Открытие Болгарской Исламской академии в Татарстане: чего ждать православным верующим?

10263
Фото

14 июня 2015 года на традиционном для Татарстана празднике «Изге Болгар Жиены», посвященном очередной годовщине принятия ислама волжскими булгарами в 922 году, Центральное духовное управление мусульман Российской Федерации совместно с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан озвучило идею создания в пределах города Болгар первой в России Исламской академии.

Этот призыв нашел поддержку в лице Президента России В.В. Путина, который уже через три месяца, в своей речи по поводу открытия Московской соборной мечети, выразил одобрение предложенной инициативы.

В результате, 5 ноября, в День народного единства, главой республики Татарстан Р.Н. Миннихановым был подписан Указ №УП-1066 «О создании Болгарской Исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божией Матери».


Исламское образование в России

История развития исламского образования на территории нашей страны начинается более тысячи лет назад. Описание путешествия Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию в X веке содержит сведения о том, что население Поволжья еще до официального принятия ислама было знакомо с ним, имело мечети и религиозные учебные заведения — медресе.

После завоевания войсками Ивана Грозного мусульманских ханств медресе становится центром духовной жизни рассеянных общин, из среды которых выходят богословы и муллы. Расцвет медресе начинается с царствования Екатерины II, покровительницы ислама в России, и достигает своего пика в XIX — первой трети XX вв. В это время в Казанской губернии и за ее пределами живут и пишут Шигабуддин Марджани (1818-1889), Исмаил Гаспринский (1851-1914), Галимджан Баруди (1857-1921), Йусуф Акчура (1876-1935), Муса Бигиев (1875-1949), Хади Атласи (1876-1938) и др.

Творчество татарских улемов (ученых) вызывало уважение далеко за пределами России. Их знали и изучали в арабских странах, в Османской империи и в сменившей ее Турецкой Республике. Мусульмане Поволжья немногим позже своих восточных единоверцев примкнули к обновленческому движению, джадидизму (джадид — с араб, «новый»), которое предполагало реформирование системы классического религиозного образования, исключало слепую зубрежку, выступало за высказывание личного мнения шакирда (ученика) в процессе обучения, введение европейских методик и светских предметов в программу.

Советское время стало роковым для исламского образования: официально оно полностью перестало существовать. Преподавание религиозных дисциплин ушло в подполье, в частные дома и квартиры. Только в 1946 году после Великой Отечественной войны власти пошли на уступки и открыли в Бухаре медресе Мир-Араб, в котором обучались все мусульманские священнослужители вплоть до 1980 года. «Перестройка» Горбачева открыла новую страницу в истории российского ислама: количество людей, желающих узнать больше о своем вероисповедании, резко выросло, что обусловило открытие в мусульманских регионах России и в городах, где компактно проживает мусульманское население (Нижний Новгород, Самара, Астрахань) исламских образовательных учреждений.

Однако открытие большого количества религиозных исламских школ не привело к качественному скачку и росту уровня образовательной подготовки специалистов. Устаревшие дореволюционные пособия и методики, недостаток высококвалифицированных преподавателей, а также неясные перспективы трудоустройства студентов тормозят прогресс в этой области.

Сложившаяся ситуация неоднократно побуждала муфтиев обращаться к руководству страны за помощью. В 2003 году по поручению Президента была подготовлена Концепция развития исламского образования, которая предполагала создание исламских университетов в Москве, Казани, Уфе, Махачкале и Грозном. Целью создания этих университетов была не только подготовка специалистов на своей базе, но и выстраивание многоуровневой системы образования, которая сейчас выглядит следующим образом:

  1. Профессиональное исламское образование.
  2. Высшее профессиональное образование в ВУЗе.
  3. Развивающее исламское образование.

Для финансовой поддержки концепции был сформирован Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, который выделял гранты на осуществление образовательной деятельности, выплачивал стипендии, готовил и издавал учебные пособия, проводил конференции, семинары и круглые столы.

В 2007 году были предприняты новые шаги на уровне Правительства Российской Федерации для оказания помощи развитию исламского образования. По решению Министерства образования и науки пять исламских ВУЗов были прикреплены к пяти государственным ВУЗам в целях усовершенствования их методологической базы и обмена опытом. В результате этого решения Казанский федеральный университет вошел в контакт с Российским исламским институтом города Казани, позже на базе Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ был открыт Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования, который занимается дополнительным образованием и переподготовкой служителей мусульманского культа.

Причины открытия Болгарской академии

Если вы задаетесь вопросом, почему государство так много делает для развития исламского образования в стране, то ответ достаточно прост. Чеченские войны и рост экстремизма на фоне религиозной безграмотности населения привели к тому, что власти осознали необходимость воспитания мусульманской молодежи и противопоставления агрессивным трактовкам ислама своей, традиционной и миролюбивой, как сейчас принято говорить, татарской. Едва ли возможно оспорить тот факт, что именно после стажировки в арабских странах выпускники Набережно-челнинского медресе «Йолдыз» увлеклись экстремизмом и до сих пор бегают по свету, из одной горячей точки в другую.

Отсутствие исламских ВУЗов в лихие девяностые вынуждало молодежь покидать родину и искать знаний за рубежом. После открытия пяти исламских университетов незащищенной осталась только третья, высшая ступень исламского образования. Болгарская Исламская академия как раз призвана способствовать развитию отечественного исламского богословия.

