Осталась неделя до начала Великого поста, и завтра — Вселенская родительская суббота. Это день особого, большого поминовения усопших. По-русски — день большого воспоминания уснувших. Ещё три таких родительских дня будут на второй, третьей и четвёртой субботах Великого поста. Но в чём тут связь? Зачем пост совмещается с особой молитвой об усопших?
Христианство — религия любви
Протопресвитер Александр Шмеман в своей книжке «Великий пост» объясняет эту связь очень просто. «Христианство есть религия любви», — говорит он, и напоминает, что Христос принёс человечеству новую заповедь — любить друг друга. Любить — это отвернуться от себя, наплевать на эгоистические позывы, забыть про «хату с краю» и другие народные оправдания, и направить свою жизнь на служение ближним.
И если мы призваны любить друг друга, то и усопшие, уснувшие наши родители, друзья, начальники входят в круг нашей любви, тем более, если вспомнить слова из Писания о том, что у Бога все живы. Эти люди уснули в ожидании всеобщего воскресения, но мы помним про них, только если любим. И наоборот: если мы любим их, то помним про них.
Вселенская родительская суббота и есть великое выражение этой нашей памяти об усопших, нашей любви к ним. Вечер пятницы и завтрашнее утро будет посвящено усиленной молитве за тех, кто уже не дышит, но кто продолжает жить. Сегодня в храмах будет необычная вечерняя служба — всенощное бдение, соединённое с Парастасом (ударение на последний слог) — Великой панихидой.
Великая панихида
Парастас с греческого так и переводится — «ходатайство». Мы будем ходатайствовать, просить Бога за наших ближних. К счастью, этим вечером нам в храме будет всё более-менее понятно, потому что Великая панихида — это служба, на основе которой в сокращенном виде строятся наши привычные двадцатиминутные панихиды. Будет полностью читаться светлый и радостный канон, который напоминает нам о мучениках, положивших за Христа душу и до сих пор молящихся за нас, напоминает и о том, что нам с вами тоже надо всегда обращаться ко Христу и Пресвятой Богородице с молитвой об усопших. Будет знаменитая 17-тая кафизма — батюшки выйдут из алтаря, и посередине храма прочтут длинный 118 псалом, воспевающий участь праведников.
Надо знать: сегодня — великая панихида, завтра — Вселенская суббота
Обязательно прочтите этот псалом в переводе. Это учебник того, о чём и как праведные просят Бога. «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоём оживи меня»; «Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим»; «Заблудился я, как овца пропавшая; взыщи раба Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл».
Литургия — тайна единства с усопшими
Ну а утром мы пойдём на Литургию. И здесь снова Бог явит Себя как Любовь. Один мой знакомый батюшка однажды зашёл в алтарь, поговорив с кем-то, и взволнованно произнёс: «Ну что я скажу этой женщине, у которой только что умер сын? Я знаю, что сказать: молитесь, приходите на Литургию, и вы сможете вновь соединиться с сыном, вновь быть рядом с ним, ведь Божественная Литургия — это чудо, когда за трапезой в Небесном Царстве встречаются христиане, и становятся так близки друг другу, что ближе и некуда… Но как я скажу это ей? Сейчас она не сможет понять».
Да, почти никогда мы не можем понять, особенно, когда боль свежа, и из открытой раны хлещет кровь. Но вот завтра пойдём мы на Литургию, и будем молиться (в большинстве своём) о тех, кого уже давно нет на земле с нами. И пусть каждый из нас подошёл к Богу в свою меру, пусть все мы ещё не научились подставлять руки Божьей благодати, изливающейся на нас в Церкви, но всё же частично, неполно — но можем и мы прикоснуться к тайне Божественной Любви, к тайне Божественной Литургии. На ней мы становимся Одним Христовым Телом, и любовь соединяет нас во Христе.
Родные ждут нашего причастия
И ещё скажу: для тех, кто привычно ходит на службы, но не думает о том, что Литургия создана для того, чтобы на ней причащаться Тела и Крови Христовых. Скажу не своими словами, а высказыванием светоносного старца, святого батюшки Серафима Саровского. Он сказал, что благодать Святого Причащения распространяется и на род причащающегося человека. Поэтому наши сродники — и прошлые, и будущие — ждут нашего причастия Иисусу Христу, ждут нашего приближения к Богу, а потому если любим мы их, то нельзя самовольно отворачиваться от Того, Кто есть Любовь и беспричинно отвергать Чашу спасения, протянутую нам Его рукой на Литургии.
Об этом надо знать, это надо помнить, к этому надо стремиться.