Впечатления священника И. Тихомирова, студента Казанской духовной академии, от посещения Троицкого Оптина мужского монастыря, где покоятся мощи преподобного Макария Алтайского
Нынешним летом мне пришлось быть в той местности, где покоятся останки известного апостола Алтая, отца Макария (Глухарева). Эта местность — уездный город Болхов Орловской губернии. В русской истории Болхов делается известным с 1556 года, когда в нем по повелению царя Иоанна Грозного была устроена крепость для обороны Московского государства от набегов Крымских татар. За три с половиной века Болхов много пережил и, не смотря на все тяжёлые бедствия, некогда испытанные им, все-таки не погиб и до сего дня существует. Теперь Болхов один из больших городов Орловской губернии; в нем 24 тысячи жителей (11 154 — 2017 г.), до 20 церквей, есть мужская и женская гимназии; от Орла отстоит на расстоянии 54 верст (грунтовой тракт). Вот вблизи (в полутора верстах) этого-то исторического города находится Троицкий Оптин мужской монастырь. Основание этого монастыря предание относит к XV веку и приписывает некоему Опте, бывшему разбойнику украинских лесов, а потом смиренному отшельнику и иноку Макарию.
Болховский монастырь расположен на высокой живописной горе, покрытой чудным бором; подле горы протекает из города река, впадающая в Оку. В 1843 году настоятелем этого монастыря был назначен основатель Алтайской миссии, архимандрит Макарий (Глухарев). Отец Макарий, вскоре же ко прибытии своем в город Болхов (15 ноября 1844 г.), снискал к себе любовь окрестного населения и стал почитаться народом за прозорливого и святой жизни старца. Многие, даже из дальних краев, приходили к нему послушать его доброго слова и получить полезный совет, и преподобный Макарий, не смотря на болезненное состояние, никому не отказывал в своем общении, всех удовлетворял и, таким образом, был светильником местного края. 18 мая 1847 года великий миссионер-подвижник и учитель Болхова скончался и оплакиваемый всеми был погребен в своей обители. Отец Макарий умер, но слава о нем, как о святом человеке, — угоднике Божием, не умерла и доселе живет в народе. Народ твердо верит в его предстательство пред Господом и считает своим священным долгом посещать его могилу. На могиле и вообще по молитвам отца Макария совершаются дивные дела Божия.
25—26 июня, когда я был там, память отца Макария была особенно почтена. Нужно сказать, что 26 июня (празднование в честь иконы Божией Матери «Тихвинская») — престольный праздник в Болховской Троицкой Оптиной пустыни. Местная чудотворная икона Божией Матери и могила отца Макария ежегодно (26 июня) собирают в обитель тысячи богомольцев. Итак, ныне 25—26 июня в обители преподобного Макария, а вместе с тем и в городе Болхове, совершилось великое церковное торжество. Прежде всего к этому времени прибыла в Болхов депутация Орловского Церковного историко-археологического общества (для открытия в Болхове своего отделения)[1], а затем туда же пришел многочисленный крестный ход паломников-трезвенников из города Белева (Тульской губернии) во главе с архимандритом Петром. Непрерывной лентой тянулись богомольцы по дороге в направлении от города к обители. Здесь были и простые сермяги — свитки крестьян, и пестрые платки женщин-мещан, и старые длиннополые сюртуки купцов и самые модные костюмы XX века. Видно, что все, без различия сословий и положений, спешили на праздник святой обители. Недолго оставалось до начала всенощного бдения. Некоторые из богомольцев, в ожидании службы, ходили по ярмарке разглядывая ее новости; другие отдыхали на зеленой траве в монастырском дворе, а большая часть теснилась у храма и пещеры отца Макария. Но вот прибыла в монастырь Орловская депутация и направилась к пещере отца Макария служить панихиду. Народ толпами повалил вслед.