В настоящее время в ней планируется открытие пяти кафедр, которые, помимо докторов наук, будут готовить бакалавров и магистров:

  1. Исламской экономики и права.
  2. Корана, Сунны, вероучения.
  3. Менеджмента и государственно-конфессиональных отношений.
  4. Арабского языка и литературы.
  5. Татарского языка и литературы.

Мусульманская умма (община) испытывает особенную нужду в строительстве академии еще и потому, что практика обучения за границей все более обнажает свою неэффективность. Среди минусов такого подхода необходимо выделить:

  1. Отсутствие контроля над процессом образования со стороны мусульманских структур.
  2. Абсолютная несогласованность в критериях отбора студентов, направляемых за рубеж; примитивность вступительных экзаменов для иностранцев.
  3. Мифологическое восприятие арабского общества.
  4. Выпускники иностранных ВУЗов, даже в случае успешного их окончания, оставались безработными в России. Желающие посвятить себя богословской деятельности могли рассчитывать, в лучшем случае, на пост сельского имама.

Болгарская академия видится панацеей от всех бед, но ее функционирование до сих пор остается под вопросом. В первую очередь, бросается в глаза высокая планка, которую ставит перед собой умма. В частности, ректор академии Рафик Мухаметшин пообещал, что каждый год в академии будет защищаться 10 докторов богословия1 2 3. Не слишком ли это много? Есть ли у учебного заведения методологические и кадровые основания для достижения этой цели?

Очевидно, что без помощи иностранных специалистов обойтись не получится, ведь обучение должно вестись на арабском, а написание квалификационной работы также обязывает использовать этот язык.

В том же интервью ректор пообещал, что для работы в качестве преподавателей будут привлекаться зарубежные специалисты, в том числе из Египта, Марокко и Сирии. Весной 2016 года руководство академии уже успело подписать соглашение о сотрудничестве с Каирским университетом ал-Азхар, которое предполагает, что российские исламские ВУЗы будут приравнены к уровню санавийа (базовому) египетского образовательного стандарта, что позволит российским выпускникам продолжить обучение в ал-Азхаре.

Также ходят слухи, что лицам, окончившим Болгарскую академию, будет выдан диплом не только российского образца, но и одного из зарубежных исламских ВУЗов. Сейчас обсуждается сотрудничество с марокканским университетом ал-Карауин и Дамасским исламским университетом.

Отношение православных верующих к открытию академии

Новость о создании Болгарской Исламской академии не вызвала среди православного населения негативных эмоций. Верующие отнеслись к этой инициативе или положительно, или индифферентно. При этом воссоздание Казанского собора на месте обретения знаменитой иконы повлекло за собой шквал негодования и возмущения в интернет-пространстве. Националистически настроенные представители татарской нации не только создали особое интернет сообщество, призывающее не допустить строительство храма, но и обратились с петицией к Президенту Р.Н. Минниханову, правда, безуспешно. В их глазах воссоздание святыни станет толчком к развитию православия в регионе, новым этапом христианизации мусульманских народов Поволжья.

В свете открытия Исламской академии закономерно поднимается вопрос о возрождении Казанской духовной академии на базе местной духовной семинарии. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан неоднократно подтверждал свое желание провести эту реформу в течение пяти лет. Проблемы, с которыми предстоит столкнуться, практически те же, что и у наших мусульманских коллег. В первую очередь, не так просто возродить научную школу дореволюционной Казанской академии, однако такое возрождение возможно без помощи иностранных специалистов. С другой стороны, привлечение деятелей науки из других городов, расширение исследовательской, преподавательской, издательской деятельности до академического уровня невозможны без увеличения финансирования — скрытые резервы в Казанской духовной семинарии отсутствуют.

В общем и целом, можно сказать, что строительство Болгарской Исламской академии благоприятно скажется на состоянии российского общества, а также будет способствовать принятию решительных шагов на пути к воссозданию Казанской духовной академии.

Примечание

1 А. М. Салахов. Расцвет исламской богословской школы России.
2 Реальное время.
3 tatarstan-mitropolia.ru/all_publications/publication/?ID=58241

Новости по теме

Глава Татарстанской митрополии принял муфтия города Москвы Альбира хазрата Крганова Глава Татарстанской митрополии принял муфтия города Москвы Альбира хазрата Крганова

4 декабря в Казанском епархиальном управлении состоялась встреча митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла с муфтием города Москвы, главой Духовного собрания мусульман России Альбиром хазратом Кргановым.

Учащиеся воскресных школ города Казани посетили дом священномученика Иоасафа Чистопольского
Учащиеся воскресных школ города Казани посетили дом священномученика Иоасафа Чистопольского

1 декабря, в канун дня памяти священномученика Иоасафа, епископа Чистопольского, воспитанники воскресных школ первого благочинического округа города Казани посетили дом, где святитель провел последние дни своей жизни.

Священнослужитель Казанской епархии принял участие в XXII Алма-Атинских православных образовательных чтениях Священнослужитель Казанской епархии принял участие в XXII Алма-Атинских православных образовательных чтениях

22 ноября в Алма-Ате в тронном зале Духовно-культурного и административного центра Казахстанского Митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова) состоялись XXII Алма-Атинские православные образовательные чтения.

В Альметьевской епархии состоялось пленарное заседание Епархиальных Рождественских образовательных чтений
В Альметьевской епархии состоялось пленарное заседание Епархиальных Рождественских образовательных чтений

22 ноября 2024 года в Молодёжном центре Альметьевска прошло пленарное заседание XIII Рождественских образовательных чтений на тему «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».