Синай, то слышал глас Божий: «сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него» (Исх. 19:21). А здесь Моисею открывается величайшая тайна и он беседует со Христом, с человеком и Богом, с Богочеловеком. И Моисей пребывает в радости и восхищении. И пророк Илия, также участвовавший в этот беседе, постигает тайну спасения рода человеческого.
Вдруг Фавор покрывает светлое облако, и оттуда слышен глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, Его слушайте. Что это за голос? Это мираж или нечто большее? Святая Троица явилась на Фаворской горе — Дух Святой в виде облака, разговаривавший с пророками Иисус Христос, и голос Бога-Отца. Ученики в страхе падают на землю, ибо понимают, что приобщаются к Божественной тайне. Спустя время они поднимают глаза и видят своего Учителя в Его обычном виде. Стоит тишина и горячий Пётр обращается ко Христу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии… Зная о человеческой слабости, Христос запретит ученикам рассказывать об этом видении, сказав: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Какое отношение праздник Преображения имеет к нам, стоящим в этом храме? С одной стороны, это откровение Господне о том, что ждёт каждого из нас, если мы как апостолы послушаем голос с неба: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Кого нам слушать? Христа. Голос Его в Святом Евангелии, там всё написано — как надо жить, чтобы преобразилась душа, чтобы мы были в вечном общении с Богом. Где та дорога, кем она проторена, чтобы мы прошли этот путь преображения? Она проторена великими испытателями — святыми угодниками Божьими. Они своей жизнью доказали верность Христу через различные трудности и испытания, через мученическую смерть, как это было в годы безбожия. Они показали нам, как каждый из нас должен идти по пути преображения. Без внутреннего преображения невозможно быть с Богом. Одно из двух — или постепенное движение к свету, или погружение во тьму.
В праздник Преображения Господня каждый должен задуматься, куда он движется. Исполняем ли мы заповеди, которые Бог нам оставил? Преображаемся, как апостолы на горе Фавор, или катимся вниз, в бездну?
Можно долго говорить об этом празднике, о свете на горе Фавор. Святой Григорий Палама много писал об этом. Тварное ли это явление? Нет, это данность Божья, и Бог в виде этого нетварного света показал лишь часть Своего Божества. «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху», — то есть насколько они могли понять эту славу Божественного света. «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!» (тропарь праздника Преображения). С праздником!