Почему иго Христово благо и бремя Его легко? Ответу на этот вопрос, способный возникнуть при чтении Евангелия, посвящает свою статью некий С.А.П. из Вологды — и статью эту, уже, казалось бы, похороненную под спудом столетия, мы с вами извлекаем на свет и, словно драгоценную жемчужину, рассматриваем под увеличительным стеклом внимательного чтения. Проект «Троицкое слово», в рамках которого мы публикуем материалы одноименного православного журнала 1912 года, продолжается!
Иго Христово благо, потому что приводит человека к благому концу — спасению души. Взявший его на себя стремится к нравственному совершенству, потому что это заповедано ему Спасителем — Иисусом Христом: «Так будьте совершенны, как совершенен Ваш Небесный Отец» (Мф, 5:48). Достижение нравственного совершенства или святости — задача земной жизни христианина и всей его деятельности. «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: Будьте святы, потому что я свят» (1 Пет. 1, 16), — говорит апостол Пётр в своём послании.
Поэтому взявший на себя иго Христово начинает заботиться уже не о стяжании богатств, не об угождении плоти, не об удовлетворении своего тщеславия и т.д., а о том, как ему научиться жить богоугодно, как исполнить волю Божию, как уберечь себя от всякой скверны, как сделать свою душу достойной пребывания в ней Духа Святого. Конечно, кто со всей искренностью, усердием и любовью к этому устремляется, тот, с помощью Божьей, достигает желаемого и по трудам своим достойно от Бога получает венец. Поднятое христианином Христово иго приносит добрый плод — чистоту души, а печаль по Богу приводит ко спасению. Ведь «Сеющие слезами божественными пожинают колосья радости вечной жизни».
Как погоня за счастьем заканчивается сердечной печалью
Бремя Христово легко, потому что избавляет человека от суетной многозаботливости, бесполезно иссушающей его сердце и изнуряющей его здоровье. Человек, живущий без Христа и вне Его святой Церкви, считает возможным одними собственными силами устроить свою жизнь так, чтобы в ней оставалось одно только приятное, и устранено было все неприятное. Слишком полагаясь на свои силы, он забывает о своей ограниченности, забывает о том, что даже самое ближайшее будущее ему неизвестно.
Эта полная неизвестность будущего (даже событий завтрашнего дня) нимало не смущает его. Он не повторяет вслед за поэтом: «Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит». Наоборот, самообольщённый мечтатель с дерзостью возражает, что жизнь его непременно пойдет по заранее намеченному им плану, что она будет счастлива, спокойна, приятна… К этому призраку земного счастья направлены все его мысли и стремления. А лучшее средство для такого благополучия, по его мнению — земное богатство, когда человек, подобно евангельскому безумному богачу, мог бы сказать себе: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». И вот появляется обольщение богатства и неразлучные с ним печали века сего»...
О том же, почему несчастен человек, мечтающий разбогатеть, читайте на нашем сайте совсем скоро.