Спускаемся в пещеру, где погребен блаженный отец Макарий. Пещера под придельным храмом во имя Воскресения Христова и несколько напоминает собой то подземелье в Чудове монастыре в Москве (только меньших размеров), в котором мученически скончался Святейший Патриарх Гермоген. Пред входом в пещеру справа висит портрет отца Макария; в пещеру ведут несколько ступеней. Первое, что бросается в глаза — это икона Божией Матери, а пред иконою паникадило. Направо в пещере дверь — отверстие, которое ведет в отделение пещеры или нишу, где находится гроб отца Макария. Входим и в это отделение. Прямо против двери на стене висит Распятие; внизу несколько выступает вперед каменное «надгробие» над гробом архимандрита Никодима, а направо у стены почти такое же (надгробие) над гробом блаженного отца Макария (Глухарева); немного выше выступа висит его портрет. В пещере отца Макария уже много лет живет один юродивый послушник. Этот человек Божий весьма мало ест и пьет; ходит и зимой, и летом в одном костюме — босой; спит также немного и все время проводит в молитве у гроба отца Макария. Начинается панихида, и величественное «со святыми упокой» оглашает низкие своды пещеры. Присутствующие опускаются на колена и усердно молятся у гроба отца Макария. Невольно чувствуется торжественность настоящей минуты. Душа объята каким-то священным трепетом. Панихида кончается, и мы идем в храм слушать всенощное бдение.
Всенощное бдение совершается особенно торжественно и в большей части на открытом воздухе. Помню, приближается время литии. Диакон начал говорить просительную ектенью. Монастырское и приезжее духовенство облачается в новые ризы. Но вот конец ектении, далее следует возглас священника и затем царские врата широко растворяются. Из алтаря выходит с жезлом в руке молодой, представительный архимандрит Петр, — за ним стройными парами духовенство. Два иеромонаха берут на руки Тихвинскую чудотворную икону Божией Матери и становятся впереди духовенства. В таком виде открывается шествие вокруг церкви. На монастырском дворе море голов. Четыре раза останавливается крестный ход; всякий раз диакон возглашает: «рцем вси, Господу помолимся», а архимандрит Петр осеняет крестом и кропит святой водой. Наконец, ход возвращается в храм. Здесь, пред началом шестопсалмия, выходит на амвон протоиерей и говорит народу одушевленное слово об отце Макарии, его святой жизни и тех чудесах, которые со дня его кончины и до настоящего времени совершаются в народе.
Всенощное бдение поздно кончается, и паломники (простой народ) тут же на монастырском дворе укладываются на ночлег.
Утро 26 июня. Над Болховом сплошной колокольный гул. То из городских церквей идут крестные ходы в мужскую обитель. В «Святых вратах» обители ход встречает архимандрит Петр. Затем следуют — Литургия и молебен пред празднуемой иконой Божией Матери. После молебна все наличное духовенство, в преднесении икон и хоругвей, при чудном колокольном звоне, сопровождаемое многочисленной толпой паломников, торжественно направляется к пещере отца Макария. В это время солнышко приятно греет, а легкий ветерок пробегает по обнаженным головам. У пещеры все останавливаются. Здесь протоиерей Леонид обращается к паломникам с глубоко прочувствованною речью об отце Макарии; он призывает всех помолиться у гроба блаженного старца и великого подвижника, чтобы Господь поскорей прославил его среди нас и, таким образом, явил нам Свою милость. Голос проповедника проникновенно звучит и глубоко западает в душу. В толпе слышатся сдержанные рыдания и отрывочные возгласы: «Господи, прости нас грешных. Господи, яви нам милость Свою». Затем, начинается великая панихида; «во блаженном успении» возглашается в пещере у самого гроба отца Макария; народ опускается на колена и «вечная память» звучно и громко разносится в воздухе. Панихида кончена. Крестный ход возвращается в церковь, а паломники, давя друг друга, устремляются в пещеру к отцу Макарию.
Источник: Известия по Казанской епархии. — 1914 г. — №46. — с.1450-1453
[1] В Болхове было открыто отделение Орловского церковного историко-археологического общества и названо «Макарьевским» в честь отца Макария (Глухарева). Отделение кроме обычных задач еще имело свою особую задачу — всемерно содействовать прославлению отца Макария.