«Богу не нужны наши страдания — это нужно нам»

18022
Фото

Сегодня уже третье воскресенье Великого поста, которое называется Неделей Крестопоклонной. Святая Церковь выносит для поклонения Честный Крест Господень, чтобы мы вспоминали слова Христовы: «Кто хочет идти за Мной, отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Для многих из нас крест является привычным и обыденным предметом. Мы все носим крестики на груди и надеемся, что это сделает нашу жизнь безопасной, безоблачной и легкой, ведь Господь сказал: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». То есть все благо и все легко. Это действительно так, но прежде чем эти слова начнут сбываться, нам необходимо выполнить одно условие, озвученное в Евангелии. Господь сказал: «Отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной». «Отвергни себя» — звучит очень жестко и категорично. Отвергни — значит, перестань думать о себе и забудь себя. «Возьми крест свой и следуй за Мной». Как же так? Мы же посещаем храм, чтобы нам стало легче. Мы приходим за помощью и утешением, открываем Евангелие, а там: «Забудь себя, отвергни себя». Нужно сказать, что эти слова являются одними из самых важных во всем Священном Писании. Это своего рода указатель на перекрестке нашей жизни. Стрелка налево — «Бери от жизни все, ни в чем себе не отказывай». Это дорога в бездну. Стрелка направо — «Отвергни себя, возьми крест свой». Это путь ко спасению.

«Отвергни себя, возьми крест свой и следуй за Мной»

Что такое крест свой? Это череда событий и жизненных обстоятельств: происшествия, болезни, взлеты, падения. Наш крест — это все, что с нами случается. Как мы несем свой крест? Мы ропщем, отчаиваемся, проявляем недовольство и ищем виноватых. Мы все воспринимаем очень болезненно, а приходя в храм, спрашиваем: «За что?! Почему? За что мне такие муки?». Но задача священника состоит не в том, чтобы избавить от страданий, а в том, чтобы объяснить их смысл. Часто люди живут совершенно неосмысленно. Они не воспринимают жизнь как дорогу, которая куда-то ведет. Просто живут — и все! Люди решают сиюминутные проблемы. Заболели — надо вылечиться. Уволили с работы — надо устроиться на другую. Хорошо, Бог даст тебе здоровье и даст тебе хорошую работу. Но на этом все, что ли?! А как же спасение души, а как же Царство Божие? Царство Божие — это же не просто смерть и вспорхнувшая душа. «Царство Божие», — говорит Господь, — «внутри вас есть». Его надо искать, к нему надо стремиться. Если мы не найдем Царство Божие здесь, то мы не наследуем его и там. Но мы не ищем Царство Божие — мы ищем приключений на свою голову, а затем начинаем обвинять Бога: «Господь мне послал тяжелое испытание!». Никто тебе ничего не посылал — ты сам залез в эту яму и имей смелость признать это.

Но как же искать Царство Божие? Известно как: «Только чистые сердцем Бога узрят». То есть узнают Бога только чистые сердцем. Поэтому нам надо очищать свое сердце. Надо вытеснять из сердца страсти, поселившиеся в нем, освобождая место для добродетелей. Некоторые, например, подвержены страсти гнева, осуждения, зависти. У них все клокочет внутри, и это бульканье невозможно отключить, но можно хотя бы не выносить это наружу. Это нам вполне по силам. Как бы мы ни были раздражены и разгневаны на начальника, мы же держим язык за зубами. Так же надо поступать и в семье — держать язык за зубами. Если не получилось, и произошел срыв, то нужно каяться и просить у Бога помощи. Господь на нашей стороне — Он нам поможет. Да, этот процесс небыстрый и болезненный, но Господь поэтому и говорит: «Возьми крест свой». Это значит, что какое-то время придется повисеть на кресте. Некоторые недоумевают: «Как же так? Ведь Господь сказал: „Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть“». А это уже плоды креста. Плоды! Первоначальный же этап — это тесные врата, слезы, пот, кровь. Святые отцы говорят: «Дай кровь и прими дух». А что, разве нельзя без крови обойтись? Неужели Богу жалко для нас, своих детей, благ и даров? Да не жалко! Хорошо, если ты дитя Божие, а если ты свинья, перед которой нельзя метать бисер? Ты готов терпеть, ты готов страдать ради бисера духовного? Готов? Если нет — значит, свинья, которая в любой момент начнет попирать святыню своими ногами.

Крест Христов

Мы должны понять, что наша боль Богу совсем не нужна. Ему не нужны наши страдания — это нужно нам. Почему? Потому что человек, к сожалению, без боли мало что способен понять. И как только человек начнет понимать, что все происходящее в его жизни — это результат его выбора, то он начнет познавать Бога. Помните, как это произошло у распятого разбойника, находившегося справа? Он сумел увидеть Бога, а штатные богословы — фарисеи и книжники — всю жизнь изучали Священное Писание и ждали Мессию, но так и не узнали Его. Они не признали в Иисусе Господа, Христа Спасителя, а, наоборот, стали хулить Его. А распятый разбойник, как только стал сокрушаться и обвинять себя, узнал в Христе Бога, страдающего за все человечество, потому что Господь открыл ему глаза.

Так же и мы. Как только мы начнем осуждать самих себя, а не кого-то другого, это будет означать, что мы взяли свой крест и понесли его. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Терпеливое несение креста есть истинное покаяние». Некоторые спрашивают: «А что значит покаяться? Что значит истинное покаяние?». Святитель Игнатий отвечает: «Истинное покаяние — это терпеливое несение креста». И простое человеческое счастье, к которому мы все стремимся, достигается только терпеливым несением креста, поскольку крест является средством спасения. Когда мы это осознаем, крест становится благим и легким, и сбываются слова Божии: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Аминь.

Новости по теме

В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе

18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, митрополит Кирилл совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Казанском соборе столицы Татарстана.

Анонс служения митрополита Кирилла на первой седмице Великого поста Анонс служения митрополита Кирилла на первой седмице Великого поста

18 марта. Понедельник 1-й седмицы. Мученика Конона Исаврийского. Начало Великого поста Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого

Великий пост — лестница к небу
Публикации 18 марта 2024
Великий пост — лестница к небу

Великий пост является великим не только по своей продолжительности, но и по значению. Это единственный пост, когда меняется не только наш стол, но и весь привычный богослужебный строй, даже «Господи, помилуй» поют особым, великопостным распевом.

Особенности великопостного богослужения
Публикации 18 марта 2024
Особенности великопостного богослужения

Великий пост — это особое время, в которое Церковь призывает каждого из нас заглянуть в глубину своей души, остановиться в нескончаемом потоке жизненной суеты, отдышаться и подумать, верен ли наш путь.