Мы завершаем публикацию статьи загадочного С.А.П. из Вологды, статьи, увидевшей свет в далёком 1912 году. Сто с лишним лет прошло, а проблемы одни и те же… Всем, у кого душа незаметно «прилепилась» к богатству; всем, кто ругает свою жизнь за то, что не хватает денег на новый холодильник; всем, кто с утра до ночи трудится не ради семьи, а с навязчивой мыслью «ещё чуть-чуть, и заживу», посвящается…
...Что за печали века сего? Это заботы о стяжании богатства, о суетной славе и разных удовольствиях. Они окружают, теснят человека с разных сторон, так что он не имеет покоя ни днём, ни ночью. Такой человек за житейскими хлопотами о своём благополучии не видит ни добрых людей, ни ясного неба, ни ласкового солнца. Он сверх сил трудится, погружен —; но нет ему отрады. Погоня за счастьем, которое, как призрак, как тень убегает от него, наполняет сердце его печалью. Он не может и не способен радоваться. Уныние, разочарование, нередко полное отчаяние —; вот обычные спутники такого искателя земного благополучия и радостей жизни.
Не таков христианин, и не таково его внутреннее настроение. Ноша его —; ноша Христова, а она легка, и несение её проливает отраду в человеческое сердце. У него нет, и не может быть этой многозаботливости, разрушающей нашу жизнь. Христианин предает себя в волю Божью, и во всём полагается на Бога. Он верует, что «Господь направляет шаги человека» (Притчи, 20:24), и что ни один волосок с головы его не упадёт без воли Отца Небесного (Лк. 21:18). Оставляя в стороне всякую многопопечительность как суетную и бесполезную, он заботится о главном: «ищет царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Иными словами —; стремится исполнить заповеди Христовы, которые «не тяжелы» (I Ин, 5:3)».
Бремя Христово легко… А почему?
Итак, слышит он заповедь Христову: «Не заботьтесь о завтрашнем дне…, довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34) —; и старается устроить свою жизнь по этой заповеди. Не мудрствуя лукаво, не увлекаясь несбыточными планами —; устроить свою жизнь по этим планам на много лет вперёд, он старается, прежде всего, делать как можно лучше ближайшее свое дело, и, трудясь так каждый день, успевает сделать многое для себя и для ближних. Не тяготясь своим жизненным жребием, посланным ему от Бога по Его премудрой заботе, он всякое дело, какое требуется от него, исполняет тщательно, с любовью, и в своём труде достигает возможного для него искусства, совершенства.
Со всеми ближними своими он ведёт себя кротко, любовно, примерно, и не может поступать по-другому. Потому что, ставя себя перед лицом Всевидящего Бога, и не зная, когда наступит конец жизни, каждый наступающий день он считает последним, данным от Бога на покаяние и исправление. При таком настроении может ли быть место гневу или раздражению? Конечно, нет, потому что память о смерти предохраняет христианина от всяких грехов, как сказал об этом еще в Ветхом завете премудрый сын Сирахов: «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь» (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 7:39). Готовясь к нелицеприятному суду Божьему за порогом смерти, он строго пересматривает свою жизнь и, найдя в своём сердце что-нибудь строптивое и лукавое, спешит очистить себя Покаянием и примириться с Богом.
Примирившись же с Богом и имея чистую совесть, христианин испытывает постоянное радостное настроение духа, и неизменное, чуждое всякого лицемерия, благорасположение к людям. Господь сказал нам, что чистые сердцем узрят Бога; и несомненно, что для христианина, стяжавшего чистоту сердца, уже здесь на земле, сокровенно и внутренне, невидимо для людских взоров, но ясно и ощутимо для него самого, начинается такое созерцание или то царство Божие, которое «правда, и мир, и радость о Духе Святом» (Рим., 14:17). Для него заповедь Апостола —; всегда радоваться о Господе —; является уже не столько заповедью, которую нужно исполнить, сколько точным изображением действительности, того самого, что он всегда в себе переживает.
Брат-христианин! Возьми на себя благое иго Христовых заповедей и, устраивая со страхом спасение своё, всегда радуйся о Господе!
С.А.П. Вологда, 13 октября 1912 года