«Дьявол — обезьяна Бога» — эта фраза, приписываемая святому Иринею Лионскому, прекрасно иллюстрирует главный принцип деятельности врага рода человеческого: извратить, совершить подмену. Прямо сбить человека с пути тяжело — куда легче подменить его жизненные ориентиры и ценности, при этом называя суррогат красивыми словами. Например, не блуд, а «пробный брак», «проверка чувств бытом» и тому подобное. Особенно ярко это проявляется, когда человек умирает. Родственники покойного закрывают зеркала, переворачивают табуретки, держатся за его ногу и так далее, но при этом забывают о самом главном — о молитве об усопшем.
Но сегодня мы будем говорить не о похоронных суевериях, а о другой тенденции последнего времени. Довольно часто верующие из числа «захожан» посещают храм с целью приобрести «свою икону», например, «Державную» или «Владимирскую». Если спросить такого человека, зачем ему именно «Владимирская», то он скажет, что это «его икона», и вообще «в интернете написано, что надо именно ее». Оказывается, в медийном пространстве активно муссируется новая идея — выбор иконы по дате рождения. Вот об этом «православном Зодиаке» я и предлагаю сегодня поговорить.
Найди «свою икону»
Сначала скажем, что же предлагают всякого рода оккультисты и эзотерики. Поисковая система Google выдает следующее (С Вашего позволения не буду давать ссылки, дабы не рекламировать сайты):
«С помощью иконы человек общается с Богом. Находясь в непростой жизненной ситуации, он обращается к священному образу с надеждой на помощь Всевышнего. Иконы способны исцелить человека от тяжких недугов и даже спасти от смерти, что можно назвать настоящим чудом».
С написанным в целом можно согласиться. Но важно отметить, что взирая на образ, мы умом восходим к Первообразу.
Читаем далее: «Все люди, верящие в Бога, имеют дома иконы». Согласны? Да, согласны. Когда человек в очередной раз согласился со сказанным (ничего страшного в тексте нет), следует подмена понятий: «Каждому из нас дана икона по дате рождения — так называемая икона-защитница». Само собой, после этого следует подробная инструкция, как найти «свою икону».
Это пример той подмены, о которой было сказано выше. Людей специально запутывают, чтобы они согласились и с последним высказыванием, противоречащим православному вероучению (в Православии нет икон по дате рождения). Но откуда же проистекают такие советы? Это становится понятно после внимательного прочтения «рекомендаций».
Тем, кто родился в период с 23 ноября по 21 декабря подходят иконы «Знамение» и «Тихвинская». Рожденным с 22 декабря по 20 января — икона Божией Матери «Державная» и так далее. Обратите внимание на временные промежутки — они совпадают с зодиакальными. Это значит, что выбор иконы по дате рождения является замаскированным гороскопом, а Православная Церковь, как известно, негативно относится к ним.
Православие против астрологии
В основе астрологии лежит вера в судьбу, а Церковь не поддерживает эту точку зрения, ведь вера в судьбу лишает человека самого главного — возможности выбора. Господь создал человека не роботом с запрограммированным поведением, а личностью с возможностью осмысленного выбора.
Об отношении Церкви к астрологии прекрасно сказал преподобный Максим Грек: «Пусть ни ворующий не говорит, что в его воровстве виновата планета Меркурий, как будто она влечет его, и против его желания, на татьбу; ни развратник пусть не считает виновницею его разврата планету Венеру; ни убийца да не выставляет планету Сатурна или Марса виновниками совершаемого им убийства» («Беседе души и ума об астрологии»).
Православный человек не может верить ни в судьбу, ни в знаки Зодиака. Православный христианин помнит слова Спасителя: «У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10: 30). Человеческая жизнь находится в руках Господа, и Он направляет человека ко спасению, не лишая того свободы выбора. А увлечение гороскопами лишает человека этой свободы, сковывая рамками судьбы и предопределения.
«От образа к Первообразу»
На эзотерическом сайте написано, что «правильно подобранные иконы способны отвести несчастья, гармонизировать отношения в семье и принести благополучие», поэтому нужно пояснить, как понимает иконопочитание Православная Церковь.
«Правильно подобранные иконы»… Что об этом думает Церковь?
Святой Иоанн Дамаскин сформулировал суть православного понимания иконопочитания: мы не поклоняемся ни доске, ни краске, ни мастерству художника; мы видим образ и обращаем свой мысленный взор к Первообразу — к Богу. Святитель Филарет (Дроздов) говорил: «Глядя на иконы, следует умом видеть Бога и святых, на них изображенных».
Тут есть важный момент: почитание икон не является магическим действием. Нельзя «правильно подобрать иконы», тем более по дате рождения. Господь требует от нас не «православного фэн-шуя», а сокрушенного сердца. В «Практическом руководстве по приходскому консультированию» сказано: «Ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону и ниспосылается Господом верующим в Него».
Вот в таком непростом мире мы живем. В мире подмены понятий и обмана. В связи с этим вспоминается новозаветное «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Чтобы не попасться на наживку «обезьяны Бога» и не свернуть с истинного пути, православному христианину нужно проявлять осторожность.